Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФОРМИРОВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ "СВИДЕТЕЛЯ"

--

Кто такой «свидетель»? – это тот в нас, который осознает любое проявление эго и любые желания, через которые себя проявляют гуны. «Свидетель» – этот тот, кто знает и который имеет волю, чтобы при необходимости изменить то, что он свидетельствует. И в то же время «Свидетель» – это канал, связывающий Божественного Пурушу в нас с более высокими планами сознания и низшей Природой.

Ещё одной особенностью «Свидетеля» является то, что он растёт по мере того, как получает опыт, при использовании его духовным искателем. В действительности же духовный искатель не выше «Свидетеля» и, поэтому «Свидетель» не может быть инструментом человека, так же как раб не может быть хозяином своего господина. Тогда что является побуждающим фактором для формирования «Свидетеля»? Истинное «Я» человека, или его Психическое существо, пробуждает интерес человека к осознанию всевозможных внутренних реакций. Вначале человек предполагает и даже уверен, что это его собственный интерес, так как еще находится в полной захваченности низшей Природы. В период захваченности человек является частью низшей природы и послушным её исполнителем, и все её движения воспринимает как свои собственные, поэтому, его возможности осознания каких-либо внутренних состояний возможны только во временной последовательности. Это связано с тем, что все процессы и любые состояния, которые может переживать человек, протекают во времени в определенной последовательности, т. е. во времени низшая природа человека одномерна и не способна выйти за пределы своей одномерности. В связи с этим, человек может осознавать только те состояния или реакции, которые уже прошли. Он как бы вспоминает их, оглядываясь назад, но такого рода осознание мало что может изменить, так как «поезд уже ушёл». Совершенно другую картину можно наблюдать, когда у человека начинает формироваться «Свидетель», который реально не принадлежит привычному для нас горизонтальному времени. Его время вертикальное, и оно осознается человеком, как безвременье или вечность. Это связано с тем, что вся внешняя часть человеческого существа принадлежит горизонтальному времени, для которого вертикальное время осознается как математическая точка, не имеющая протяженности. Вся дальнейшая эволюция человека должна проходить в вертикальном времени, в которое постепенно должны быть переведены все части человеческого существа.

Время можно сравнить с рекой, струи которой наиболее быстры в середине её, а те, которые ближе к берегу, становятся все более медленными, и у самого берега течение реки почти совсем не заметно. Эволюция человека, как мы уже говорили, происходит в вертикальном времени, другими словами, перпендикулярно основному его направлению. В примере с рекой времени, можно сказать, что эволюция перемещается по направлению к берегу во все более медленные её струи. И когда однажды она достигнет берега, то время её остановится – это и будет супраментальная вечность. Истинная вечность имеет одну очень важную особенность – она охватывает своим взором все бесконечное прошлое и будущее потока времени. сказанное здесь может породить вопрос, что в супраментальной вечности не должно быть эволюции, так как там нет потока времени. Но мы уже говорили, что эволюция происходит не в потоке времени, а в восхождении над ним.

Но вернемся к «Свидетелю». Из того, что было уже сказано понятно, что «Свидетель» всегда выше того, что он свидетельствует – он в другом, более высоком потоке, в котором время течет более медленно (вспомните метафору с рекой). В этом случае «Свидетель» становится недостижим для всего, что он свидетельствует, потому что каждая форма жизни соответствует своему потоку времени, и каждое внутреннее состояние, которое воспринимается «Свидетелем», возникает во времени отличном от времени «Свидетеля». Поэтому, когда та часть сознания, через которую проявляет себя «Свидетель» достаточно бдительна, то она недоступна влияниям низшей природы. Но во Вселенной всё имеет свой спектр, и в начале своего формирования «Свидетель» способен осознавать только низшие более грубые части спектра всевозможных проявлений низшей природы в человеке. Это связано с тем, что в «Свидетеле» в начале еще недостаточно выражена способность к различению, да и тонкость восприятия у него ещё недостаточна – всё это придет к нему позже. В действительности «Свидетель» – это рука помощи, протянутая с супраментального «берега», это луч супраментального света-сознания, перекинутый от смерти к бессмертию, и если человек достаточно восприимчив, то осознает это, как внутреннее стремление, призывающее к другой жизни. При этом ценности материального мира утратят для него свое значение, а жизнь ради жизни потеряет свой смысл.

«Свидетель» всегда формируется вокруг супраментального луча света, но по своей внутренней структуре соответствует следующей ступени плана сознания, над тем планом, который он способен свидетельствовать. Благодаря тому, что в центре «Свидетеля» горит супраментальный свет, который может быть осознан человеком как абсолютный покой, у человека есть возможность поднимать «Свидетеля» на все более и более высокие ступени сознания. Но это становится возможным только тогда, когда предшествующий уровень «Свидетеля» сформирован окончательно. Формирование «Свидетеля» происходит в процессе его функционирования, когда он осознает различные внутренние состояния, что, в конечном счете, приводит человека к знанию, что все эти внутренние состояния ему не принадлежат. В дальнейшем человек, благодаря «Свидетелю», получает возможность осознавать более тонкие движения низшей природы в нём, и это ведет к тому, что свидетель поднимается на еще более высокую ступень восприятия. Но и на этом уровне центром «Свидетеля» остается супраментальный луч, несущий в себе абсолютный покой.

Любое внутреннее состояние имеет центр и периферию. Центр более ярко выражен и поэтому наиболее легко осознается человеком. Но если человек хочет осознать периферию какого-либо внутреннего состояния, то это он может сделать только в том случае, если, находясь в позиции «Свидетеля», переместится в сторону наибольшего покоя. Для этого человек должен создать в себе субъективное состояние максимальной неподвижности, что позволит ему осознать те движения, которые прежде не осознавались. В период такого осознавания формируется следующая более высокая ступень «Свидетеля».

Вначале, когда только начинает формироваться «Свидетель», человек еще не свободен от всевозможных захваченностей низшей природы, и в связи с этим, часто оказывается под её влияниями, которые делают его несознательным исполнителем её воли. Постепенно, по мере его настойчивого возвращения в позицию «Свидетеля», он становится недоступным её низким и грубым влияниям. Но низшая природа никогда так просто не отпустит человека, и будет бороться за него до конца. Она будет нападать на него внезапно, врасплох, или подкрадываться медленно и незаметно, накапливаясь в человеке и постепенно овладевая им. Для человека, избравшего внутренний путь, подобного рода активность низшей природы, крайне полезна, так как способствует росту его сознания и воли.

В дальнейшем, когда у духовного искателя закончилось формирование первого «Свидетеля», и человек, будучи достаточно бдительным, уже не позволяет грубым внутренним состояниям захватить его, всё повторяется в уже описанной здесь последовательности. Это время формирования «Свидетеля» на более высоком уровне, на котором человек получит возможность осознавать более тонкие влияния низшей природы. И в этом случае низшая природа будет снова атаковать человека, стремясь удержать его в своей власти. То же самое будет и на следующих, более высоких ступенях формирования «Свидетеля». Отсюда можно легко сделать вывод, что на духовном пути очень важно иметь не только высокую восприимчивость, настойчивость, но и бдительность, и способность к различению.

Но «Свидетель» не только свидетельствует различные состояния, возникающие в человеке, но и трансформирует то, что он свидетельствует. Это станет понятным, если мы вспомним, что «Свидетель», в духовной практике, является источником внимания, а внимание – это всегда взаимодействие с тем, на что оно направлено. Это одна из причин разрушения и ослабления тех состояний, которые осознаются духовным искателем. И у «Свидетеля» есть ещё одна очень важная особенность – если Он воспринимает более высокие влияния, то это ведет к его собственной трансформации и росту.