ПОДСОЗНАНИЕ – ЭТО ПОЧВА ДЛЯ СОРНЯКОВ И ЦВЕТОВ

 

Когда мы говорим о сознании, подсознании и несознании, то нередко думаем, что подсознание – это та часть нашего сознания, которая менее сознательна, чем поверхностная его часть. А, говоря о несознании, предполагаем, что оно совершенно несознательно, и похоже на сознание низших примитивных животных. В действительности, и подсознание, и несознание – это те области нашего существа, которые недоступны нашему осознанию, хотя они не менее восприимчивы, чем наша поверхностная часть сознания.

При восприятии реальности материального мира, только малая поверхностная часть воспринятого осознается человеком, значительная часть его оседает в подсознании и даже в несознании. Сознание человека улавливает только поверхностную фактическую часть реальности, поэтому, все, что человек осознает, мы называем иллюзией, так как он принимает часть за целое. В подсознании оседает более глубокая смысловая часть реальности, которая содержит в себе предназначение поверхностной части, воспринимаемой человеком. Таким образом, человек почти всегда не осознает истинного смысла того, чем увлекает его низшая природа, её намерения остаются на подсознательном или даже несознательном уровнях. Но низшая природа именно к этому и стремится, потому что считает, что для того, чтобы завлечь человека, его необходимо обмануть. И, конечно же, для этого она использует тех людей, которые наиболее отвечают её принципам лжи. Область человеческого несознания воспринимает влияния всех сил низшей сферы миров.

Поверхностная область нашего сознания воспринимает реальность этого мира в определенной последовательности, поэтому человек в координатах времени является одномерным существом и все, что мы делаем, имеет определенную последовательность, а, рассматривая события, мы располагаем их в причинноследственную цепочку. Восприятие на уровне нашего подсознания не имеют такой последовательности во времени, а осознается вспышками, в которых одновременно освещаются сразу большие площади осознаваемого. Примером этому может быть взгляд, брошенный на короткое время на какую-либо картину. После нескольких секунд визуализации картины, человек может долгое время рассказывать в какой-то последовательности то, что он на ней видел. Он как бы разворачивает реальность на линии времени. Область человеческого несознания – это целый океан, так как он воспринимает все влияния не только того, что ниже подсознания, но и то, что выше сознания. Все планы бытия низшей сферы доступны этой части человеческого сознания, и даже реальность, запредельная низшей сферы миров на этом глубоком уровне воспринимается человеком.  Для человека полностью доступна поверхностная часть сознания, только частично осознается подсознательная часть сознания и пока еще полностью недоступно, то, что мы называем областью несознания. Возможно, относительная доступность подсознательной области и полная недоступность области несознания спасительны для современного человека, так как при тотальной сознательности это стало бы для него разрушительным.

В человеке одновременно сосуществует как низшая, так и высшая природа, и та из них, которая получает возможность своей реализации во внешнем мире, налаживает своеобразный диалог с той частью этого мира, которая ей соответствует. И тогда низшая природа в человеке, если она не сдерживается им, начинает расти и вытеснять всякие влияния высшей природы и, в конце концов, полностью овладевает человеком. Но на подсознание влияет не только низшая природа, но и высшая, и если её влияния изначально преобладают, то ложь низшей природы будет отвергаться, так как её влияния будут осознаваться как нечто неприемлемое. Но если влияния низшей природы будут неуклонны, а сопротивление этим влияниям будет не достаточно устойчивым, то человек, в конечном счете, может оказаться в ловушке у низшей природы.

Здесь мы рассмотрели один из вариантов взаимодействия человека с универсальной природой, в котором человек остается пассивным, а силы низшей и высшей природы в нем как-то взаимодействуют друг с другом. Но всё приобретает другое звучание, когда человек намеренно осознает влияния низшей природы и не потакает ей. В этом случае он как бы отстраняется на позиции высшей природы в себе, благодаря чему низшая природа может потерять единственный шанс, необходимый для овладения человеком и превращением его в свой послушный инструмент.

Шри Ауробиндо однажды сказал, что все возможности должны быть раскрыты. На первый взгляд, кажется, что нет никакой необходимости это делать. Зачем открывать в себе что-то низшее животное, оно и так, точно выпущенное из мешка Пандоры, уже давно захватило всё человечество? Дело в том, что каждая, раскрывающаяся в нас возможность, представляет собой целый спектр новых возможностей. В этом спектре присутствуют как низкие, так и высочайшие возможности. Духовный искатель должен выбирать в этом спектре только те из них, которые имеют наиболее высокие вибрации. Как это может различить человек? Каждая возможность проявляет себя в человеке как некое состояние, эмоция, желание, стремление, побуждение и различного рода интересы. Наиболее высокие возможности всегда содержат в себе наиболее глубокий покой. Духовный искатель должен постоянно следовать правилу – фиксировать свое внимание на состоянии покоя, несмотря ни на какие соблазны этого мира.

Здесь следует сказать о том, что во внешнем мире проявляют себя те же самые возможности, что и внутри человека. И эти внешние силы имеют те же самые вибрации, что и внутри нас. Но так как внешние силы неизмеримо превосходят наши внутренние, то человек среди этих сил подобен щепке среди морских волн, которые несут его в том направлении, которое соответствует их целям. Все эти внешние влияния эхом отзываются в человеке, который в связи с этим, считает, что все состояния, желания и стремления, которые он переживает, принадлежат лично ему, хотя в действительности все это не так. Человек до тех пор будет инструментом сил низшей сферы миров, пока не осознает, что он только средство реализации различных сил на материальном плане.