Каждый человек состоит из многих частей, которые он себе присвоил, хотя они и не принадлежат ему. Но об этом он узнаёт позже, когда начинает исследовать самого себя. Он говорит: я хочу, или я не хочу, но не исследует в себе, кто же в нём действительно хочет или не хочет. Он оценивает реальность этого мира, его ценности, как в статике, так и в динамике. Эта оценка ему нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающем его мире и присваивать всё, что удаётся присвоить. Он хочет быть успешным, защищённым, превосходить других людей, даже властвовать над ними, но и эти свои особенности он не пытается исследовать. Много ли нужно человеку для его жизни. Наверное, нет, но он, почему-то, хочет многого из того, что в действительности не является для него необходимым. Человек говорит, что он страдает или сердится по какому-либо поводу, что он чему-то рад, или испытывает удовольствие. Но во всём этом, он ли является тем, кто всё это переживает, оценивает и которому всё это нужно или не нужно? На первый взгляд, кажется, что такие вопросы не имеют никакого смысла. Конечно же, это человек сам чего-то хочет, к чему-то стремится, он страдает, и он чему-то радуется. Ему самому нужна очередная яхта и клуб «Челси». Ему нужны дома, гостиницы, многие гектары леса, угольные шахты и нефтяные скважины. Ему нужен весь мир, и даже вся Вселенная! Но, попытаемся к ответу на этот вопрос подходить не торопясь. Всем ли людям крайне необходимы клубы, яхты, особняки, самолёты, или некоторые из них живут, довольствуясь немногим, самым необходимым для жизни. Почему человек стремится иметь больше, чем ему нужно для жизни? И это касается не только материальных ценностей, но и власти, которую человек хотел бы распространить на всё человечество и даже на всю Вселенную. И когда мы начинаем более пристально рассматривать стремления человека, то обнаруживаем, что они у него не имеют пределов. Он хотел бы иметь все мыслимые и немыслимые богатства мира, беспредельную власть, бездонные удовольствия, бесконечную жизнь. Для чего всё это необходимо для человека, чтобы осознать своё величие и могущество? Но если его лишить всех материальных преимуществ и власти, то он тут же станет таким же усреднённым человеком, каких большинство на Земле. Следовательно, человек сам по себе не велик и не могуществен. И если бы однажды самый богатый и поэтому, самый уважаемый человек в мире, стал нищим, и у него не было бы никакой возможности вернуть себе богатства и власть, то вместе с его богатством исчезли бы почёт, уважение, преклонение перед ним. Следовательно, почёт, уважение и преклонение предназначались прежде совсем не ему, а его богатству и социальному месту, которое он занимал. Но люди всё присваивают, даже почести, которые оказываются совсем не им, а тем ценностям, которыми они временно владеют.
У людей возникают различные желания, и они стремятся реализовать их, прилагая для этого определенные усилия воли. В этом опять таки без присвоения не обошлось, потому что желания, стремления и усилия воли человеку не принадлежат. И тогда возникает ещё один вопрос: кому же эти чисто человеческие проявления принадлежат?
Человек состоит из многих, относительно завершённых и самостоятельных частей, каждая из которых имеет свой уровень вибраций и, соответственно, свой уровень сознания. Гамма вибраций человека в полной мере созвучна гамме вибраций низшей сфере миров, к которым принадлежит и наша Земля. Следовательно, человека можно сравнить с многоголосым камертоном, который способен отзываться на вибрации всех миров низшей сферы. Более того, у человека есть и та часть, которая созвучна высочайшей Божественной истине. И все эти составные части собраны в одно целое под покровом физического тела, которое является средством взаимодействия с внешним проявленным материальным миром. Это интегральное существо, которое мы называем человеком, можно условно разделить на две основные части – одна из них созвучна мирам истины, другая – мирам низшей сферы. И каждая из этих частей имеет своё «я». Та из них, которая созвучна мирам истины – истинное «Я» или Психическое существо, другая же, связанная с внешним миром и низшей природой, – внешнее «я» или эго.
Эго человека – это тень истинного «Я», его виртуальная извращенная копия, отражённая в субстанции, имеющей более низкие вибрации. Только присвоив себе то, что им не является, эго выглядит как нечто существенное, материальное и значимое. Присваивая то, что ему не принадлежит, эго создаёт из присвоенного для себя социальную форму, которая может быть величественной, устрашающей, дружественной, и ещё какой угодно. Люди, которые в этом мире в основном опираются на своё эго, нередко, становятся виртуозами в деле манипулировании людьми при помощи всевозможных социальных форм или масок. Эго не признаёт другой реальности, кроме реальности этого проявленного мира, потому что только эта реальность может придать ему форму и быть опорой его иллюзорной значимости.
В отличие от иллюзорного «я» Психическое существо не нуждается во внешних формах и поэтому значимость для него не имеет значения. Кроме того, имея высокие вибрации, оно недоступно влияниям низшей природы. И в то же время эта его особенность позволяет ему проникать во все тайники низшей природы. Психическое существо воспринимает непосредственно реальность этого мира с его ценностями и его ложью с позиций истины, и в то же время оно воспринимает мир таким, каким его осознаёт человек и как он внутренне эмоционально реагирует на него. Наряду с этим, психическое существо воспринимает намерения человека и его действия, в соответствии с этими намерениями. Таким образом, наше истинное «Я» взвешивает на самых точных весах истины всю человеческую жизнь до мельчайших её подробностей.
Мы говорили о том, что эго это тень нашего истинного «Я», его виртуальная извращённая копия. Но эго всё присваивает для того, чтобы почувствовать себя действительной реальностью и насладиться ею. Тогда что отражает в себе стремление эго к присвоению всего, что ему не принадлежит? Почему оно стремится казаться чем-то значимым? Стремление эго к присвоению является извращённым стремлением Божественного захватывать субстанцию небытия и превращать её в бытие, и всё несовершенное трансформировать в совершенство. Стремление эго к значимости – это извращённое отражение стремления Божественного к своей полноте. Под полнотой здесь понимается совершенство всех граней Божественной реальности.
Человек во всём стремится быть значимым и в своих делах и в результатах этих дел и даже в стремлении быть инструментом божественной воли в его работе. Конечно, лучше быть не инструментом, а сотрудником, всё-таки звучит более значимо. Правда, между инструментом и сотрудником Бога – значительная разница. Если человек сознателен во всех своих взаимодействиях с проявлениями более низких сил, тогда он сотрудник Бога, а если несознателен, так как просто живет, опираясь на определенные высокие внутренние принципы, то он только инструмент Божественной воли.
В духовной практике человека идея присвоения так же имеет очень большое значение. До тех пор, пока духовный искатель остается субъективно отделенным от Божественного, он присваивает и свои усилия, и результаты своей работы. По мере возрастания единства с Божественным, человек перестаёт говорить, что он что-то различает в себе, не потакает низшей природе в себе, прилагает какие-то усилия воли, следуя принципам Божественной истины. Он уже осознаёт, что всю эту работу делает Божественная Мать, и в то же время его внимание фиксировано на процессах, происходящих внутри него. При этом, духовный искатель знает, что его осознанное восприятие работы Божественной Матери, делает его открытым её силам. Такого рода взаимодействие человека и Божественной Матери можно сравнить с шестым подвигом Геракла, в котором он вычистил авгиевы конюшни, открыв путь для реки, которая и сделала эту работу.
Таким образом, человек, который живёт жизнью обывателя, состоит из того, что он себе присвоил, а сам он без того, что им присвоено, не более как виртуальное эго, тень своего истинного «Я». Внешнюю часть человеческого существа можно сравнить с роботом, управляемым сигналами, идущими от сил низшей сферы миров, к его многоканальному приёмнику.
И в этом случае совершенно обоснованно возникает вопрос: для чего существует такое интегральное создание? Ведь во Вселенной ничего не возникает случайно и всё сущее является необходимостью. Человек – наиболее эффективное существо для трансформации всего, имеющего низкие вибрации в высокие, или же того, что имеет низкое сознание в сознание высокое. Конечно, Низшая природа, или Люцифер, будет всячески сопротивляться этому, так как даже смерть хочет жить, и это она будет делать через тех людей, которые являются её слугами и исполнителями её воли. В своём сопротивлении она будет делать всё, чтобы опустить человеческую мораль даже ниже морали животных. Она будет стремиться создать на Земле такие условия, когда человеку будет некогда думать о какой-то духовности. Такими условиями могут быть или осуществление идеи потребительства, или реализация всеобщего нищенства народа, при котором будет трудно думать о чем-то кроме выживания. Похоже, что такая идея начинает воплощаться в России. Но Бог поругаем не бывает, и эволюция сознания не может быть остановлена. Высшая природа всегда находит средства решить проблему, созданную его верными слугами, найдёт и сейчас.