Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КАК ОТПУСКАТЬ ЗАВИСИМОСТЬ

Петр Зорин

Зависимость возникает у человека ни тогда, когда человек к чему-либо внимателен произвольно, а тогда, когда нечто внешнее не только привлекает его внимание, но и удерживает его. Зависимость человека может быть от вещей, идей, обычаев, от принципов, моды и мнений. Зависимость может быть и от чувств, желаний, побуждений и различных состояний, в которых может находиться человек. Для зависимого человека главным является то, от чего он зависим, сам же человек всегда в этих случаях занимает второстепенное положение. Со временем человек перестает замечать свою зависимость и она становится для него опорой, защитой и создает своеобразный внутренний уют, в котором все проблемы решает тот, от кого мы зависим. Здесь уместно вспомнить слова Демьяна Бедного – пролетарского поэта, прозвучавшие в одном из его стихотворений: «Нам с тобою думать неча, коли думают вожди». Зависимость – это всегда проявление внутреннего рабства при котором человек не может быть объективным в своих суждениях. Обычно он пользуется чужими мнениями, особенно если эти мнения авторитетны. Он живет чужими идеями и опирается на принципы ему не принадлежащие. Правда, все это он выдает за своё, и даже с пеной у рта будет защищать эти идеи и мнения, потому что в этом случае он будет выглядеть более авторитетно. Когда Антон Павлович Чехов сказал, что он по каплям выдавливает из себя раба, то можно быть уверенным в том, что он глубоко осознавал, что причины зависимости находятся не во внешних обстоятельствах, но в нас самих, иначе его внутренняя работа по выдавливанию раба по каплям, не могла бы быть выполнена никогда.

Обычно зависимости в человеке существуют в непроявленном состоянии, и человек может осознать их только тогда, когда они проявят себя. Обычно зависимости проявляют себя когда мы оправдываемся, или что-либо делаем с оглядкой, так как для нас важно мнение других людей. Мы агрессивны и хотели бы чтобы с нами считались, а ещё лучше, если нам подчиняются. Мы можем выдавать за свое мнение то, которое нам не принадлежит, и об этом в глубине души мы знаем. При этом мы надеемся, что об этом другие люди не знают. Нам хочется повелевать другими (вспомните фантазии главного героя фильма «женитьба Бальзаминова») и хочется, чтобы нас уважали и считались с нами, потому что мы неуверенны в себе, так как не имеем своей собственной внутренней опоры. Нередко, человек с рабской психологией нападает на других, стремится в чем-то их унизить, презирает таких же презренных как и он, но это всего лишь маски, при помощи которых раб маскирует себя. Многим людям, с рабской психологией кажется, что если другой человек будет унижен ими, или же если они будут относится к нему с недоверием, считая, что он не может для них быть авторитетом, то это сделает их более значимыми, но такая игра в значимость далеко не всегда проходит, потому что вокруг нас немало людей, которые понимают, что в действительности скрывается под маской высокомерия и презрения.

Многие из людей, имеющих рабскую психологию, стремятся быть начальниками, господами, руководителями, лидерами и совсем не потому, что имеют соответствующие качества, а потому что подсознательно ощущают в самом себе раба и пытаются компенсировать его в себе. В семье – это отец-деспот или мать, стремящаяся затолкать под каблук своего мужа. Могут быть и дети-деспоты, особенно в тех случаях, когда у родителей не хватает воли в воспитании своих детей и преобладает к ним чувственное отношение. То же самое наблюдается в коллективах, когда кроме официального лидера появляется еще и неофициальный, который при каждой возможности будет стремиться «порулить». Но тщетно, потому что в таком начальнике всегда проявляется стремление сделать другого человека или других людей зависимыми от себя. И замете, начальники, стремящиеся компенсировать в себе раба, очень любят запрещать там, где запрет совсем не обязателен, любят унижать других, переходить на личности при разрешении каких-то проблем. Им почему-то кажется, что, наступив на другого, они будут выше, чем есть на самом деле. Конечно же, всего этого они почти всегда не осознают и поступают так чисто подсознательно.

Когда человек, зная хотя бы некоторые симптомы раба в себе, сдерживается и не позволяет «рабу» как-то проявлять себя, то со временем к такому человеку приходит состояние уверенности, которую не нужно защищать, поддерживать различными способами при общении с другими людьми. Будучи рабом по своей природе, такой человек не может быть реальной опорой для кого бы то ни было, потому что сам нуждается в опоре. Когда мы встречаем обидчивых людей, то должны понимать, что это в них обижается раб, который боится унижения. Когда мы видим, как люди стремятся к власти, влиянию на других людей, когда они хотят быть богатыми, а будучи уже богатыми, хотят стать еще более богатыми, то это тоже рабы, подсознательно пытающиеся компенсировать и защитить в себе раба.

Когда человек обнаруживает в себе упомянутые здесь симптомы и еще многие другие, которые характеризуют рабскую психологию человека, то он должен, осознавая их не потакать им. Очень важно осознавать симптомы психологии раба здесь и сейчас, а не задним числом, и если мы будем достаточно бдительными, чтобы не пропустить проявления этих симптомов, то со временем они могут полностью исчезнуть. Тогда человек почувствует внутри себя свободу и независимость. Свобода – это не вседозволенность, а отсутствие внутри нас как раба, так и господина.

Опубликовано