Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ТАЙНА НАПРАВЛЕННОГО ВНИМАНИЯ

Петр Зорин

Мировоззрение человека – это статика его личности, в то время как внимание является частью его динамики.  Любое мировоззрение проявляет себя через интересы человека, которые в свою очередь формируют потоки внимания, имеющие определенное направление. Всё, с чем человек взаимодействует во внешнем мире, всё, что служит для него ориентирами на путях познания мира и выживания в нём, существует в человеке в виде неких копий. Взаимодействуя с реальностью мира, человек постоянно сравнивает реальность его с внутренними копиями. И когда они в каких-то частях совпадают, происходит узнавание. «Я» человека, со всеми его особенностями, так же находится внутри него в виде некой копии. Таким образом, в каждом человеке существует своя копия внешнего мира, к которой он постоянно обращается при взаимодействии с миром. Для того чтобы внутренний мир не распался, он удерживается прочными связями внутреннего внимания, которое мы называем памятью. И тогда мы можем представить внутренний мир человека с безличностным «я», одетого во всевозможные состояния, эмоции, стремления, желания и ещё многие другие значимости самого себя, и всё это вместе взятое и является нашим эго. Вокруг этой центральной фигуры располагаются повременно все события, которые когда-либо происходили с этим человеком или вокруг него, и даже предполагаемые события будущего. Разумеется, отношение к реальности этого мира зависит от того, в какие одежды одето человеческое эго, т. е. какую значимость оно придает самому себе. Внутреннее «я» человека на сознательном, подсознательном и даже на несознательном уровне связано энергетическими нитями внимания со всем, что человек пережил, копиями объектов внешнего мира, в том числе и тем, что принадлежит ему самому. И только благодаря целостности внутренних связей, человек может оставаться единым с реальностью этого мира. со временем эти связи могут рваться и тогда человек говорит, что он забыл или не может вспомнить что-либо, но в дальнейшем, когда начинают рваться основные связи, мир человека рушиться. Он не может сравнить внешнюю реальность с внутренней копией и перестаёт узнавать то, что его окружает. Он может даже перестать ориентироваться в своём собственном теле. Причин разрыва связей копий с оригиналом может быть множество. Один из них – это недостаток энергии, второй – несоответствие того, что хранит человек в себе его интересам, причиной может быть утомление, заболевание, отношение к некоторым внутренним копиям реальности этого мира, как к чему-то второстепенному и т. п.

Человек внутри себя как бы смотрит на уровне подсознания на всё, то он накопил в себе в течение своей жизни. На уровне осознания он своё внимание направляет на то, что для него необходимо или просто на окружающую его реальность чтобы определить своё местоположение в ней. Для человека очень важна определенность и если преобладает неизвестность, то человеческая личность начинает разрушаться. Отсюда понятна важность знаний человеком и своей истории, и своей культуры и, наконец, того, что окружает человека в настоящее время и те инструменты, которыми он пользуется при взаимодействиях с реальностью этого мира. Всё это очень важно для чувства самоосознания человека. Если его внутренний мир будет курятником, то такой человек будет считать себя курицей, а если свинарником, то свиньёй, а если дворцом, то, соответственно, царём. Важны и способы, и инструменты, которые использует человек при взаимодействии с миром. Его внешность, язык, определенность действий, связывают человека с той частью реальности, которой человек сам созвучен.

Поток внимания человека, направленный во внешний мир, имеет глубинный основной уровень, соответствующий его мировоззрению и поверхностный, наиболее подвижный. Для человека важно подчинить себе поверхностное внимание, которое очень часто выходит из-под контроля и становится неуправляемым. Эта работа очень важна для любого человека, так как она не только делает человека организованным и внутренне дисциплинированным, но и улучшает глубинные его связи с той информацией и опытом, которые остались в его памяти о прошлом.

Существует ещё более глубокий поток внимания, идущий от внутренней истинной части человеческого существа. Этот поток связывает человека с источником жизни всего сущего во Вселенной и в то же время этот вертикальный поток внимания впитывает в себя весь человеческий жизненный опыт с его проблемами, падениями и взлётами, с его радостями и страданиями.

Несколько слов о воспитании внимания. Подобного рода упражнения кажутся очень простыми, но, тем не менее, они очень эффективны. Легче всего воспитывать своё внимание в период слежения за каким-либо подвижным объектом, например, секундной стрелкой часов. Следите за движением стрелки неотступно в течение одной минуты, и одновременно осознавайте, насколько в это время неподвижен ум. Будучи сознательными, вы обязательно заметите попытки ума на что-либо отвлечься. Можно следить за движением рук при ходьбе и вообще за чему угодно двигающимся. Если вам удалось быть полностью сосредоточенным в течение одной минуты, то время сосредоточения можно увеличить. Тренируя внимание, человек одновременно воспитывает и свою память и силу воли. И что не менее важно, так это то, что при этом в значительной мере возрастает восприимчивость.

Опубликовано