Человечество на Земле можно сравнить с гигантским деревом, корни которого уходят глубоко в землю, а вершина касается неба. Каждый народ является частью этого дерева жизни. Его корни, переплетаясь с другими корнями, берут свое начало за пределами седой древности, в которой жизнь только что зарождалась на Земле, в тех временах, когда наша Вселенная только что начинала проявляться. Поэтому человека следует считать космическим существом, который пока еще не знает о своем действительном предназначении. Даже те знания, которые стали известны древним мудрецам Индии и нашему современнику – Шри Ауробиндо – это только первые шаги бесконечной эволюции человеческого существа.
Любые формы жизни от самой простейшей до современного человека, имеют свою историю, которая начинается от его зачатия и заканчивается его смертью. Форма этой истории уже готова изначально и родившийся человек только врастает в нее. Это ни в коей мере не свидетельствует о фатальной неизбежности происходящих событий в человеческой жизни, потому что одна и та же форма может иметь не одинаковое наполнение. Для примера возьмем жизнь Поля Брега, который прожил долгую жизнь и имея отменное здоровье мог бы прожить еще столько же, но неожиданно для всех его жизнь трагически оборвалась. Когда мы говорим о форме истории человека или человечества, то имеем в виду не только историю жизни, но и их предназначение. Когда предназначение выполнено, человеческая жизнь прекращается и причиной этому может быть что угодно. Поль Брег выполнил свое предназначение, показал людям способ бытия, при котором можно сохранять свое тело молодым до глубокой старости. В каждой истории имеется центральный стержень, в пределах которого и формируется предназначение. Если говорить обо всем человечестве, то в его истории также есть центральный стержень верхний конец которого поднимается до самого неба. Это можно сравнить с пирамидой, вершина которой упирается в небо. Эта пирамида состоит из множества меньших пирамид, вершины которых также направлены в небо, но только одна из них, центральная, касается неба и, возможно, уходит даже за пределы его. Каждая из мелких пирамид – это судьбы отдельных людей, каждая из которых имеет свое предназначение – форму своей истории. Существуют последовательность пирамид семьи, различных коллективов, обществ и т. п. и, наконец, нации. И все они имеет вершину, обращенную в сторону общечеловеческой вершины, упирающейся в небо. Размеры пирамид различных наций не одинаковы, да и относительно вершины общечеловеческой пирамиды они расположены по-разному – некоторые располагаются вблизи ее, другие – в самом основании пирамиды. Поэтому об одних народах, близких к вершине пирамиды, мы можем говорить как о более духовных, о других же, располагающихся в основании общечеловеческой пирамиды, как о чисто материальных, для которых основными ценностями являются материальное благополучие, а еще лучше – богатство и власть.
Человеку, идущему духовным путем, невозможно обойти стороной вершину пирамиды истории своего народа, чтобы в дальнейшем подняться до вершины общечеловеческого предназначения. Потенциально, каждый человек и каждый народ может подняться до высочайшей духовной вершины человечества, потому что свет божественной истины, входя через вершину в общечеловеческую пирамиду, пронизывает все пирамиды, составляющие общечеловеческое тело, и уходит в неопределимое прошлое, соединяя Землю с Небом. И только тот человек, только та религия и тот народ, которые осознают свои древние корни и свое великое предназначение в общем предназначении человечества могут быть устойчивыми на духовном пути. Такое утверждение основано на том, что духовный путь всегда ведет человека к свету истины, идущему через его сердце, через душу его народа и через душу всего человечества. Кроме того, корни каждого человека, так же как и корни его народа и всего человечества, уходят в прошлое за пределы истинных и вымышленных историй и нет народов, имеющих большую или меньшую древность. Но археологи и другие ученые изучающие следы, оставленные человечеством на земле, не могут непредвзято относиться к артефактам, с которыми они встречаются при изучении древностей, так как политика пронизывает насквозь любые уровни социального мира, даже умы самых аполитичных ученых. Значительно более интересным представляется будущее отдельных людей и народов. Одни из них видят его в материальном благополучии и удовольствиях и поэтому они идут в противоположном направлении от своего предназначения. Другие же стремятся идти путем истины, который соответствует их предназначению. Можно об этом сказать иначе: одни стремятся идти путем дьявола, другие – путем Божественной истины. Не напрасно Иисус Христос, обращаясь к фарисеям, сказал: "Ваш бог – дьявол".