Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОДИН ИЗ СЕКРЕТОВ МЕДИТАЦИИ

Петр Зорин

В действительности любая духовная работа является медитацией. Для некоторых людей слово «медитация» звучит как «сим-сим», который должен открыть дверь в нечто таинственное, похожее на эликсир бессмертия или философский камень. Люди медитируют на что угодно, на речной поток или на скульптуру Ганеши, они могут медитировать на облака и даже на целый океан. В этих медитациях они хотят слиться с объектом медитации и познать его. Можно менять объекты медитации и каждый раз получать новый опыт и новые переживания. На Земле существует много объектов и медитируя на каждый из них, с целью познания его, мы потратим на это тысячу жизней и никогда не закончим эту работу, потому что со временем все объекты меняются. Следовательно, для того чтобы медитировать необходима цель, ради которой эта работа выполняется и способ, при помощи которого можно достичь этой цели. Но сначала нужно рассмотреть вопрос что такое медитация и только потом говорить о цели. Люди считают, что реальность внешнего мира воспринимается ими только при помощи органов чувств, в действительности это не совсем так. Человек состоит из многих частей, каждая из которых воспринимает реальность мира, но восприятие мира этими частями человек не осознает, так как они находятся или на уровне подсознания, или даже несознания. Правда, иногда до сознания человека доходят смутные восприятия, которые человек для себя определяет как опасность или же интуитивные непосредственные знания. Ясность осознания и подсознательную и несознательную его периферию можно сравнить с освещенностью, например, листа бумаги, которая в центре будет в виде яркой точки или пятна и по мере удаления от центра убывает, на периферии же это освещение отсутствует полностью. Но это отсутствие освещения имеет отношение только к нашей способности к осознанию восприятия на периферии нашего внимания, но не само восприятие, которое остается ясным на всем своем поле. Человек – это существо, отражающее в себе всю низшую сферу миров. Более того, можно сказать, что вся низшая сфера миров – это и есть человек, который в настоящее время осознает свою ничтожно малую часть. Его предназначением является осознание себя во всей своей полноте.

Если человек, живущий на земном плане своей обычной жизнью, осознает только ту часть проявленного мира, которую возможно воспринять при помощи внешних органов чувств, то это совсем не значит, что его поле восприятия только этим и ограничивается. Человек должен научиться осознавать все поле восприятия. Другими словами, вибрации всех миров низшей сферы. Когда Сократ сказал: познай самого себя, возможно, именно это он имел в виду.

Какой бы объект человек ни воспринимал, обычно он осознает только ту его часть, которая воспринимается внешними органами чувств. Но параллельно он осознает что-то еще, которое можно сравнить со слабой чувственной тенью. Если он направит свое внимание на это «что-то еще», то этим самым сможет более ясно различить те вибрации, которые прежде почти что не осознавал. Продолжая удерживать внимание на «чувственной тени» объекта, он будет все более ясно воспринимать эту «тень». И в какой-то момент он начнет смутно осознавать еще более тонкие влияния, к которым прикасается его восприятие. Любой человек имеет способность внутренне чувствовать направление восприятия от более грубых вибраций к более тонким, или от низких к более высоким, без чего была бы невозможной эволюция его сознания. К этому можно добавить, что в любом живом существе от одноклеточных организмов и до человека изначально, необусловленное предшествующим опытом существует знание адекватности действий и отношений. Следовательно в живой природе есть знание путей разрушительных и созидающих. И все эти знания постоянно проявляют себя не только в животном мире, но и в человеческом. Они есть позади каждого намерения человека и каждого его действия. И если человек осознает поток этих знаний, то в своих отношениях с окружающим его миром он будет наиболее гармоничным. Все эти знания также находятся за пределом ясного осознания реальности, в поле восприятия на уровне подсознания или же несознания, за пределами внешних органов чувств, но они могут быть достигнуты человеком, овладевшим медитацией.

Итак, медитация – это осознание поля восприятия, находящегося за пределами возможностей внешних органов чувств. На пути экстрасенсорного восприятия, а медитация относится именно к этой области, не должно быть торопливости и на нем невозможно осваивать новые пределы, не познав предыдущее. Однажды Иисус Христос сказал, что храм божий внутри нас. Первой и основной целью должно быть стремление войти в этот храм божественной мудрости. Медитация похожа на шествие по анфиладам залов, причем, в каждый следующий зал можно войти только после того, как все находящееся в предыдущем зале будет внимательно осмотрено. Это и есть путь в храм божий, который внутри нас. Внутри нас это где? Позади сердца, но чуть правее. Не напрасно Екклесиаст сказал, что у глупого сердце слева, а у мудрого – справа. Там в глубине нашего существа находится истинное «Я» – Психическое существо, оно должно быть целью медитации. Иногда спрашивают, а как войти в пространство, где находится наше истинное «Я», сверху, снизу или же сзади? Не надо искать дверей в это пространство, их нет ни сверху, ни снизу, ни сзади, надо просто осознать его. Для этой цели можно представить за грудиной в глубине грудной клетки маленькое солнце и сосредоточить на нем свое внимание, но можно и ничего не представлять, а просто сосредоточиться во внутреннем пространстве и попытаться, оставаясь неподвижным наблюдателем осознать это пространство. Человеческое сознание привычно обращено во внешний проявленный мир, и удержать его во внутреннем пространстве, которое не относится к материальному миру, бывает очень трудно. Есть и второе препятствие, которым является ум. Дело в том, что сознание человека и его ум очень тесно связаны друг с другом, а так как ум является инструментом внешнего мира, то он в свою очередь препятствует сознанию оставаться во внутреннем пространстве, отвлекая его в внешний мир. Это он делает самыми разнообразными способами. Он может отвлекаться на внешние раздражители, может комментировать результаты концентрации внимания во внутреннем пространстве, может уверять, что из такого рода медитации все равно ничего не получиться, потому что человек еще не готов к этому и может просто отвлечься на различного рода посторонние размышления, – в то время как сознание в период концентрации во внутреннем пространстве  должно находиться в полной неподвижности, а это возможно только в том случае, если ум не создает ему помех. В такой ситуации человек должен вновь и вновь возвращаться во внутреннее пространство, сколько бы раз его ум не отвлекал его на какие-то внешние раздражители или же на свою собственную внутреннюю деятельность.

И однажды ум сдастся и больше не будет препятствовать медитации, и только тогда духовный искатель осознает себя в своем внутреннем пространстве. В это время его ничто уж не будет отвлекать и мешать осознавать внутреннюю реальность. Первое, что в должен сделать духовный искатель – осознать характеристики этого пространства, большое оно или нет, спокойная ли в нем атмосфера и освещена ли она, а если освещена, то какого цвета это освещение. Если сознание человека присутствует во внутреннем пространстве как «безмолвный свидетель», то оно может осознать, что когда ум не отвлекает, в этом пространстве можно находиться как угодно долго, и еще он осознает, что это пространство не однородно и в нем присутствуют вибрации, которые могут осознаваться как определенные эмоции или же движения. Это время, когда концентрация, которая требовала определенного волевого усилия, сменилась медитацией. Если духовный искатель будет достаточно внимательным, то он скоро осознает, что степень неподвижности внутреннего пространства зависит от состояния его сознания. Чем более неподвижным будет «безмолвный свидетель», тем более спокойной станет атмосфера внутреннего пространства.

Внутреннее пространство, кроме того, что в нем присутствуют вибрации, имеет еще одно очень важно качество, без которого медитация, предпринятая духовным искателем, потеряет всякий смысл, – оно содержит в себе глубину, осознаваемую как степень выраженности покоя. там, на вершине этого покоя находится истинное «Я» человека или психическое существо. Получив такого рода информацию, человек может ринуться навстречу с психическим существом, чтобы тут же получить просветление. Но из такого рода усилий, направленных на преодоление пространства между «безмолвным свидетелем», которого человек ассоциирует с самим собой, и психическим существом может ничего не получиться, потому что продвижение от меньшего покоя к более глубокому, невозможно волевым способом, – необходимо научиться управлять «безмолвным свидетелем». Еще в начале медитации вы заметили, что интенсивность вибраций во внутреннем пространстве зависит от того, насколько неподвижен «свидетель». Для того, чтобы продвинуться по направлению к более глубокому покою, необходимо направить свою волю не на движение к психическому существу, а на самого себя, на ту часть своего сознания, которую мы называем «внутренний свидетель». Необходимо отпустить то напряжение, которое в нем есть. И если это у вас получиться, то вы продвинетесь в сторону психического существа на то расстояние, которое будет соответствовать степени вашей внутренней неподвижности. При этом вы осознаете во внутреннем пространстве более глубокий покой, чем тот, который был прежде. Но об этом мы уже с вами говорили прежде, хотя тогда не было сказано, что больший покой внутреннего пространства наступает только потому, что человек продвигается по направлению к психическому существу. Внутреннее пространство как бы имеет два полюса – на одном из них находится психическое существо и вокруг него атмосфера глубокого покоя. На другом же полюсе витальная часть человеческого существа, которая никогда не бывает спокойной, потому что витальные проявления всегда содержат в себе вибрации от грубых, таких как гнев, похоть, до тонких как нежность, любовь. Такая градация витальных реакций связана с присутствием в них влияний психического существа.

Человек, захваченный витальными страстями, не в силах будет сделать своего внутреннего свидетеля более спокойным, чем те витальные силы, которые захватили его. Поэтому, для духовного искателя необходимо успокоить свой витал и свой ум, без чего любые его усилия приблизиться к психическому существу настолько, чтобы стать с ним одним целым, будут кончаться неудачей.

В дальнейшем, если духовный искатель, освободившись от привязанностей к внешнему миру, придет к решению, что ему следует продолжать восхождение сознания, он может применяя этот же самый метод, – концентрировать свое сознание над головой, поднимаясь по планам миров или по планам разума, что одно и то же.

Опубликовано