Есть два основных направления, которые во многом определяют человеческие судьбы. Одно из них обращено к материальному миру и его ценностям, другое – в Божественное запредельное. Не следует даже предполагать, что лица религий обращены к запредельному, так как они так же имеют формы типичные для материального мира, живут по его законам, и основными ценностями для них являются материальные ценности. Но религиозность и духовность в настоящее время многие люди понимают как синонимы. Так что же такое – религии? На чём они основаны?
Каждая религия создавалась людьми для своих земных целей, и ни одна из них не создавалась для служения Богу. Это совсем не означает, что все люди, исповедующие какую-либо религию, стремятся извлечь из неё для себя благо. Некоторые из истинно религиозных людей осознают в своем сердце Бога и следуют его указаниям. Но для большинства людей религия – это выполнение определенных ритуалов и следование догмам. И большинство прихожан храмов искренно думают, что этого вполне достаточно, чтобы заслужить своё место в посмертном раю. И такое заблуждение существует потому, что и среди служителей религии немного религиозных людей, которые бы искренно следовали в своем служении божественной истине. Каждая религия имеет своё знамя, которым может быть Моисей, Будда, Иисус Христос, Мухаммед и ещё множество других пророков и святых, но только немногие из них устанавливали догматы и определяли ритуалы служения своему богу. К таким относятся Яхве, который через своего пророка Моисея подробнейшим образом расписал иудеям, как необходимо служить ему, и как следует поступать с теми, которые не исполняют предписания его. То же самое сделал и Мухаммед для своих последователей. Но ни Будда, ни Иисус Христос, не создавали религии. Они принесли учение, которое являлось путеводной нитью, ведущей за пределы влияния низшей природы. И только спустя не одну сотню лет, учению этих великих пророков была придана современная форма соответствующих религий.
Для каждого человека существует внешний и внутренний миры. Религия стремится сформировать внутренний мир человека и через определенную структуру этого мира, взаимоотношения человека с миром внешним. Например, Буддизм, Христианство, Ислам формируют человеческий внутренний мир таким, чтобы человек был в гармонии с природой и с созидающей частью человеческого мира. Иудаизм формирует человеческий внутренний мир, направляя человека на успешность при взаимодействии с природой и с социальным миром людей. Можно предполагать, что Христианство изначально было предназначено иудеями для изменения социального мира в направлении его толерантности к идеям Иудаизма. Но выпущенный джин из бутылки оказался строптивым и в современном мире этого джина уже частично затолкали обратно в его тесное жилище. Это наиболее успешно сделано с католицизмом, признавшим однополые браки, и то же самое делают и с православием и, похоже, небезуспешно. Но полностью помещать джина в его тесные апартаменты никто не собирается, так как в него встроен «генетически модифицированный геном» толерантности, который в современном мире усиленно культивируется. Существуют множество двусмысленных выражений и слов, узаконив которые можно управлять состоянием внутреннего мира людей. Например, «всякая власть дана от Бога, не повинующийся власти – не повинуется Богу», «Бог терпел и нам велел», «Любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас», «Ударили по правой щеке, подставьте левую», «Кого люблю, того наказываю» и т. д. И ещё: «Свобода совести», «Свобода, равенство, братство», «Человек рождён для счастья», «Демократия», «Толерантность», «Экстремизм», «Деструктивная деятельность» или «Деструктивные секты» и т. п. За всеми этими двусмысленными выражениями и словами, ясно просматривается стремление власть имущих переделать внутренний мир человека и сохранить на будущее власть над ним.
В странное мы живём время. Если прежде религиозная власть формировала внутренний мир человека, имея свои определенные цели, то в современном мире светская власть узурпировала то, что прежде принадлежало их «духовным» партнёрам и даже диктует им нормы поведения при взаимодействии с паствой и со светской властью. Похоже, что в современном мире основные сражения происходят на полях внутреннего человеческого мира, его мировоззрения. Именно на этих полях происходят сражения не только на индивидуальных уровнях, но и на уровнях целых государств. И это оказалось куда более эффективным по сравнению с внешними вооруженными сражениями. Рассматривая современные идеи демократии, которая подмяла под себя не только социальные институты власти, но и религиозные институты, мы видим, что современная светская власть присвоила себе прерогативы, принадлежащие прежде духовной власти. И такие условия породили новую религию денег, которые стали мерой не только материальных ценностей этого мира, но и ценностей психологических личностных и даже ценностей духовных. Эти условия как нельзя в большей степени созвучны духу Никколо Макиавелли, жившего в 16 веке во Флоренции (Италия). Так, в своём известном трактате «Государь» он говорит о том, что для достижения политических целей все средства хороши, что политика должна быть освобождена от морали и религии. И, далее, дополняет он, что служение государству должно быть промыслом и счастьем человеческой жизни. В своих трактатах Макиавелли считает, что все устремления человека должны быть направлены на благополучие своего существования на материальном плане и для этого совсем не уместной является какая-то духовность или мораль. Из всего сказанного можно сделать вывод, что завоевателям совсем не было необходимости вторгаться в другие страны со своими войсками, достаточно навязать им свои ценности и тогда они будут почитать своих врагов, как своих друзей и даже, возможно, преклоняться перед ними.
Итак, современные религии, проникнутые духом Макиавелли и духом наживы, не могут быть источником, утоляющим духовную жажду людей. И если мы говорим о людях, достигших на духовном пути высоких уровней своего сознания, то это почти всегда происходило вопреки религиозно-материалистическому духу, царящему в подавляющем большинстве современных религий. Бог превратился в своеобразное средство «кнута и пряника» для каждого прихожанина любой религиозной конфессии – кнут для непослушных, или для нетолерантных, и пряник – для бесхребетных и супертолерантных. Но самый большой пряник для тех, которые причастны к власти и управлению денежными потоками.
Существует множество путей, каждый из которых претендует на духовность. По крайней мере, обещают, что если ты принадлежишь какой-то религиозной конфессии, то уже сама принадлежность является для тебя посмертной индульгенцией, открывающей двери в рай. Не существует во внешнем мире каких-то малых или больших организаций, основой которых было бы истинное духовное устремление, да это и невозможно в организованном порядке, строем и под звуки походного марша. Духовный путь сугубо индивидуален и каждый человек, избравший для себя целью Божественную истину, будет идти этим путём в одиночку. У него будут свои проблемы и трудности, которые он будет решать в соответствии со своими индивидуальными особенностями и никто другой не сможет за него сделать для него его работу на пути преодоления стены неведения. Ни одна религия не имеет путеводителя в запредельное, и не одна религия не ставит перед человеком вопрос о его действительном предназначении на Земле. И, конечно же, не даёт на него ответа, и не потому, что скрывают от человечества тайну его предназначения, а потому, что у религий другие цели, и созданы они для того, чтобы удерживать человека привязанным к Низшей природе. Многие духовные направления делают какие-то шаги в направлении запредельного, но цели их так же заканчиваются где-то на половине питии. Но древние индийские риши-мудрецы знали о предназначении человека и знали направление путей, которые предназначены человечеству, и даже знали, что необходимо делать человеку, чтобы преодолеть все препятствия на этом пути. Но в их прозрениях небыло ключа, который бы позволил им сделать последний шаг, ведущий к супраментальному бессмертию Гностического человека. Этот ключ был дан нашему современнику – Шри Ауробиндо, который не только нашёл единственный проход в стене неведения Низшей природы, ведущий к высшим планам сознания, но и низвёл на Землю супраментальный динамический свет-сознания. И теперь пройденный им и нанесённый на карту жизни путь, служит маяком для духовных искателей, и прежде неясное и расплывчатое духовное будущее человечества, приобрело вполне конкретные очертания. К современникам, ищущим духовную истину, пришла зримая надежда в реальную возможность выполнения своего предназначения.