Любовь – это сознательная энергия, творящая вселенную, объединяющая её в единое целое, гармонизирующая всё сущее в ней и трансформирующая всё, что имеет низкие вибрации сознания в вибрации более высокие. Любовь, создающая жизни и проявляющая себя в ней, противостоит силам Хаоса, стремящемуся к расчленению гармонии единства и взаимосвязи всего сущего во вселенной. Поэтому, любовь в духовной работе человека является его основой. Любовь – это всегда стремление к совершенству, не превосходству и не самоудовлетворению и не удовлетворению желаний объекта своей любви. То, что люди называют любовью, очень часто является разрушительной силой, ведущей не к совершенству, а к разрушению его, или же создающей препятствия к формированию совершенства.
Знание – это всё сущее во вселенной, управляемое законами любви, это намерение Божественного в его непрерывном восхождении, в котором каждая его часть, как бы малой или великой она ни была, имеет своё одинаково важное предназначение. Знание – это видение в каждое мгновение смысла всех происходящих процессов во вселенной и, конечно же, у нас на Земле. Можно легко понять, что знания являются вторичными или производными динамических проявлений любви.
Работа или деятельность, порождающая карму, является проявлением любви на земном плане, её динамикой. В то время как Земля является своеобразным стендом, на котором проверяется всё, что соответствует божественному намерению и после такой проверки становится очевидным то, что должно быть трансформировано.
Все планы низшей сферы миров можно рассматривать как некую двояковогнутую линзу, в которой только центр, не преломляет луч света. И чем дальше от центра, тем в большей мере отклоняется луч. И если не искажённая Божественная любовь всегда стремится совершенствовать всё, что находится в струях её потока, но искаженная, может проявляться как удовольствие, жалость, потакание любимому часто, самому себе, ложная жертвенность, нередко, безрассудства. Истинная любовь – это поток, целью которого является совершенство. В этом потоке не только состояние любви, но любая человеческая активность. И опорой этой активности будет или центральный луч божественной любви или же какая-то его искажённая часть. Эти искажения можно рассматривать, как отклонения маятника от центрального его положения. Отклонившись в одну сторону, он обязательно отклонится в другую, часто, не лучшую. Отклонение маятника в одну сторону может быть суммарным, и тогда отклонение в другую сторону может быть особенно значительным, что может проявляться для человека проблемами и страданиями. Другими словами, всевозможные проблемы, которые постоянно преследуют человека – это результат отклонения его деятельности от центрального луча Божественной любви.
Но судьба человека становится независимой от кармы, и его не будет преследовать воздаяние за содеянное, если он осознаёт, что в своей активности отклонился от центрального луча Божественной любви, так как его деятельность не соответствовала по своему звучанию вибрациям его истинного сердца. В таком случае эти отклонения служат для него духовным опытом, делающим его более восприимчивым ко всему, что может увести его от центрального потока любви, идущего через его истинное сердце. И чем более высокой становится его восприимчивость, тем менее выраженными становятся его отклонения и тем более ясным его осознание истинного направления его деятельности.
Таким образом, знание и деятельность человека объединяются Божественной любовью, и какой бы путь, ведущий к Божественной истине, не избрал человек, он обязательно приведет его к всепоглощающему состоянию Божественной любви. Так как всё сущее во вселенной есть проявление Божественного, то каждый человек в состоянии интенсивной Божественной ананды, осознаёт её как любовь к Божественному, которому он приносит в жертву и свои труды, и всю свою жизнь.
Как любовь, так и ненависть – это всего лишь определенные частоты вибраций, несущие адекватное им сознание. Поэтому, когда мы говорим, что Бог любит, то предполагаем, что его любовь похожа на нашу, человеческую. Но человеческая любовь – это только лишь определенное эмоциональное состояние, обусловливающее направление нашего взаимодействия с другими людьми, и вообще с реальностью этого мира. В человеческой любви всегда есть объект, на который она направлена и только тень её падает на весь остальной мир. Но и эта тень убывает по мере удаления от объекта любви. Это связано с тем, что человек принадлежит этому плоскому разделенному материальному миру и выражает его интересы, которые не поднимаются выше плоскости этого мира к духовному вертикальному измерению. Божественная любовь – это всегда стремление к совершенству. И когда Мать сказала, что «Бог не моралист», то она имела в виду, что Бог, в своём стремлении к совершенству не потакает слабостям и чему бы то ни было низкому, препятствующему эволюции, но проявляет его с тем, чтобы трансформировать в нечто более совершенное.
Человеческий ум не способен воспринимать знания во всей их полноте, но только их поверхность, более того, только точки соприкосновения с ними. Его можно сравнить с плоскостью, прикасающуюся к поверхности шара. Точка соприкосновения воспринимается умом, как знания, а всё, что окружает эту точку – только догадки ума. На основании точечных прикосновений к знаниям и догадкам, ум создаёт мнения, которые по своему невежеству считает знаниями. Такая беспомощность ума связана с тем, что он принадлежит этому плоскому проявленному миру, а знания принадлежат третьему, духовному измерению, которое доступно только сердцу.
В земном мире только та работа соответствует Божественной истине, которая выполняется для Божественного. Под работой понимается любая деятельность человека, можно сказать, любые взаимоотношения с реальностью земного мира. И даже если человек ничего не делает – это тоже один из вариантов взаимоотношения с реальностью мира. Следуя внутреннему побуждению, идущему из сердца, человек будет исполнителем Божественной воли и в своей работе в этом проявленном мире, соответствовать Божественной истине. Ум человеческий является стражем низшей природы у ворот, ведущих к знаниям. Своей постоянной неконтролируемой активностью он не даёт человеку возможности войти в эти ворота, разрушает его стремление концентрироваться на сердце и не позволяет ему удерживать своё внимание на состоянии покоя. Знания могут придти к человеку только в состоянии неподвижности ума. Это одна из причин, почему Шри Ауробиндо однажды сказал, что прежде всего следует остановить ум.