Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНУТРЕННЕЙ РАБОТЫ

Петр Зорин

Любая история, указывает человеку и человечеству его будущий путь. Это кажется парадоксальным, так как истории отражает прошлое, а будущий путь – это будущее человека или человечества. В реальности же в истории любого человека, любого народа и даже всего человечества сокрыто стремление к какой-то конкретной цели. Эта цель может иметь пределы, как любая река имеет свои пределы, заканчиваясь в озере или море. Этой целью может быть сам процесс, например, эволюция не может иметь пределов, в ней важен сам процесс. Но зато деградация имеет своё дно, свои пределы. И целью может быть состояние, которое является опорой какого либо направления, соответствующего определенной цели. Например, если мы читаем историю своего народа, в которой отражены его лучшие черты, то это вызывает у нас чувство гордости за свой народ, и это высокое состояние побуждает нас следовать высоким целям, быть достойным своих предков. Такая история заставляет звучать в нас те возможности, которые имеют высокое предназначение, питает и раскрывает их, что в свою очередь формирует нашу личность и определяет выбор более высоких целей, как в своей индивидуальной жизни, так и в жизни своего народа. А если написать другую историю, в которой главными героями будут преступники, подлецы, аморальные личности, те, которые живут только для своего собственного удовольствия и преуспевают в своей жизни. Тогда у читающего такую историю, будут звучать всё низкое и, соответственно, раскрываться и расти те стороны личности, которые ведут к деградации и распаду. У истории есть ещё одна очень важная особенность – она объединяет прошлое с настоящим и определяет направление, в котором будет формироваться будущее, но это объединение становится возможным только тогда, когда возникает созвучие прошлого с настоящим. Но для того, чтобы это созвучие возникло, необходимы повторные контакты с определенным прошлым, и не должно быть достаточно длительных перерывов в этих контактах.

На любую историю следует смотреть как на процесс, ведущий к восхождению сознания или его деградации. Так как общее направление движения эволюции соответствует восхождению сознания, то в истории любого народа должно быть то высокое, что соответствует восхождению сознания. И вполне возможно, что единичные случаи высокого и светлого в истории какого-либо народа, в будущем приведёт к возрастанию света сознания в этом народе. И отдельные прекрасные ростки будут примером для многих других людей, следующих путями восхождения сознания. История всегда полезна и правильна, если впереди идут герои, а не меркантильные подлецы с мелкими душами потребителей. Рассмотрение истории с её теневых сторон, когда народу, вышедшему из этой истории, нечем гордиться, напротив, он стыдится и своей истории и, следовательно, своей нации, то у такого народа не может быть светлого будущего. Более того, фальсифицировав историю народа, заменив светлое тёмным, мы лишаем его энергии стремления к выживанию, потому что жизнь только тогда имеет смысл, когда, в будущем её ждёт большее совершенство.

Если внимание человека перескакивает от одного соблазна к другому, и он окружает ими себя, то этим самым он строит вокруг себя соответствующую сферу реальности, являющейся опорой его мировоззрения. Такая опора будет определять не только настоящее этого человека, но и его будущее, поэтому, очень важно, чтобы человек совершенно осознанно формировал своё мировоззрение. Он должен помнить, что всё, что способно захватить его внимание, формирует его мировоззрение. Когда человек захвачен каким-либо внешним соблазном, то его сознание суживается до пределов этого соблазна, закрывающего в этот период от него не только внешний мир, но и не даёт ему возможность подняться над соблазном чтобы дать ему соответствующую оценку. Тогда перед духовным искателем стоят две задачи, без решения которых его усилия на внутреннем пути будут в значительной мере затруднены. Первая задача – это умение различать те соблазны, которые противоречат его внутренней устремленности, и отвергать их. Вторая задача состоит в способности осознавать цели соблазнов и свой собственный внутренний отклик на них, что позволит эффективно противостоять зависимости от этих соблазнов. Когда Шри Ауробиндо говорил о сознательном участи в своей собственной эволюции, то он имел в виду и эту работу, о которой мы только что говорили.

Опубликовано