О пределах человека

О пределах человека

Большую часть своего свободного времени Никита проводил в медитациях. Его наставник сказал ему, что, не научившись медитировать, он никогда не получит духовной реализации в этой жизни. Никита для своих медитаций использовал множество предметов, которые окружали его в быту, потому что наставник сказал, что все вещи, которыми пользуются люди, не только могут принадлежать им, но, перейдя в их собственность, становятся частью их самих. И самое печальное, что иногда частью людей становятся те вещи, которые им не принадлежат. Наставник считал необходимым, чтобы каждый ученик познал все это через свой собственный опыт.

— Как вещь может быть частью меня самого? — думал Никита. — Я могу ее выбросить, подарить или продать, наконец, я могу сломать ее, и это совсем не значит , что я что— то сделал с частью самого себя. И как может быть частью меня самого что-то не принадлежащее мне?

И на все эти вопросы он должен был сам найти свои ответы. Однажды, медитируя на деревянную скульптуру Ганеши, которая обычно стояла у него в книжном шкафу, он осознал, что между ними возник своеобразный энергетический мостик, который был похож на поток, текущий как в направлении деревянной фигурки, так и от нее в направлении к нему самому. Этот поток еще можно было сравнить с движением очень тонкого пара. Для того, чтобы видение стало возможным, необходима была полная внутренняя неподвижность, в которой не было места ни для мыслей, ни для каких-либо эмоциональных состояний, даже самых легких. При этом возникало состояние, что все внутри и вокруг останавливалось и затихало, и в этой неподвижной тишине возникал поток. Это было очень интересно, и теперь Никита, чтобы глубже понять неожиданное для него явление, прежде чем садиться для медитации, решил исследовать свое собственное состояние. Это он делал медленно прохаживаясь взад-вперед по своей комнате. По мере углубления в самого себя, шаги его становились все более медленными и, наконец, он совсем останавливался, и в нем возникало состояние самоосознавания, когда он мог различать самые тонкие оттенки своего внутреннего эмоционального фона, который невозможно было на звать эмоцией, но каждый раз "окраска" этого фона была иной. После осознавания своего внутреннего состояния Никита садился в удобную для себя позу, ставил перед собой на стол фигуру Ганеши, и начиналась медитация. Во время медитации Никита вначале смотрел неподвижным взглядом в пространство перед собой, на том расстоянии, на котором находился Ганеша, при этом его глаза не были сфокусированы на каком-либо объекте, они просто смотрели в пространство. Он обнаружил, что пространство, на котором он останавливал свой взгляд, было не позади и не впереди деревянной фигурки, а точно в ее плоскости. Некоторое время спустя он замечал, что поле его зрения суживалось в пределах деревянной скульптуры и все пространство вокруг нее заполнялось темно-серым неподвижным туманом. При этом у него возникало состояние полной внутренней неподвижности, которое отражалось и на его физическом теле. Затем, не переводя взгляда, а только перемещая сознание в пространство между скульптурой и собой, он начинал "видеть" тот поток, о котором говорилось выше. Наблюдая за своим фоновым эмоциональным состоянием, которое предшествовало медитации, Никита обнаружил, что оно меняет цвет потока, идущего от него к деревянному Ганеше.

Это было для него неожиданным, и он решил продолжать эксперименты с предметами, находящимися у него дома. Эффект был тот же самый, но он обнаружил, что его отношение к предмету также влияет на цвет потока сознания (так он его назвал, потому что поток появлялся только тогда, когда он сознательно рассматривал пространство между собой и другими объектами). В дальнейшем он стал воспринимать такие же потоки и в тех случаях, когда не находился в состоянии медитации. Он понял, что между ним и всем, что окружало его, есть своеобразная связь и качество этой связи зависит от его состояния или отношения к объектам. В дальнейшем, наблюдая за своим состоянием, он обнаружил, что его состояние меняется в зависимости от того, с какими преимущественно предметами он находится в контакте. Для него стали исчезать границы его самого. Он осознал, что не может найти границу между собой и всем, что окружало его, потому что он — это не только то, что заключено в форму тела, но и все окружающее пространство, в котором текут потоки как к нему, так и от него. Точно так же, подумал он, течет моя кровь внутри моего тела от одного органа к другому, принося не только пищу для них, но и информацию в виде различных гормонов. В дальнейшем он обнаружил, что предметы индуцируют друг друга. Например, если его шариковая ручка долгое время лежала рядом с каким-либо другим объектом, то она постепенно принимала окраску, сходную с окраской этого объекта, и наоборот. Кольцо, которое носила его жена, приобретало оттенки цвета поля или потока, характерного для его жены. Это было для него совершенно неожиданным! Если какой-либо из объектов ему нравился больше, чем другой , то это приводило к тому, что поток сознания, связывающий их, становился в этом случае более ярким и, если так можно сказать, более полноводным. Получив такую неожиданную способность "видеть" Никита осознал , что обычные отношения между людьми — это не просто общение с помощью органов речи и органов чувств, но еще и на уровне потоков сознания между ними. Но однажды, в период, когда шла какая-то передача по телевизору, он решил посмотреть на игру цвета потоков, идущих от телевизионного экрана, и был ошеломлен ! От телевизора шел поток только одного цвета, характерный для этого устройства, который совершенно не отражал в себе содержание передачи! "Значит, между человеком и передачами, которые идут по телевидению, нет обратной связи", — подумал Никита. То же самое в дальнейшем он обнаружил, когда его сын играл в какую-то компьютерную игру. И это привело его к глубоким раздумьям, с которыми он однажды обратился к своему наставнику.

— Учитель, следовательно, потоки сознания существуют только между теми объектами, которые реальны?

— Да, это так. В твоем случае поток сознания шел только от тебя к телевизору или к экрану монитора, но от них в твоем направлении потока не было, потому что то, что ты воспринимал своими органами чувств, являлось иллюзией. В реальности поток информации и поток сознания воспринимаются человеком как одно целое и если поток сознания отсутствует со стороны объекта, с которым общается человек, разрушаются механизмы восприятия и тонкая, высшая составляющая человеческого разума упрощается или, другими словами, примитивизируется. При этом скудеет речь, исчезает стремление к познанию и желание читать литературу, разрушаются высшие социальные надстройки и личность человека опускается до животных интересов, люди становятся более агрессивными и немотивированно жестокими, исчезает чувство долга и необходимость социального единства. Каждый сам для себя, за себя и во имя самого себя. Эти изобретения человека могут быть полезными только как носители информации, но не для диалога с ними в любых формах. Их можно сравнить с радиоактивным излучением , которое в больших дозах опасно для жизни.