ВНИМАНИЕ: На форуме действует премодерация сообщений. Комментарии становятся доступны для просмотра только после одобрения модератором.

Тим (2015-05-26 07:18:36)

К сообщение Владимира #25. Что же такое буддхи в нас, несколько цитат Шри Ауробиндо.

БУДДХИ (СПОСОБНОСТЬ К ПОНИМАНИЮ)

Буддхи... означает, собственно говоря, интеллектуальную способность к пониманию. [13:89]Мы употребляем слово «понимание» как ближайший по смыслу эквивалент в английском языке философскому понятию буддхи на санскрите...Под «пониманием» мы подразумеваем то, что одновременно воспринимает, оценивает и различает, истинный интеллект человеческого существа, не зависящий от органов чувств, желаний или слепой силы привычки и самостоятельно действующий на своем уровне ради обретения знаний и совершенства. [20:295—96]Высший уровень достижения человека — это жизнь чистого РАЗУМА или гармонично организованного и упорядоченного ИНТЕЛЛЕКТА с присущей ему динамической силой сознательной воли, буддхи, которая является или должна являться возницей, направляющей силой всего человеческого существа. [15:76]Буддхи — это формирование, возникающее на уровне сознательного существа и превосходящее по своим возможностям порождающую его изначальную основу, Читту; буддхи представляет собой ИНТЕЛЛЕКТ с присущей ему силой ЗНАНИЯ и ВОЛИ... Следует различать три последовательных уровня деятельности буддхи. Первый, низший уровень — соответствует пониманию в виде восприятия, которое просто фиксирует и регистрирует происходящее, реагируя на информацию, предоставляемую органами чувств, памятью, сердцем и чувственным разумом. На этом уровне формируется примитивный МЫСЛЯЩИЙ РАЗУМ, который не выходит за пределы чувственных реалий и целиком подчиняется их ритму, движению и форме, послушно следуя по замкнутому кругу навязанных окружающей средой и обстоятельствами привычных и однообразных мыслей или переключаясь на новые, свежие объекты восприятия, предложенные жизнью. Помимо этого примитивного мыслительного аппарата, который все мы широко используем, существуют также различающая и связующая сила логического РАССУЖДЕНИЯ и сила интеллектуального различения и понимания, имеющая своей целью достижение убедительного, правдоподобного и упорядоченного знания и воли, а также построение интеллектуальной концепции жизни.Несмотря на преобладание чисто интеллектуального характера второго, или промежуточного, уровня деятельности буддхи, его мышление является по сути прагматическим, так как стремится к созданию определенной интеллектуальной формы, структуры, правила, к которому пытается свести все проявления внутренней и внешней жизни, чтобы успешно использовать их в интересах и целях определенного рода рациональной воли. Именно на этом уровне мышления интеллектуальное существо человека формирует свои эстетические и этические нормы и воззрения, наши представления о смысле и целесообразности того, с чем мы сталкиваемся. Этот образ мышления хорошо развит в людях, обладающих способностью к пониманию.Но есть еще один уровень Буддхи, на котором проявляется высшая деятельность разума, углубленного в беспристрастные поиски чистой истины и настоящего знания, подлинной ИСТИНЫ, скрытой за всеми внешними проявлениями жизни и за нашей видимой оболочкой личности, а также устремленного к тому, чтобы подчинить свою волю закону Истины. Лишь очень редко могут люди использовать истинный разум во всей его чистоте; только одна попытка приобщиться к этому уровню мышления относится к разряду высших возможностей нашего внутреннего орудия, антахкарана. [21:624—25]
(3-15 символов, а-яА-Яa-zA-Z0-9._-)
(3 символа мин., 10 000 симв. макс., 60 симв. в одном слове макс.)