35      Об интересах ребенка

Нередко от родителей можно слышать, что они не хотят, чтобы их ребенок выделялся среди своих сверстников, что с "белой воро­ной" всегда хлопот больше. Они хотят, чтобы ребенок был самим собой и в то же время был удобен для них, не создавал им проблем Чрезмерная, по их мнению, физическая активность ребенка их раз­дражает: "не бегай"! "не лазь"! "Да посидишь ли ты когданибудь спо­койно!" Не менее их раздражает и утомляет его любознательность: "отстань, видишь, я устала", "вон у папы спроси", "не спорь со взрос­лыми", "не забегай вперед", "ты опять разобрал часы?" "ох, как ты на­доел мне со своими вопросами!" А если ребенок просит своих родите­лей сходить с ним кудалибо, куда влечет его любознательность, то в этом случае они найдут множество причин, чтобы не делать этого. Конечно, они могут сходить к своим друзьям или знакомым, но это же сфера их интересов, а не ребенка.

Что значит для ребенка быть нормальным? Кто скажет, что такое норма? Для ребенка способного существует одна норма, для человека со средними данными другая, а для совсем запущенного своя, до­ступная его возможностям норма и поведения и любознательности.

Однажды мне пришлось быть в командировке в одном из поселков лесозаготовителей на Урале. Преподаватель младших классов с горе­чью сообщила, что уровень интеллекта здешних детей чрезвычайно низок. Если бы это было в таких крупных городах как Свердловск или Нижний Тагил, то таких детей сразу же определили бы в школу для ум­ственно неполноценных детей. Конечно, причиной этому был не толь­ко почти поголовный алкоголизм родителей, особенно отцов, но и отсутствие достаточного внимания детям в семьях. Примитивность инте­ресов родителей никак не способствует развитию интеллекта их детей.

Для хорошо развитого малыша является нормой быть энергичным, любознательным,   чувствительным,   сообразительным,   все  помнить, хорошо говорить и быть вполне самостоятельным. Часто мы лишь на словах восхищаемся "большими способностями" человека, говорим о ; гармоничном развитии личности, а на деле стремимся приглушить, нивелировать все, что выпячивается за пределы ординарного. Конечно, ребенку очень сложно приспособиться, если вся забота о своем разви­тии ложится на его собственные плечи.

Разумеется, не следует воспитывать ребенка так, чтобы он чувство­вал, что ему все дозволено, какието границы разумного обязательно должны соблюдаться, так как человеческое общество имеет определенные правила общения, за пределы которых выходить не следует. Но не заталкивать же изза этого ребенка в "прокрустово ложе"!

Возможно дом это единственное место, где ребенок может расcчи­тывать на безусловную любовь к себе такому, каков он есть. Родители могут вырастить ребенка счастливым и хорошо приспособленным, ес­ли они будут чутко относится ко всем аспектам его личности и делить с ним не только его радости, но и его беды. Конечно, никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни лучше, чем он сам, но обрести здоровое самовосприятие намного легче, если окружающие ценят те­бя как личность, дают тебе понять, что тебя уважают и подоброму к тебе относятся.

И еще раз хочется напомнить любящим родителям, которые много времени уделяют образованию своего малыша, что они могут в значи­тельной мере ускорить интеллектуальное развитие своего ребенка, а эмоциональное и психологическое его развитие нередко остается на низком уровне его биологического возраста. Его нравственное разви­тие так же будет опережать свой возраст, так как эта сторона личности тесно связана с интеллектом. Отсюда, можно предполагать, что та­кого рода социальные качества могут создавать для вашего ребенка дополнительные проблемы в период его общения со сверстниками.

К сожалению, государство в настоящее время уделяет слишком ма­ло внимания развитию детей младшего возраста. Хотя, по большому счету, дети такие же граждане государства и в них его будущее. Мо­жет быть государство, не заботящееся о своих детях, настолько заня­то своим настоящим, что ему некогда думать о своем будущем? Но тогда желаемое будущее никогда не наступит. Вообщето мысли о гу­манном государстве всегда имеют окраску или инфантильности или идеализма. Все стремящиеся "порулить" делают это не ради какогото там народа, а ради собственной значимости и власти. Они всегда все делают, размахивая флагом демократии, равенства и будущего благо­денствия граждан, но все это в конечном счете, не делает существо­вание простых людей более сносным. И в любом случае, родителям самим приходится нести значительную долю ответственности за со­здание необходимых условий для умственного и социального развития своего ребенка.

В наш переходный период от криминального капитализма к нор­мальному капитализму, родителям, которые хотят вырастить действи­тельно талантливого, широко образованного человека, это стало не­имоверно трудно, зачастую даже невозможно. Трудно потому, что ос­новной целью простого человека стало стремление выжить, а это сде­лать сейчас очень нелегко. Об этом свидетельствуют и цифры приро­ста населения России. Они в настоящее время имеют уже отрицатель­ную величину минус 0,77 процента т. е. на 1000 родившихся около 1008 человек умирают (конечно, не только дети умирают, умирают и взрослые).

Никто не знает ребенка лучше, чем его родители и поэтому они должны дома дополнять занятия, проводимые в садиках, учитывая склонности и интересы своего малыша. Этими занятиями они будут в значительной мере компенсировать недостаток общею образования, которое нередко не совпадает с интересами и увлечениями ребенка.

Если ваш ребенок освоил не только чтение, но и арифметику, а в будущей школе для таких детей нет специальных программ, то это не значит, что вы должны тут же обложить своего малыша всякого рода пособиями и учебниками. Это и без ваших усилий даст ему школа. Не­обходимо, чтобы ребенок занимался тем, что будет расширять его сен­сорный и кинестетический опыт. В дальнейшем это станет хорошим фундаментом для его будущих научных занятий.

Многие дети, научившись в раннем возрасте читать, уделяют этому в дальнейшем очень много времени. В этом случае помощь библиоте­ки важна как для ребенка, так и для родителей. В этот период выбор литературы определяется больше возрастом, чем способностями. В чтении, в общении с природой малыши должны иметь возможности для исследований и экспериментов и одновременно для развития ра­бочих навыков. Без поддержки родителей в это время им трудно будет завершить начатое ими дело или трезво оценить степень своей прак­тичности. Стремление все знать, мешает им сделать правильный вы­бор в пользу тех дел, на которые им хватит и умения и времени. И, кроме того, будущая школа не ставит задач развития у своих учеников такого качества, как самодисциплина и дети вынуждены сами ставить себе цели достижения совершенства.

Существует список утверждений (Дэвид Льюис 1979), который ха­рактеризует удачный подход родителей к стимулированию умственно­го развития детей.

1. Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпели­во и честно.

109

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю все­рьез.

3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка .за беспорядок в его комнате или на столе, ес­ли это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты исключитель­но для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что он любим родителями таким, какой он есть, а не за его достижения.

7 Я поручаю ребенку посильные ему работы.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных со­циальных и культурных слоев.

12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, что­бы ребенок ему следовал.

13. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых за­нятий.

16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку книги.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я побуждаю ребенка придумывать истории и фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ре­бенка.

21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семей­ных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.

25. Я учу ребенка общаться с взрослыми любого возраста.

26. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ре­бенку побольше узнать.

27. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

28. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.

29. В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

30. Я не хвалю его беспредметно и неискренне.

31. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

32. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуж­дения с ребенком.

33. Я даю ребенку возможность действительно самостоятельно при­нимать решение.

34. Я помогаю ребенку быть личностью.

35. Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания теле­программы.

36. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

37. Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: "я это то­же не умею".

38. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрос­лых.

39. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

40. Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взял­ся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в по­зитивном конечном результате. 110


Автор считает, что если родители согласны с 20% изо всех положе­ний, то над остальными следует еще подумать. Если же они согласны с 90% и более, то им пожалуй надо несколько охладить свой воспита­тельский пыл.

Для того чтобы уменьшить тревоги по поводу успешности воспита­ния своих детей, вы должны больше обращать внимание на развитие его интересов и ставить перед ним задачи, которые требуют творчес­кого подхода.

Далее, следует помнить, что проблемы общего развития ребенка не менее важны, чем его специальное обучение.

Необходимо постоянно следить за тем, нет ли перегруженности ре­бенка в его занятиях. Он более всего хочет радовать вас и быть люби­мым вами, поэтому многое, чем он занимается, делается для того, что­бы доставить вам удовольствие. Для этого вы должны побеспокоиться о том, чтобы у него было достаточно свободного времени.

Для того чтобы развивающиеся способности получали поддержку, необходимо чтобы окружающие воспринимали это и соответственно оценивали.

Необходимо ставить перед ребенком задачи, которые будут делать его интеллектуально активным и заинтересованным в самостоятель­ном их решении. ""

Нет предела детским желаниям. Через них он нередко стремится выразить то, что он думает или чувствует. Родители иногда, не разо­бравшись, наказывают его и он привыкает скрывать свои желания, но желания от этого не уходят. Если ребенку все время говорить: "нет, ты этого не получишь", то он может думать, что ему не позволяют, потому что он маленький, а когда он станет взрослым, он будет иметь все, что он захочет. Конечно, ребенок каждую минуту хочет чтото еще. Надо учить изменять не объект желания, а само желание. Начинать надо с переключения внимания с желания иметь предмет, на желание чемуто научиться, или чем то заинтересовать его внимание. Хорошо, если удастся заинтересовать трудной игрой, которая требует выдержки, внимания и терпения.

Необходимо способствовать гармонизации своих интересов с инте­ресами окружающих людей. И здесь ребенок должен выступать, как уверенный в себе и компетентный человек и правильно обосновывать свои интересы.

Индивидуальность характера ребенка утверждается с раннего воз­раста, но так как окружающие его условия значительно влияют на его развитие, то следует использовать условия для воздействия на харак­тер чтобы сгладить некоторые его отрицательные особенности.

Нужно признать что выполнение заданий, поручаемых малышу, раз­вивает и укрепляет в нем чувство ответственности.

Когда ребенок не спешит с выполнением порученного ему задания, то следует посмотреть, не перегружен ли он такого рода поручениями, или же он долго копается только потому, что ему необходимо получить необходимую дозу родительского внимания. А может быть он пытает­ся, при выполнении поручения, добиться пока еще недостижимого для него совершенства. И, наконец, возможно, он просто не хочет зани­маться нелюбимым для него делом.

В этом случае необходимо, чтобы ребенок увидел, что вы сами час­то занимаетесь тем, что для вас необходимо, но не представляет ни­какого интереса.

Особое внимание следует обратить на чувство справедливости и недопустимость фальши. В этом случае родители должны сами быть примером своему малышу и не допускать ни в каких случаях неправды ни в словах ни в делах.

111

В тех случаях, когда родители не обращают серьезного внимания на развитие интересов ребенка, они могут этим самым затормозить его развитие и сделать из него серую посредственность. Если же вы попы­таетесь наверстать упущенное и начнете воспитывать своего ребенка в 3 или 4 года, даже уделяя ему несколько часов в день, то вы все рав­но уже опоздали, потому что воспитывать ребенка нужно, начиная с первых дней его жизни. Не существует детей, у которых нет никаких способностей. Есть родители, которые или вовремя не заметили их или же не воспринимали ребенка как человека, на которого следует обра­щать серьезное внимание и с которым нужно общаться.