29     Коечто о способностях детей

Чем больше вы занимаетесь с детьми, тем больше развиваются способности. И не только способности. Ваши дети в этом случае опережают других детей в количестве способностей и силе восприятия окружающих событий и явлений. Они больше улавливают и понимают, больше чем другие будут видеть, слышать и чувствовать в тех же условиях. Из поля их внимания не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих их людей. Они становятся по­добными губке, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. И одновременно с этим повышается их чувствительность. Они все воспринимают и на все реагируют, и это приводит к тому, что; они начинают относить все происходящее на свой счет. То, что может и не задеть среднего ребенка, их может больно ранить. Нередко такие, дети чувствуют вину там, где их никто не обвиняет, ощущают себя отторгнутыми, когда их собеседник не имел в виду ничего плохого.

Реплика, которая не имеет к ним никакого отношения, может вос­приниматься ими как критика в их адрес. Какиелибо малозначимые; события могут вызвать у них непропорционально резкие реакции. И, конечно, все это создает для родителей дополнительные проблемы.

Вероятно, будет правильным в таких случаях объяснять детям, что; не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непо­средственно к ним, что люди иногда говорят и действуют, не подумав, совсем не собираясь комулибо причинять боль. Дети, восприятие ко­торых опережает их возможности, всегда находятся под стрессом.

Когда ребенок становится постарше и начинает понимать неспра­ведливость человеческого общества, то это может породить у него не­уемное желание, чтото сделать, чтобы хоть немного исправить суще­ствующее положение. Эта чрезвычайно важная черта ребенка должна быть поддержана родителями, так как именно из нее в дальнейшем разовьется характер реформатора, стремящегося реорганизовать об­щество по более справедливому типу.

Необходимо, чтобы ваш ребенок имел больше терпимости к другим, чемто обделенным детям, которые не имеют таких же возможностей и способностей. Он должен научиться воспринимать глупцов терпеливо, без злорадства, не гневаться и не отчаиваться, если ничего нельзя поправить. Такое семейное воспитание поможет вырастить будущего лидера общества, способного думать не только о своей карьере, но и о зависящих от него людей.

Дети нередко бывают жестокими, и совсем не потому, что они тако­вы по своей природе, а просто потому, что они еще не научились со­переживать страданиям других, а иногда просто не понимают, что их поступки жестоки. Эта жестокость может быть направлена не только к своим сверстникам, но и к животным и к растениям (растения тоже жи­вые, чувствующие существа, но в связи с особенностями своего раз­вития и питания вынужденные жить на одном месте). В дальнейшем эта жестокость может быть направлена и на неодушевленные предме­ты, которые они могут бездумно портить или даже ломать.

Несмотря на то, что дети уже могут хорошо говорить и, как будто все понимают, объяснять им словами чтото, что они делают жестоко, что все живое способно страдать, иногда бесполезно. Лучше всего в этом случае помогает ролевая игра, в которой участвует сам ребенок. Пусть в ней он окажется пострадавшей стороной. Такого рода опыт для него будет более ценен, чем длительные и частые нравоучения.

И еще, приучайте ребенка к мысли, что окружающие люди сущест­венно отличаются от него не только в мыслях, поступках и желаниях, но так же и в отношениях друг к другу.

Одним из свойств детей, способности которых хорошо развиты, яв­ляется упорство и терпение, с которым они могут делать то, что соот­ветствует их интересам. Они могут быть поглощены своим делом не­сколько часов кряду, и возвращаться к нему снова и снова, пока не за­вершат его. В дальнейшем эти качества у них могут значительно воз­расти, и стать тем, что принято называть волей. Но иногда стремление все доводить до конца может превратиться в желание совершенства во всем, и это нередко приводит к тому, что ребенок не удовлетворя­ется результатами ни одной из своих работ, и часто собственную рабо­ту в той или иной сфере судит по взрослым меркам, этим самым при­чиняя себе ненужные переживания.

Конечно, одной из причин такого рода переживаний являются сами родители, которые, в общемто, доброжелательными замечаниями, та­кими как: "это хорошо, но ты, я знаю, можешь и лучше" или "а больше тебя ктонибудь баллов набрал?" могут способствовать развитию у ребенка "звездной" болезни. Если же ожидания взрослых слишком ве­лики, а возможности ребенка не вполне соответствуют им, то он будет воспринимать себя как неспособного к чемулибо человека.

Конечно, каждый из нас стремится к достижению желаемого ре­зультата, особенно, если к нему есть позитивное отношение окружаю­щих. Это дает нам возможность почувствовать себя умными и хороши­ми.

Самое желанное для грудного ребенка или дошкольника это вни­мание к нему любимых родителей, ради чего он будет стремиться де­лать то, что им особенно приятно. Это влечет за собой возникновение еще одной особенности дети хотят походить на своих родителей. Как ребенок узнает о том, что приятно или неприятно родителям? Он рано начинает замечать и запоминать все события, которые вызывают у ро­дителей довольную улыбку, одобрительный кивок головы, горделивую нотку в голосе мамы или папы. Гордость родителей способностями своего ребенка не сбалансированная благожелательным вниманием к другим его положительным качествам и моделям поведения приводит к тому, что ребенок будет стараться во всем и всегда быть первым и, этим самым, потом создаст себе множество проблем...

Прежде мы уже говорили о том, что такие положительные черты ха­рактера, как терпение, надежность, готовность помочь, щедрость и многие другие, существенно влияют на формирование личности.

Большую помощь родителям в наблюдении за развитием ребенка может оказать ведение дневника, в котором будут отражаться когда и за что ребенок получал какоелибо поощрение за свои успехи, с це­лью стимуляции той или иной модели его поведения. Они должны со­общать ребенку свою истинную систему приоритетов, уделяя свое преимущественное внимание тем сторонам его личности, которые они считают наиболее важными для формирования его будущей индиви­дуальности. В то же время они не должны забывать о воспитании дру­гих важных качеств, которые на первый взгляд выглядят второстепен­ными.

Когда дети понимают, что совершенство в личных достижениях бо­лее всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучшими во всем. Если же это им не удается, то они будут себя чувст­вовать виноватыми. Не преуспеть значит провиниться перед роди­телями.

Необходимо, чтобы ребенок правильно понял родительскую систему приоритетов и не считал, что надо быть лучшим во всем для того, что­бы ублажить своих родителей. Поощрять нужно не за результат, а за старание, награждать не только за победу, но и за участие.

И, конечно, дети до шести семилетнего возраста очень любопыт­ны. Роберт Уайт в 1959 году описал это свойство как их врожденную черту. Они готовы постоянно исследовать окружающую среду, чтобы находить в ней смысл. Самое неудобное состояние человеческого ор­ганизма не голод и не физическая боль, а скука или интеллектуаль­ный и эмоциональный голод, когда человек готов заняться чем угодно, лишь бы избежать "ничегонеделания".

Гармонично развитые дети отличаются разнообразием интересов и в связи с этим нередко пытаются делать одновременно несколько дел или браться за то, что пока еще им не под силу. Это хорошо, пусть про­буют, потому что баланс между возможным и невозможным может придти только с опытом. Понимание этого называется здравомыслием, которое почти никогда не бывает врожденным, а приобретается по ме­ре накопления опыта.

Для гармонично развитого ребенка очень важным является умение формировать свои приоритеты и постановку цели. Для этого необхо­димо совместно с ребенком установить определенный распорядок каждого дня недели, в который следует включить время занятий, лич­ное время, когда ребенок может заниматься только своим любимым делом и, наконец, сон. Конечно, может так случиться, что ребенок заинтересуется вашим распорядком дня, и тогда вам так же придется за­вести журнал своего распорядка дня. Вы же знаете, что для ребенка наиболее убедительным является ваш личный пример, а не те слова, которые вы ему говорите. При составлении такого рода планов, не за­бывайте и о том, что некоторые работы вы должны будете проводить вместе со своим ребенком и, кроме того, в ваших планах должно отво­диться время и для вашей личной жизни.

А теперь о цели. Дети видят желанную цель очень широко и не сов­сем конкретно. И здесь родители должны помочь ребенку поставить более узкую цель, отделив все второстепенное, что может быть сдела­но в другое время или быть отнесенным к другому виду работы. При выборе главного направления родитель может, задавая наводящие вопросы, делясь предположениями, помочь ребенку выбрать главное и отказаться от частностей, что, в конечном счете, приведет проект в со­ответствующие рамки, что позволит удовлетворительно его завер­шить.

Сужением ребенком рамок предполагаемых работ, не должно от­брасываться то хорошее, что уже было сделано им, хотя некоторые дети, стремящиеся к бесконечному совершенству, часто пытаются де­лать это.

Иногда дети, имеющие незаурядные способности в какойлибо об­ласти, стремятся, во чтобы то ни стало, преуспевать в любимом для них деле, в ущерб остальному, где их успехи могут быть очень посред­ственными. Родители могут оградить детей от чувства собственного несовершенства, приучая их к занятиям, в которых они показывают далеко не блестящие результаты. Дети, даже имеющие выдающиеся способности, должны иногда почувствовать себя посредственностями, что способствует укреплению их связи с большинством и приучает их к терпимости к окружающим и, кроме того, дает им возможность луч­ше понять самих себя. Они должны знать, что терпеть неудачу это нормальное явление и к тому же это позволяет лучше узнать самого себя, что позволит в будущем, в пораженческой ситуации, не прихо­дить в отчаяние и не заниматься самоуничижением.

Гармонично развитые дети способны успешно воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Иногда они видят неожи­данные и оригинальные связи там, где взрослые, имеющие уже усто­явшийся ум, их не видят. Нужно всячески поощрять этот вид интеллек­туальной деятельности, так как в будущем это станет основой его творческой и изобретательской деятельности, но часто все получается не так.

Житейская мудрость предполагает, что новый путь не всегда явля­ется самым лучшим. Исходя из этого, уникальное видение ребенка, ко­торое уводит его в неисследованные дебри окружающего мира, дале­ко не всегда правильно принимается взрослыми и, к сожалению, не­редко, тормозится ими.

И, наконец, чувство юмора. Говорят, что знание иностранного языка определяется не количеством слов и предложений, которыми может пользоваться человек при общении с носителем языка, а способнос­тью его понять национальный юмор. Повидимому, способность понять юмор определяет нечто большее, чем просто знание языка, скорее, это умение видеть смешное или абсурдное в отношениях, возникающих между людьми. И дети, имеющие способности выше среднего уровня, рано овладевают этой стороной человеческого восприятия реальнос­ти.

Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуа­ции нередко служит своеобразной защитой личности ребенка. Конеч­но, родители должны поощрять это качество, но в то же время они должны знать, что иногда смех скрывает обиду и ребенок смеется, чтобы не заплакать.