28     Ребенок в семье

В семье, в которой имеется не один ребенок, всегда в атмосфере взаимоотношений между детьми присутствует дух соперничест­ва. И каждый раз, как только один из членов семьи приходит к выводу, что необходимо приспособить свои потребности к интересам других, между братьями и сестрами возникают трения. В этом случае родители должны быть особенно чуткими и тактичными в управлении такими постоянно возникающими проблемами.

Дело в том, что дети рано начинают понимать, что в мире много не­совершенств и хаоса, что мир противоречив и двойственен и сущест­вование в нем часто связано с определенными для них трудностями. Маленькие дети не возлагают вину за это на взрослых. Они считают, что они сами плохие, что они делают чтото неправильно, что у них не­достаточно приятная внешность, что они недостаточно нарядны. Же­лая выстоять и преодолеть это, дети защищают себя, пытаясь уйти от неблагоприятной ситуации, или создают фантастические образы и си­туации.

Одни дети играют, учатся, вступают в контакты, как ни в чем не бы­вало, другие пытаются выделиться, защищаясь, пытаются както при­влечь к себе внимание тем, что настойчиво делают то, что не нравит­ся взрослым. Они могут проявлять резкость, что свидетельствует об их росте, могут быть агрессивны, гневливы, чрезвычайно активны. Стал­киваясь с трудностями, они стараются подобрать варианты поведения, которые, по их мнению, могут помочь преодолеть, возникающие про­блемы. Они могут уходить в свой мир и разговаривать очень мало или совсем не разговаривать. Они могут опасаться и людей и вещей. Они могут быть вежливыми и хорошими, и они могут быть несносными в своих приставаниях к взрослым. Они могут мочиться в постель, у них могут быть тики, головные боли, аллергии и многое другое, и причиной всего этого может быть стремление, удовлетворить свои потребности.

В некоторых семьях родители собираются вместе с детьми, чтобы решить какието внутрисемейные проблемы, но, к сожалению, такого рода собрания, нередко сопровождаются конфликтами. Это связано с тем, что родители иногда считают, что детям не надо говорить о том, насколько они любят и ценят каждого из них. Однако сами взрослые хотят слышать, что дети их любят, что они для них самые близкие лю­ди на свете. Так почему же мы сами стесняемся говорить им, что мы их тоже очень любим и не за какието их дела или не за хорошее пове­дение, а просто за то, что они есть.

Дети не должны стесняться своих чувств к брату или сестре. Это сблизит их. Хотя при этом у них могут проявляться не только положительные, но и отрицательные отношения. Конечно, в этом случае ро­дители должны создать поле эмоциональной безопасности для каждого ребенка. Необходимо обращать внимание на взаимное уважение, сопереживание и понимание, что чрезвычайно важно для эмоционального развития ребенка.

Не должны проходить для детей незамеченными проявления таких свойств как щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора и др. Дети должны видеть, что проявление в них этих качеств вызывает у их родителей одобрение. И пусть одни и те же качества у разных детей выражены не одинаково. Это и делает людей индивидуально неповторимыми. И каждый ценен такой, какой он есть.

Чем больше способностей у вашего ребенка и чем лучше они раз­виты, тем в большем эмоциональном комфорте они нуждаются. Это связано с тем, что родители, создавая оптимальные условия для фи­зического и интеллектуального совершенствования своего малыша, этим самым делают его непохожим на других детей. А неординарные личности вызывают или уважение, или неприязнь. Чувство уважения у  маленьких детей к своим сверстникам еще не развито, но зато дух со­ревнования просыпается очень рано, отсюда понятна их неприязнь к тем, которые непохожи на них и в чемто их превосходят.

Возможно именно неприязнь, возникающая из соревновательного духа, перерождается в последствии в чувство зависти. А, однажды появившись, это чувство, будет находить для себя все новую и новую пи­щу. Завистливый человек это несчастный человек, потому что за­висть всегда приносит страдания. Завистливые люди это люди, кото­рые желают другому зла. Они не хотят, чтобы комуто было лучше, чем им. И более того, когда им плохо, они нередко желают другому та­кой же участи. Иллюстрацией этому могут служить случаи, когда неко­торые туберкулезные больные из зависти к здоровым специально пач­кают своей мокротой посуду своих домочадцев или перила лестниц, чтобы другим потом было так же плохо, как и им. И вообще, люди очень странные существа. Они готовы делиться своими несчастьями с другими, а свои радости и удачи они предпочитают праздновать в оди­ночестве.

Кстати, ревность родная сестра зависти, потому что ревнивец считает, что есть ктото лучше его. Не правда ли, такого рода люди думают, что они сами в чемто ущербны, а у когото другого эти каче­ства выражены лучше. (Как сказал Ларошфуко, "Кто ревнует, тот в глубине души осознаёт, что он любви недостоин"). Отсюда мы должны понимать, насколько важно не допустить чрезмерную гипертрофию соревновательного духа. Вспомним историю "Моцарта и Сальери". Мо­жет быть, соревновательный дух ребенка лучше направить на него са­мого, когда он свои сегодняшние успехи будет сравнивать со своими достижениями в прошлом.

Если в вашей семье более чем один ребенок, то неприязнь одного из них к другому может возникать и изза неравномерного распределе­ния родительской любви между ними. Дети очень остро чувствуют, когда родители уделяют больше внимания одному из них, чем другому. Каждый из детей хочет выглядеть перед родителями лучше, чем дру­гие, чтобы иметь право на исключительное отношение к себе. Преиму­щественное внимание к одному ребенку, порождает у другого не толь­ко зависть, но влечет за собой проявление и многих других пороков, таких как лживость, к которой ребенок прибегает для того, чтобы в чемто выглядеть особенным; недоброжелательность по отношению к тем, кому уделяется больше внимания, нечестность и многое другое.

Некоторые дети испытывают чувство неловкости перед другими де­тьми, когда взрослые им уделяют больше внимания, чем остальным. В связи с этим они становятся более стеснительными и чтобы избежать особого к себе отношения, стараются иногда выглядеть хуже, чем они есть на самом деле.

Устраните еще один камень преткновения. Не браните своего ре­бенка, разве только в крайнем случае. Ребенок, которого слишком ча­сто ругают, привыкает к упрекам и не придает большого значения сло­вам или строгому тону. В особенности следите, чтобы не упрекать его за вашу собственную оплошность. Дети очень внимательны и прони­цательны: они легко заметят вашу слабость и не дадут вам спуску. Ес­ли ребенок в чемто провинился, постарайтесь, чтобы об этом он рас­сказал сам добровольно, а когда он признался, дайте ему понять мяг­ко и с любовью, в чем он был не прав и что ему не следует так больше делать. Во всяком случае, никогда не браните его; провинность, в ко­торой он признался, нужно простить. Вы не должны позволять прони­кать страху в ваши отношения с ребенком. Страх плохой воспита­тель, он неизбежно порождает лицемерие и ложь. Трезвая любовь, ко­торая строга и вместе с тем добра, в сочетании с достаточно практич­ными знаниями, создадут то доверие, без которого невозможно эф­фективное воспитание ребенка. И никогда не забывайте. Что вам на­до постоянно преодолевать себя, чтобы быть на высоте своего поло­жения и по настоящему выполнять свой долг перед ребенком, помогая ему войти в жизнь.

Иногда ребенок прикидывается больным, чтобы избежать какойто досаждающей ему обязанности, работы, которая ему не интересна, или просто для того, чтобы тронуть сердце родителей и заставить их выполнить какойто свой каприз. Ребенку также следует с самого раннего детства дать понять, что такой способ поведения это не самая интересная игра, и что вы не слишком заинтересованы в его болезни, скорее напротив. Слабый склонен верить, что его слабости привлекают внимание и использует их, а если нужно, то и болезнь, для того, чтобы привлечь к себе внимание и расположить в свою пользу окружающих его близких. Ни в коем случае нельзя потакать этой пагубной склонности. Ребенка следует обучить тому, что быть больным – это признак падения или еще чтонибудь похуже, а не добродетель или жертва. И еще несколько слов о помощи родителям по хозяйству. Не следует заставлять ребенка ежедневно подолгу заниматься домашним хозяйством. Для растущей нервной системы, которая еще не может слишком долго выдерживать длительные усилия, навязанный взрослыми определенный уровень активности не принесет никакой пользы. Необходимо, чтобы помощь родителям всегда была добровольной и, насколько возможно, выглядела бы как игра. Но и в этом случае такая помощь должна быть не за счет отдыха, который совершенно необходим ребенку, чтобы его тело нормально функционировало.