24     Стремление к знаниям

У детей существуют особые периоды их жизни, когда они впитыва­ют всё, что их окружает. В этот период они способны заниматься несколькими делами сразу. Иногда уже в трехлетнем возрасте они способны одновременно следить за двумя и более происходящими вокруг событиями. Они очень любопытны и вечно лезут с вопросами: "как это устроено?", "почему это происходит?", "а что будет, если это сделать подругому?" и т. д. Они постоянно исследуют окружающий мир и редко терпят какиелибо ограничения в своих стремлениях все знать. Швейцарский психолог Жан Пиаже (1952) считает, что функция интеллекта заключается в обработке информации, так же как организ­ма в переработке пищи. Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать. Стремление человека к знанию такая же необходи­мость, как утоление голода или жажды, и может быть даже больше, потому что когда вы чемнибудь увлечены, то забываете и о еде и о жажде. И если ум человека не занят чемто необходимым или инте­ресным для него, то он найдет для себя информацию сам, даже если это будет обрывок прошлогодней газеты.

У детей, способности которых выражены выше среднего, даже био­химическая и электрическая активность мозга повышена. Их ум отли­чается непомерным аппетитом. Они иногда умудряются "откусить больше, чем могут прожевать".

Удивительно то, что они уже в раннем возрасте способны прослежи­вать причинноследственные связи и делать соответствующие выво­ды. Для них особенно притягательно находить какието свои решения моделей и систем, не похожих на уже прежде знакомые и общеприня­тые. И еще интересно то, что они както умудряются перескакивать через промежуточные этапы при решении какихлибо задач, находя решение, полагаясь на свою интуицию.

Вполне понятно, что для того, чтобы абстрактное мышление было достаточно хорошо развитым и познание было успешным, необходимо удерживать в памяти достаточное количество информации. И, дейст­вительно, такие дети обладают хорошей памятью.

Кроме того, они обладают хорошей способностью классифициро­вать информацию и правильно применять полученные знания. Их стремление к классификации и систематизации приводит к тому, что они нередко, в дальнейшем, становятся коллекционерами.

Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова, которые, по их мнению, выражают их собственные поня­тия, предпочитают игры, в которых надо догадываться или думать. Де­ти, имеющие выраженные способности, а все дети их имеют, нужно только помочь им проявиться, с удовольствием воспринимают слож­ные задания, даже если им придется для их выполнения потратить много времени. И, конечно, они не любят подсказки и готовые ответы. Обычно они настойчивы в том, что для них интересно и могут ничего не замечать вокруг, когда заняты тем, что для них привлекательно. Ко­нечно, они нередко терпят неудачи, когда берутся решать проблемы, которые еще пока для них не по силам. В этом случае взрослые не должны акцентировать внимание на их неудачах, а предложить им са­мим попробовать еще раз, или же спросить их, не хотят ли они эту про­блему решить с ними вместе.