23     Еще о воспитании детей

Полное формирование ребенка включает в себя пять основных ви­дов воспитания, связанных с пятью основными проявлениями че­ловека физическое, чувственное, интеллектуальное, психичес­кое и духовное. Обычно эти разделы воспитания следуют друг за дру­гом по мере роста человека. Однако это совсем не означает, что они обязаны последовательно сменять друг друга; напротив, они должны не отделяться, а дополнять один другого в течение всей жизни.

Физическое воспитание имеет огромное значение в жизни человека. Это связано с тем, что человеческие желания, чувства и ум могут ре­ализовать себя только через физическое тело. В любом случае, когда нарушена гармония физического развития и эмоциональной сферы или же физического развития и состояния ума, могут возникнуть все­возможные более или менее выраженные эмоциональные и психоло­гические нарушения развития, компенсировать которые достаточно полно не всегда удается. Речь можно рассматривать не только как проявление ума, но и как продолжение физических движений и, поэто­му, отставание развития речи можно предупредить, развивая ребенка физически.

И есть еще один очень важный аспект физического воспитания. Физическое тело это особым образом организованная Материя Зем­ли. Через тело живых существ Материя реализует и осознает себя. На пути эволюции самоосознавания Она создает все более совершенных существ, найдя вершину своего творения в человеке, который получил способность осознавать свою индивидуальность и воздействовать на Материю своего собственного тела и Материю всей Земли. Следова­тельно, в человеческом теле Материя начала осознавать самую себя, и поэтому человека нельзя рассматривать в отрыве от природы и са­мой планеты, так как он является их производным и их надеждой в эволюции сознания Земли. Материя стремится к самоосознаванию и в человеке, на сегодняшний день, она достигла максимально возможно­го для нее развития. И если прежде Она создавала множество альтер­нативных видов жизни, чтобы отобрать из них для дальнейшей эволю­ции сознания, наиболее пригодных для этой цели существ, то в чело­веке она создала существо, в котором заключены все возможные пути ее эволюционного развития. И, что особенно важно, Она предостави­ла ему право самому делать выбор направления, в котором должна идти эволюция сознания.

Мы знаем, что в истории нашей планеты были периоды, когда унич­тожались одни виды жизни, на смену им приходили другие, более со­вершенные, соответствующие эволюционным замыслам Земли. Повидимому, эти периоды характеризовались наименьшей гармонией всего существующего на планете, когда взаимоотношение всего жи­вого было наименее адекватно друг другу. И тогда Земля освобожда­лась от несовершенной части своего творения и, используя накоплен­ный прежде опыт, начинала новый виток эволюции.

И если все это действительно так, то имеющаяся сегодня дисгармо­ния взаимоотношений жизни на земле, является очередным переходным периодом, от менее совершенного существования к более совер­шенному. Но теперь уже нет необходимости уничтожать отдельные ви­ды менее совершенных живых существ, так как перед природой стоит другая задача создание и сохранение более совершенного сознания.

Человечество уже разделилось на основные две ветви эволюции сознания, одна из которых, менее совершенная, тяготеет к усовершен­ствованной животной жизни, другая к жизни духовной. Первая стре­мится к овладению знаниями, чтобы сделать свою жизнь наиболее комфортабельной, представители второй ветви ищут непреходящие ценности. Какие способы теперь найдет Земля, чтобы отделить бес­перспективное от прогрессивного, разрушительное от созидательного, бездуховное от духовного, в настоящее время никто сказать не может. Можно об этом только предполагать.

Итак, духовное сознание, пустившее корни в материальной челове­ческой природе, в будущем станет преобладать над любым другим ма­териальным сознанием на земле. Именно одухотворение человеческо­го тела будет началом расцвета духовного сознания Материи Земли. И если мы хотим, чтобы будущее поколение, которое начинается сего­дня, вышло за пределы порочного круга усовершенствованной живот­ной жизни, если мы хотим, чтобы наши дети и наши внуки вступили в следующий эволюционный виток уже духовной жизни, мы должны уже сейчас приложить всю свою волю и все свои знания, чтобы вырваться из плена низшей животной природы к солнечному свету духовного со­знания.

Говоря о физическом воспитании, мы должны помнить, что никакое другое человеческое сознание так не зависит от определенного мето­да, правила, дисциплины, как сознание физического тела. Недостаток пластичности и восприимчивости материи должен быть компенсирован правильным физическим воспитанием, но при этом не следует забы­вать, что все части человеческого существа взаимосвязаны и взаимо­зависимы. Для того чтобы процесс воспитания тела был успешным, развивающиеся привычки тела необходимо контролировать и дисциплинировать, но они должны быть достаточно гибкими, чтобы приспо­сабливаться к внешним условиям и потребностям роста и развития че­ловеческого существа.

Воспитывать тело нужно с самого рождения и продолжать в течение всей жизни: никогда не рано начинать и никогда не поздно продолжать.

Воспитание тела включает в себя три основных положения: 1) Кон­троль и дисциплину функций, 2) Полное, методичное и гармоничное развитие всех частей и движений тела, 3) Избавление от недостатков физического тела.

Можно сказать, что с первых же дней, даже с первых часов жизни ребенок должен подчиняться первой части программы в отношении еды, сна, естественных потребностей. Если ребенок с самого начала жизни приобретает хорошие привычки, это избавит его от многих трудностей и беспокойств в течение всей его жизни. И те родители, ко­торые постараются об этом позаботиться в течение первых лет жизни ребенка, обнаружат, что это сильно облегчит им их задачу в дальней­шем

Конечно, физическое воспитание, если мы хотим, чтобы оно было разумным и эффективным, подразумевает какойто минимум знаний о человеческом теле, его структуре и функциях.

Практически любые виды физического воспитания включают в себя два направления: а) физические упражнения, б) осознавание своего тела. Можно говорить и о третьем направлении воздействие сознанием на свое тело, но оно появляется в более позднем возрасте. По мере того, как ребенок растет, он должен вырабатывать привычку изу­чать деятельность своих органов так, чтобы уметь их контролировать все лучше и лучше, заботясь о том, чтобы их функционирование было естественным и гармоничным, в отношении положений, поз и движе­ний. Плохие привычки формируются слишком рано и слишком быстро и потому имеют пагубные последствия на всю жизнь.

А теперь несколько слов о питании. Этот вопрос изучен специалис­тами давно и тщательно. Роль диеты в развитии ребенка в целом из­вестна, и этим вполне можно воспользоваться, читая специальную ли­тературу. Но очень важно помнить, что инстинкту тела, до тех пор, по­ка он не разрушен, известно больше всех теорий. Потому, если вы хо­тите, чтобы ваши дети развивались нормально, вам не следует застав­лять их есть ту пищу, которую они отвергают, так как тело обладает ясным инстинктом в отношении того, что для него вредно, а что полез­но. Но естественное состояние такого рода может проявиться только тогда, когда ребенку в этом вопросе уделили достаточно внимания, и он научился отличать желания от потребностей. Он должен привыкнуть к простой и здоровой пище, питательной и вкусной, без всяких ненужных излишеств. В своем повседневном питании он должен избегать всего того, что действует грубо и приводит к чувству тяжести; и, кроме того, ему нужно научиться есть достаточно, чтобы только удовлетворить го­лод, не больше и не меньше, и не превращать еду в способ удовлетво­рения своей жадности и чревоугодия. С самого детства каждый дол­жен знать, что он ест для того, чтобы дать телу силу и здоровье, а не для того, чтобы тешить свой вкус.

И еще необходимо ребенка нужно научить стремлению к чистоте и здоровым привычкам. Но если вы хотите привить ребенку стремление к чистоте и правилам гигиены, вам нужно этому уделять особое вни­мание с первых дней его жизни. Гигиенически запущенный ребенок в начальный период свой жизни, в дальнейшем не будет достаточно со­знательным, когда вопрос будет касаться его нечистоплотности.

Если родители сделали все возможное для того, чтобы в период бе­ременности условия для развития плода были максимально благопри­ятными, и ведение родов было наиболее естественными, то вскоре по­сле рождения ребенка, у них могут появиться проблемы. Его повышен­ная активность, по сравнению с другими детьми, может доставлять им массу неудобств. Дело в том, что такие дети, как правило, спят значи­тельно меньше обычных детей. Они могут оказаться более разборчи­вы в еде, но особенно большие трудности начинаются в связи с их по­вышенной познавательной активностью. Неприятными последствиями такой активности могут быть сломанные телефоны, магнитофоны, ча­сы. Все, что попадает под руки такому ребенку, может стать предме­том его ненасытного любопытства.

Но и это не все. Такие дети могут замучить взрослых своими вопро­сами, потому что для них все, что попадает им на глаза интересно. У этих детей, как правило, достаточно рано формируется зона его осо­бых интересов и на все, что лежит за их пределами, не остается ни времени, ни желания. И для решения этой проблемы родителям так же потребуется много времени и терпения.

Но многие родители хотели бы видеть своего ребенка "таким, как все". Это связано с тем, что в современном человеческом обществе распространен стереотип "среднего человека", недоверие к "умникам" и проблемы как самих детей, имеющих повышенные способности, так и родителей, часто оказываются сходными. В результате у детей воз­никает внутреннее противоречие: с одной стороны они стремятся все знать, а с другой нельзя быть "белой вороной", выделяться из кате­гории средних. И, конечно, это отрицательно сказывается на форми­ровании их самооценки, а, следовательно, и на становлении их лично­сти. Родители ощущают постоянное давление со стороны своих не в меру любознательных детей. Их ненасытное стремление к знаниям порождает у окружающих недоброжелательность и недоверие. Такие де­ти нередко ставят своими вопросами и репликами окружающих людей в тупик, что взрослые, неуверенные в себе по своей природе, не хотят терпеть. Обычно в ответ на подобного рода ситуацию, взрослые ста­раются такого ребенка "поставить на место", что естественно влияет на развитие его интеллектуального уровня и личностных особеннос­тей. Мы часто забываем, что если возникает проблема отношений между взрослым и ребенком, то причину в этом нужно, прежде всего, искать во взрослом.

Рассмотрим еще некоторые особенности ребенка "страдающего" повышенной любознательностью. Наиболее частым симптомом может быть ранняя речь и большой словарный запас. Правда, этот симптом не постоянный. Известно немало случаев, когда дети начинали гово­рить на третьем году жизни, но это не помешало им быть талантливы­ми в дальнейшей взрослой жизни. Говорят, что Эйнштейн заговорил в три с половиной года, но это не помешало ему потом создать теорию относительности. Кроме того, у таких детей отмечается повышенная внимательность. О них родители говорят, что дети все замечают, и от них ничто не скроешь. Обычно у них очень хорошая память, что позво­ляет им запоминать сказки или какиелибо события до мельчайших деталей.

Способные дети не бывают способными в чемто одном. У них мо­жет быть не только выраженное интеллектуальное превосходство над своими сверстниками, активное стремление к обучению, но и творче­ские способности, например к изобразительному или исполнительно­му искусству. Подытоживая выше сказанное, можно думать, что у та­ких детей имеются три взаимосвязанных особенности: ненасытное стремление к знаниям, раннее психологическое развитие, хорошо вы­раженные физические данные.

Рассмотрим внимательнее эти три особенности ребенка.