13     Присоединение к миру взрослых

В предыдущих главах мы говорили о присоединении ребенка после его рождения к матери, когда между ними перебрасываются мос­ты, создающие для младенца состояние защищенности. В этот период окружающий мир еще чужд малышу и пугает его. Но постепен­но между окружающей реальностью и малышом так же выстраивают­ся мосты, которые служат не только опорой для ребенка в пока еще ограниченной для него реальности, но одновременно являются кана­лами, по которым внешний мир постоянно воздействует на развиваю­щийся мозг ребенка. Объекты внешнего мира это еще и стимулято­ры развития интеллекта вашего ребенка. И родители будут правильно делать, если с самого раннего возраста, почти с первых дней жизни малыша начнут знакомить его со всем, что окружает его. Его органы чувств уже достаточно развиты, чтобы воспринимать все, что родите­ли будут показывать ему и при этом называть эти объекты их имена­ми Конечно, при этом совершенно неправильным будет желание ро­дителя перейти на детское сюсюканье, или стремление все называть уменьшительными именами. Если есть возможность, касайтесь этих предметов рукой, а если ваш малыш может прикоснуться своей ручкой к этому объекту, то связь с ним у него будет более полной и эффек­тивной. Уделяйте каждый день некоторое время такого рода присоеди­нению, и в результате этого ребенок будет чувствовать себя более уют­но и спокойно в том помещении, в котором он находится. Необходимо присоединять малыша и к всевозможным звукам, потому что если он не знает их происхождения, то они пугают его. И, наконец, важно при­соединение ребенка к взаимодействию с внешним миром. И это про­исходит наиболее успешно в подвижных играх, которые должны устраивать взрослые. Лучше всего, если в этих играх участвуют родители. Присоединение происходит наиболее эффективно, если оно сопро­вождается радостной атмосферой, а еще лучше, если в этом присутствует родительская любовь. Именно она является гармонизирующей силой присоединения, которое в большей части своей является передачей опыта взрослых и их отношения к присоединяемым объектам. Если родители достаточно не насытили жажду ребенка в присоединении, то в дальнейшем такого рода присоединения будут происходить уже с подачи других людей, у которых отношение к миру может быть совершенно другим, что, конечно, наложит отпечаток на вашего малыша. Если отец или мать общаются с малышом недостаточно или даже избегают необходимого для их ребенка общения, так как их собственные интересы для них важнее, чем интересы рожденного ими ребенка, то такого рода отвержение порождает в нем чувство одиночества и стремление привлечь внимание взрослых теми способами, которые для него доступны и которые очень часто родители не одобряют. Но малыш вынужден это делать, и не его вина в том, что это не нравится взрослым. В более позднем возрасте, когда ребенок начинает входить в социальную среду садиковых групп и школьных классов, процесс присоединения продолжается, и при этом очень большое значение бу­дет иметь предшествующая работа с ним родителей. К чему и как бу­дет присоединяться их ребенок в будущем, во многом зависит от того фундамента, который заложат в него родители в первые годы его жизни.

В более позднем возрасте, когда дети становятся старше и у них начинает складываться система ценностей материального мира, большое значение имеет все, что может быть примером взаимоотношений, как между людьми, так и с окружающим их миром. Поэтому в это время огромное влияние ни них оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. В этот период жизни у старших детей и подростков формируются эталоны ценностей мира и принципов взаимодействия с этим миром.

В каждом человеке есть женское и мужское начала. И если подрос­ток видит в фильмах и рекламах, что женщина это в первую очередь соблазнительница, объект удовольствия и сексуальной привлекатель­ности, то в подростках обоего пола развивается соответствующее отношение к себе и противоположному полу. Гармония между женским и мужским в каждом человеке может быть создана только внешними средствами. И, поэтому, внешние примеры, свидетелем которых явля­ется подросток, и его собственные отношения с противоположным по­лом, формируют внутренние отношения между мужским и женским на­чалами. И от этого они могут быть или уродливыми или гармоничны­ми.

Человек социальное существо и поэтому очень важным при при­соединении является воспитание в нем его общественной значимости и единства с окружающим его миром. У ребенка, а потом и подростка должны быть обязанности, которые относятся как к нему самому, так и к семье, в которой он растет. Причем, обязанности, которые он должен выполнять для семьи должны стоять на первом месте, и только потом все то, что касается его самого. Для семьи ребенок (или подросток) может поливать цветы, подметать и мыть полы, готовить какуюто пи­щу для всех, кто живет вместе с ним, ходить в магазин за продуктами или же выполнять какието другие поручения, которые ему по силам. Разумеется, общественные работы должны распределяться по спра­ведливости между членами семьи, что крайне необходимо для гармо­ничного присоединения человека к социальной среде и ее низшей ячейке семье. Обязанности для семьи должны оставлять достаточно времени для удовлетворения своих собственных надобностей и интересов, которые, однако, должны быть отодвинуты на второй план. Именно общественные интересы объединяют людей в одно целое в семью или коллектив, или в государство, общественные интересы, ко­торые не оплачиваются, потому что в этом случае они становятся лич­ными. За пределами семьи это забота обо всем, что принадлежит обществу. Национальное единство может воспитываться стремлением сохранить все свое, национальное, отвержение всего, что приходит взамен национального, если оно или равно по значимости или даже менее значимое. Примером этому может служить русское слово крестословица, которое без всяких на то оснований, заменили иностран­ным кроссворд. Подобного рода замен произошло множество и не только слов или выражений, но и всевозможных фильмов для детей и взрослых, в которых поверхностное эмоциональное содержание, пре­подносится как нечто ценное для заполнения досуга, а произведения наших отечественных режиссеров и писателей, несущих в себе глубо­кую психологическую основу, или замалчиваются или отодвигаются на задний план. В каждом психически нормальном человеке есть та часть его психики, которая объединяет его с окружающим его миром это высшая социальная надстройка, без которой человек не может быть полноценной частью человеческого общества. Разрушение этой над­стройки неизбежно ведет к нарушению не только национального со­знания, но и к патологии отношений и между людьми и между челове­ком и природой. Людей страдающих такого рода патологией можно сравнить с категорией психически больных людей, страдающих шизо­френией.