10     Воспитание до рождения

Нет необходимости рассматривать все множество мнений, выска­зываемых родителями, о воспитании ребенка. Но чаще всего ни­кто из взрослых по настоящему и не задумывается о том, в чем же состоит воспитание их детей и в каком возрасте оно должно начи­наться. Воспитание обычно сводится к следующему: Надо ребенка кормить, чтобы он мог расти. Для него необходимы игрушки, чтобы он был занят в течение дня и не путался под ногами, чтобы он был по­слушным и не создавал ненужных проблем (это качество у детей осо­бенно ценится). И, конечно, он должен получить образование, чтобы потом мог прокормить себя и свою семью, но об этом должна побеспо­коиться школа и ПТУ. В этот период основной задачей родителей яв­ляется материальное обеспечение своего чада.

Вот как определяет цель и смысл воспитания президент француз­ской национальной ассоциации пренатального воспитания Андрэ Бертин: "Воспитание можно определить как предоставление подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Действительно, мы воспитываем живое существо, подразу­мевая под этим его формирование и развитие в процессе развертыва­ния жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физи­ческому, эмоциональному и ментальному "материалу", который оно получает извне, то есть из окружающей среды".

В процессе воспитания ребенок использует поступающую к нему ин­формацию тремя основными способами: он впитывает информацию, подражает своим воспитателям и, наконец, приобретает свой собст­венный опыт. Интересно то, что впитывание информации в пренатальный период происходит наиболее интенсивно и протекает на клеточ­ном уровне.

Ни в одном из периодов своей жизни после рождения человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде. Начиная с клетки, он за девять месяцев превращается в совершенное существо, имеющее удивительные способности и неугасимое стремление к зна­ниям.

Воспитание и самовоспитание подростка или уже взрослого челове­ка основывается на том фундаменте, который человек получил в пери­од своей жизни до рождения.

Практически воспитание человека должно начинаться не с момента его рождения, а с момента его зачатия. Это необходимо для того, что­бы вначале эмбрион, а затем плод не только получал самые лучшие .материалы для своего физического формирования, но и как можно полнее развил в себе тот потенциал способностей, который был изна­чально заложен в яйцеклетке.

Для того чтобы мать могла способствовать полноценному развитию зародившейся в ней жизни, она должна помнить: все, через что она проходит, испытывает и ребенок. Ее эмоции и ее интересы, ее контак­ты с внешним миром во всем их разнообразии, влияют на формирова­ние ее ребенка. "Мать это первая вселенная ребенка... Как с матери­альной так и с психической точек зрения".

В период внутриутробного развития плода мать является посредни­ком между ним и внешним миром, потому что развивающийся, он не может воспринимать мир напрямую. Через мать он непрерывно улав­ливает ощущения, чувства и мысли, которые появляются у нее при контакте с внешним миром. Развивающееся в утробе матери сущест­во регистрирует все доступные для него, уже на клеточном уровне, сведения, которые участвуют не только в формировании его физичес­кого тела, но и в дальнейшем будут определенным образом окраши­вать индивидуальность его личности.

Эти факты, которые современная наука заново открыла, на самом деле были известны уже во времена древних цивилизаций. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы, индейцы и многие другие народы уже знали об этом, и придерживались правил, которые были обязательны не только для супружеских пар, но и общества в целом. Эти правила обеспечивали для плода наилучшие условия для жизни и развития. . Научные исследования, проводимые в последние годы, позволили выделить четыре основных направления, необходимых для воспитания плода еще в утробе матери.

1) Сенсорное воздействие на развивающийся плод.

2) Эмоциональное влияние.

3) Запись информации не только на клеточном уровне, но и на уровне атомов и молекул.

4) Влияние морфогенетических полей (поле, в котором формируется тело человека).

Французские ученые обнаружили наличие у плода активной сенсор­ной системы. Известно, что органы чувств и соответствующие центры головного мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности, а на протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются. Только зрение, которое не может развиваться без света, временно находится в бездействии. И всетаки, при непосред­ственном освещении живота матери, плод воспринимает слабый оран­жевый свет. Временно находится в состоянии бездействия и обоняние.

Вкус уже хорошо развит. Плод даже показывает свое отношение к той или иной пище. Например, добавление раствора сахара к амниотической жидкости, приводит к тому, что плод с жадностью проглаты­вает двойную порцию, а если добавить горький раствор, то количест­во заглатываемой околоплодной жидкости резко уменьшается. Состав внутриматочной жидкости зависит оттого, что съедает и выпивает мать. Таким образом, заглатывая амниотическую жидкость, плод привыкает к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после своего рождения.

Так, Андрэ Бертин приводит случай, когда девочка индианка была удочерена в возрасте трех месяцев супругами из Парижа. Начав полу­чать твердую пищу, она упорно отказывалась от риса, приготовленного по рецептам европейской кухни, но с удовольствием ела его, приготовленным так, как это делала, родившая ее мать.

В настоящее время хорошо изучены кожная чувствительность и слух плода. Кожа плода постоянно подвергается воздействию мышц матки и передней брюшной стенки матери. Врач из Дании Франц Вельдманз даже разработал условно рефлекторный метод, при помощи которого удалось установить эмоциональный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку.

Но еще более удивительные результаты были получены при исследовании слуха развивающегося плода. Считается, что слух тесно связан с мудростью, так как в его основе лежит только восприятие, хотя достоверной связи между остротой слуха и величиной интеллекта пока не существует.

Внутреннее ухо начинает воспринимать звуки и передавать их мозг в конце шестого месяца беременности, но Жану Фейжу удалось получить двигательные реакции на звук у плода в возрасте пяти месяцев. Описан случай, в котором доктору Томатису удалось вылечить девочку, страдающую аутизмом (аутизм погружение в мир внутренние переживаний и активное стремление отгородиться от внешнего мира используя при беседах с нею английский язык. Мать девочки расска­зала доктору, что в начале беременности дочерью, ей по делам службы приходилось очень много общаться на английском языке. Вероятно, плод всеми своими клетками, со времени зачатия воспринимав этот язык и сохранил его в своей памяти.

Дальнейшие исследования показали, что звуки, составляющие гамму, какимто образом соотносятся с определенными участками основного энергетического меридиана тела человека (энергетические меридианы хорошо известны специалистам по акупунктуре), что конечно не безразлично для развивающейся энергетики плода. Мало того, была обнаружена связь между звуковыми вибрациями и определенными позвонками, а так же симпатическими и парасимпатическими ганглиями (ганглии нервные узлы, располагающиеся за пределами цент­ральной нервной системы), воздействуя на которые звуком можно изменять активность всей центральной нервной системы.

Результатом таких исследований появились "поющие" родильные дома, в которых проводились занятия по хоровому пению. В состав хора обычно входили не только будущие отцы и матери, но и их боле старшие дети, если они у них имелись.

Считалось, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, что должно способствовать рождению более здоровых и спокойных ребятишек, которые будут более легко и быстро адаптироваться к окружающей среде. Конечно, нельзя считать эти качеств второстепенными, так как от них зависит устойчивость психического равновесия человека, что имеет определяющее значение для его су­ществования в нашем сложном и напряженном мире.

И еще один интересный факт: если отец регулярно разговаривает плодом во время беременности жены, то вскоре после рождения ребе­нок будет узнавать его голос. Некоторые наблюдательные родители мечтают, что дети распознают музыку или песни, которые они слышали пренатальный период. В связи с этим было обнаружено еще одно инте­ресное свойство музыки и пения, которые ребенок уже слышал до своего рождения они оказывали на малышей успокаивающее действие.

Было замечено, что будущие матери часто были вынуждены поки­дать концертный зал, так как ребенок, которого они носили в себе, бурно протестовал при прослушивании некоторых видов современной музыки, причиняя матери физические страдания. И наоборот он был спокоен, когда был слушателем классической или медитативной му­зыки.

Безусловно, мать, часто слушающая хорошую спокойную музыку, произведет на свет человека, который будет более восприимчив к му­зыке и ко всему прекрасному.

Но и это еще не все. Психологи выявили еще одну связь плода с ма­терью и внешним миром эмоциональную. Любовь, с которой она вы­нашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением, так же оказы­вают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную па­мять, формируя основные качества его личности, которые сохранятся в течение всей его последующей жизни.

В случае негативного отношения к вынашиваемому ребенку и тем более попытки избавиться от него в период беременности, нередко приводят к очень тяжелым расстройствам в уже вполне зрелом возра­сте.

Но не следует думать, что любая эмоция может оставить такой глу­бокий след в человеческой психике. Преходящие, кратковременные переживания легко компенсируются еще не родившимся ребенком. Но сильные и длительные переживания матери, которые могут быть свя­заны с плохими отношениями между супругами, нередко оставляют в ребенке очень глубокий патологический след.

Французский физик Жан Шарон, считает, что элементарные части­цы, из которых состоят атомы, молекулы и живые клетки, подчиняют­ся как законам физики, так и законам физиологии. Они способны хра­нить информацию об окружающей среде и при необходимости воспро­изводить ее или передавать ее другим частицам.

Возможность записывать информацию, хранить ее, а затем, при не­обходимости, передавать ее это уже свойства психики. Жан Шарон утверждает, что каждая элементарная частица имеет своего психиче­ского двойника дубля, который и является носителем информации и этим самым определяет энергетические вибрационные характеристи­ки этой частицы. Многие ученые, среди которых Дэвид Бом, работав­ший в Англии с Эйнштейном, Джеффри Чью и Фритджоф из Америки доказывают справедливость этого мнения с помощью математических расчетов.

Формирующееся существо в лоне матери получает информацию о ее психике, мыслях и чувствах, которые определяют вибрационные свойства его клеток. Это приводит к мысли, что все, через что мы про­ходим, записано в хромосомах клеток. Это касается и половых клеток, которые составят генетический капитал будущего ребенка.

Интересное подтверждение идеям Жана Шарона принес своими ра­ботами английский биолог Руперт Шелдрейк. В результате своих ис­следований он пришел к выводу, что изучаемые физиками разновид­ности полей не могут объяснить причины появления и постоянства форм как живой, так и не живой природы. Согласно теории форматив­ной причинности существует еще одно поле, которое Шелдрейк назвал морфогенетическим. Именно оно генерирует волны, определяющее общее поле объекта. Именно оно, по мнению Шелдрейка, является ма­териалом, из которого формируются энергетические формы, опреде­ляющие физическую структуру живых организмов, а так же состояние нашего сознания или сознания клеток.

Вероятно, внимательный читатель теперь хорошо понимает, что бе­ременная женщина является средоточием различных энергий, благо­даря которым становится возможным по генетическому проекту построение нового существа. Ее поступки, мысли и чувства привлекают определенные разновидности энергий. И именно ей решать, захочет ли она приложить свои силы к тому, чтобы ее психическая и физическая энергия были направлены по наиболее удобному для формирования ее ребенка руслу. И конечно же, к этому причастны все, кто окружает ее в этот период.

Если будущая мать знает об этом и старается исключить из своей жизни все негативные влияния, то она становится сознательным уча­стником в творческом процессе природы. В тесном содружестве с ней она поставляет для своего ребенка самый лучший физический мате­риал, самую качественную сенсорную, эмоциональную и ментальную структуру, этим самым, создавая для своего ребенка наилучшие усло­вия для его развития.

Здесь не может быть четко разработанных методов, так как воспи­тание всегда связано с элементами непредсказуемости. Будущая мать просто любит своего еще не родившегося ребенка, благодаря чему возникают щиты, защищающие его от всевозможных нежелательных влияний. Ниже мы предлагаем несколько общих советов, касающихся физического, эмоционального и ментального влияния на развиваю­щийся плод.

1. Физические влияния. Необходимо сознательное отношение к пи­танию. Механическое употребление пищи ведет к усвоению только хи­мических элементов. Если же вы будете употреблять в достаточном количестве растительную пищу, осознавая, что в ней накоплена сол­нечная энергия, которая "через рот" поступит непосредственно в нерв­ную систему, то она принесет огромную пользу не только вам, но и ва­шему ребенку. И вспомните, что в амниотических водах всегда присут­ствует химический состав той пищи, которую мать употребляет и этим самым она еще до рождения ребенка прививает ему определенное от­ношение к этой пище.

2. Эмоциональные влияния. Различного рода эмоциональные состо­яния не обязательно связаны с влиянием на человека окружающих ус­ловий. Иногда они возникают под влиянием вибраций различных структур нашего подсознания. Но нередко внешние события могут явиться той каплей которая вызовет обвал эмоций. И тогда ум начи­нает искать повод для того, чтобы зацепиться за эти эмоции, а потом следует самооправдание, чтобы объяснить внешними причинами свое эмоциональное состояние. И, всетаки внешние условия далеко не бе­зобидная причина для возникновения различного рода фрустраций.

Несчастье, душевная боль, гнев, страх, ревность, злоба приводят к патологическим состояниям сердца и других органов и появлению плохого самочувствия и закрепощения. Когда же мы влюблены или ра­дость по какомулибо поводу заполняет наше сердце, то нам кажется, что у нас за спиной вырастают крылья и мы готовы обнять весь мир. Такого рода эмоции, передаваясь ребенку, зафиксируются в его клет­ках и потом, после его рождения, во многом определят его отношения к миру. Здесь важную роль начинает играть и отец. Его отношения к жене, к ее беременности и ожидаемому ребенку, будут формировать в нем ощущение счастья, силы и уверенности.

Если будущая мать разговаривает с ребенком, объясняя ему проис­ходящее, в необходимых случаях успокаивает его, то все это ребенок "записывает" на клеточном уровне. Потом, уже будучи сознательным человеком, он без излишних фрустраций будет принимать события, несущие в себе тяжелые эмоциональные проблемы. И он будет чувст­вовать себя уверенным в, том, что сумеет преодолеть эти трудности, какими бы большими они не были.

3. Ментальные влияния. Обычно у женщин воображение хорошо развито и это так же можно использовать для формирования будущего ребенка. Если воображение направлено на культивирование таких качеств как красота, интеллигентность, доброта, мудрость, то оно мо­жет оставить глубокий след при формировании будущего человека. Можно, рассматривая спектр преломления солнечного света в призме, представлять, как они вливаются в тело ее будущего ребенка. Извест­но, что каждый цвет спектра связан не только с физическим, но и с психическими уровнями человека и беременная женщина впитывая в себя эти цвета будет совершенствовать не только себя, но и ребенка.

Можно зримо представить себе те качества, которые она хотела бы видеть у своего будущего ребенка, и подобная осознанная визуализа­ция приведет к тому, что желанные качества войдут в новое существо и станут потом его личностными особенностями.

Дети не должны быть компенсацией наших неудач в жизни, и они не должны быть инструментами нашего честолюбия. Они свободные су­щества, имеющие право на собственную жизнь. Взрослые должны за­ложить в них основу высоких качеств общего характера, частные осо­бенности которых будут развиваться в последствии в пределах воз­можного.