ВВЕДЕНИЕ

Ауробиндо (впоследствии Шри Ауробиндо, 1872–1950) – примечательнейшая личность современной Индии. Он родился в Калькутте, в семье доктора. Образование получил в частных школах и в Кэмбриджском университете, где он блестяще закончил курс гуманитарных наук, специализируясь в английской и французской литературе. По возвращении на родину в 1893 году (в возрасте 21 года) он принимает деятельное участие в освободительном движении в Индии и становится одним из его руководителей. С 1893 по 1907 год занимает ряд должностей в штате Барода и в Бенгалии. Преподаёт английскую и французскую литературу в университете штата Барода и некоторое время занимает пост помощника ректора этого университета. В 1906 году становится ректором Национального Колледжа в Калькутте. Одновременно он принимает активное участие в освободительном движении – пишет революционные статьи и воззвания, организует тайное общество и вместе с Тилаком борется с более умеренной группой движения. В эти годы Шри Ауробиндо посвящает много времени изучению индийской философии, литературы и языков (санскрит, марати, гуджерати и бенгали). Одновременно продолжает изучать английских классиков, а также Гомера, Данте и Горация. Таким образом, он подготавливает почву для будущего синтеза западной и восточной мысли и культур, что и станет одним из основных направлений его учения.

Шри Ауробиндо всегда боролся за полную самостоятельность Индии (Пурна Сварадж), что ярко выразилось в его изданиях «Банде Матарам» («Ваnde Маtаrаm») и «Кармайогин> («Каrmа Уоgin»), 1906-1910 гг.

В 1908 году Шри Ауробиндо был арестован вместе с группой революционеров-националистов и заключен в Алипурскую тюрьму в Калькутте, где пробыл один год. Его обвиняли в террористической деятельности, в чем он лично не был виновен. Английский судья вынес вердикт: «не виновен». В Алипурской тюрьме Шри Ауробиндо, благодаря внутренним переживаниям осознал, что его миссия – не только освобождение Индии, но и помощь  всему человечеству. Шри Ауробиндо постепенно создаёт психологическую и философскую систему развития человека. Он называет это  учение «Интегральная йога» и основывает его на своих личных переживаниях и на древних индийских священных текстах — Ведах, Упанишадах и Бхагавадгите. Он пишет в «Кармайогине»: «Мы должны вернуться и искать источник жизни и силы внутри нас самих. Мы должны познать наше прошлое, чтобы применить его к нашему будущему». Йогу он определяет как «систематическое стремление к самосовершенствованию посредством открытия в человеке скрытых в нем возможностей и соединения личности с универсальным и трансцендентальным сознанием».

Между тем британское правительство продолжало слежку за Шри Ауробиндо и угрожало ему ссылкой. Чтобы избежать неминуемого ареста, Шри Ауробиндо принимает решение уехать в Пондичерри, французскую колонию в Южной Индии. По прибытии туда Шри Ауробнндо прекращает все публичные выступления и тою политическую деятельность и всецело сосредоточивается на практике Йоги. Но его главная работа еще впереди и ожидает прибытия его сотрудницы.

Молодая француженка Мирра Ришар (1878-1973), впоследствии известная как Мать, впервые встретила Шри Ауробиндо в Пондичерри 29-го марта 1914 года. С момента этой встречи стало ясно, что они оба предназначены вести человечество к высшему Сознанию. Мать должна была вернуться в Европу, но в 1920 году она снова прибывает в Пондичерри и больше уже не покидает его.

В 1926 году Шри Ауробиндо прекращает личный контакт со своими последователями и «уходит в себя», продолжая только вести корреспонденцию, отвечая на задаваемые ему вопросы.

С этого момента Мать берет на себя руководство Ашрамом, который из десятка последователей с годами вырос до 1600 человек, включая школу из 700 учеников. С 1968 года она также руководит постройкой Ауровилля (Auroville), интернационального города неподалеку от Пондичерри, который, согласно идее Матери, должен стать опытной лабораторией для достижения человеческого единства. Город рассчитан на 50000 жителей.

Исключительно одаренная как личность, Мать, полная духовных и оккультных сил, а также организаторских и артистических талантов, продолжала распространять учение Шри Ауробиндо и применять его на практике до последних дней своей жизни. Она оставила тело в 1973 году, 95 лет от роду.

Философия Шри Ауробиндо и Матери глубоко оптимистична, Эволюция движется вверх: от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку. Однако последний является только переходным существом. С течением времени, он должен будет   достичь   высшего  Сознания   и   создать   новую   расу   людей и более гармоничную и совершенную жизнь на земле.

Среди многочисленных работ Шри Ауробиндо (юбилейное издание состоит из 35 томов) его длинная эпическая поэма «Савитри» (24000 строф) как бы суммирует его учение о трансформации физического мира и о духовном развитии человечества.

В настоящем переводе выдержки из работ Шри Ауробиндо взяты главным образом из сборника Р. В. Saint-Нillaire'а, Sгi Аuго-binlо, Тhe Future Еvо1ution оf Mаn. Pondichеrrу, 1963. Пропуски указаны многоточием. Источники даны в конце каждой выдержки (название, том и глава):

 

LD — «The Life Divine» («Жизнь Божественная»);

SY — «The Synthezis of  Yoga» («Синтез йоги»);

НС — «The Human  Сус1е» («Человеческий цикл»).

Выдержки из разговоров и высказываний Матери взяты из разных изданий Ашрама, которые указаны в конце цитат. Ссылки, объясняющие некоторые термины, основаны, в упрощенном виде, на примечаниях Сэнт-Гиллера.

 

                                                                                Димитрий фон Мореншильт