ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ ОПОРЫ

Каждый человек нуждается для себя в опоре. И эта потребность в опоре проявляется в нём, начиная с раннего детства, когда он находит её в своей матери, а потом и в отце. В дальнейшем стремление иметь опору, по мере формировании его социальной личности, расширяется, и появляется потребность в других дополнительных опорах, которых у различных людей может быть не одинаковое количество. Рассмотрим здесь несколько примеров. Когда родители считают своего малыша центром своих забот и даже своей жизни и всячески потакают его капризам, то это приводит к формированию в человеке опоры на собственное «Я». Люди всегда стремятся иметь опору в том, что особенно значимо, и если родители воспитывают в своём малыше его исключительность, и даже обслуживают эту «исключительность», ставя себя в зависимое положение пред ней, то это обязательно будет формировать в малыше опору на самого себя. Это наиболее разрушительная опора, так как она препятствует росту сознания человека. Для роста сознания человека необходимы внешние импульсы, которые, получая внутреннее ответное созвучие, приводят к расширению сознания, в соответствующем направлении. Но для того, чтобы происходило расширение сознания очень важно, что находится в центре сознания, вокруг которого вращаются все интересы человека, потому что центр определяет его периферию.

Если человек живёт не для себя, а, например, для своей семьи, то круг интересов такого человека расширяется за пределы самого себя. В тех же случаях, когда человек живёт для своего народа, то круг сознания становится ещё шире, а если для Бога, то в этом случае круг сознания становится бесконечным. Все элементы любого круга сознания требуют для себя пищи, в первую очередь той, которая утверждает то, что уже имеется внутри этого круга, и только потом то, что может обогатить дополнительными знаниями содержания того, что внутри круга. Отсюда, понятно, что человеческие мнения, содержат в себе утверждения того, что человек уже содержит внутри круга своего мировоззрения. В таких случаях расширения сознания и, соответственно, мировоззрения, эго человека относительно его круга мировоззрения становится всё менее значительным, и, следовательно, возрастает стремление человека жить не для себя. Но, нередко, расширение сознания человека происходит одновременно с расширением его собственного «Я» это случается тогда, когда человек изначально замкнут на самом себе. Как мы уже говорили прежде, что все элементы сознания, входящие в круг интересов человека, требуют для себя пищи. Отсюда, когда в центре круга сознания находится своё собственное «Я», происходит рост личности по эгоистическому типу, определяющий или стремление к власти, или же к богатству, но чаще, то и другое одновременно. Эго личности при этом растёт не в соответствии с реальной значимостью этого человека, а в соответствии с его иллюзиями своей значимости. В результате такой патологии, страдают и те, кто находится в зависимости от такой психически негармоничной личности, да и сам человек, имеющий такие психические отклонения, так как гипертрофированное эго остаётся ненасытным и болезненно относящимся к каждому, кто может быть случайно, недооценит его раздувшееся эго. 

Но, в любом случае, у человека имеются и другие опоры, от которых зависит степень многогранности и гармоничности его личности. Например, история своей семьи, своего народа, своего государства, состояние этих факторов на сегодняшний день, культура народа с его обычаями, искусством, духовными и материальными ценностями. Очень важной опорой является ожидаемое будущее. Если будущее неблагоприятное для жизни, то начнётся вымирание народа. Если в будущем народу, для выживания, необходимы определенные усилия, то начнут рождаться такие дети, которые, повзрослев, сумеют сделать для выживания то, что необходимо. Если будущее имеет идею власти над миром, то рождающиеся дети будут иметь соответствующую предрасположенность к деятельности в этом направлении. Во всём этом проявляется дух народа. Но дух народа так же требует пищи, и если этот народ живёт так, что держит свой дух впроголодь или же совсем не кормит, то, разумеется, дух этого народа теряет свою силу и уже не объединяет народ в одно целое, без чего начинается распад этого человеческого сообщества.

Истинная опора может быть только внутри самого себя, в его истинном сердце. Для духовного искателя – это движение извне во внутрь, так как во внешнем мире опора всегда временна и разрушение её несёт с собой страдание. Ничто и никто во внешнем мире не может быть опорой человека. Внутренняя опора человека предполагает устойчивость условий, идей, состояний и для того, чтобы эти факторы не опускались ниже определенного оптимума, опять-таки необходима соответствующая пища в определенных количествах. Было бы правильно, если внутренняя опора являлась трамплином в далёкое будущее, находящееся за пределами этой жизни и даже за пределами всех времён в вечности, потому что преходящее всегда не надёжно. 

Частота вибраций внешней или внутренней опоры, определяет направление движения человека. Во внешнем мире – это движение совершается физически в направлении желаний, определяемых какой-либо из граней опоры. И в связи с тем, что желания человека изменчивы, то и движения его во внешнем мире  похоже на Броуновское. При внутренней же работе движение осуществляется по созвучию. И это движение навстречу желаемому, совершает не сам человек, напротив, желаемое идёт ему навстречу, так как человек созвучен ему. Хотя для духовной практики не имеет никакого значения кто кому навстречу идёт.

Есть немало людей, не имеющих внутренней опоры, и тогда они живут или сегодняшним днём, стараясь быть такими как все, или же ищут того, кто имеет для себя внутреннюю опору и пытаются следовать его направлению. Если человек, не имеющий внутренней опоры, искренен в решимости следовать своему авторитету, и в то же время не стремится копировать его и полагаться только на него, то в этом случае он может приобрести свою индивидуальную внутреннюю опору. В таких случаях многие его проблемы, казавшиеся прежде неразрешимыми, будут решены.