Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ НЕВЕДЕНИЯ

--

Всему своё время, поэтому, неведение определяет границы дозволенного не только для человека, но и для всего сущего во вселенной. Цыпленка в период развития его внутри яйца защищает от внешнего мира скорлупа неведения, и когда он будет готов выйти во внешний мир, скорлупа перестанет быть для него препятствием. Но мир велик и наседка создаст для цыплёнка другие защищающие его границы, более обширные, и эти границы будут существовать до тех пор, пока цыпленок не будет готов к большей, чем прежде, свободе. Но и выйдя из-под опеки наседки, бывший цыплёнок будет иметь свои границы дозволенного, и не только пространственные, но и границы, создаваемые его интеллектом. Он не будет знать, что его откармливают, например, на мясо, и будет с удовольствием склёвывать ту пищу, которую будет давать ему хозяин. Если бы он мог понять, что его ждёт в будущем, то страдания не дали бы ему возможности быть естественным. Таким образом, неведение защищает и определяет направление, в котором живое существо должно идти навстречу своей судьбе. Но уже и на птичьем уровне жизни судьба предоставляет возможность выбора, например, подросший петушок, может убежать от своей хозяйки и этим самым оставить её без куриного супа. Но он не убежит, потому что его сознание ещё настолько узко, что не позволит ему воспользоваться предоставленным выбором. В конечном счете, в этом примере всё сводится к совершенству сознания, которое и определяет судьбу любого живого существа.

То же самое можно сказать и о человеческой жизни, но при этом необходимо принимать во внимание предназначение человека на Земле. Девять месяцев он находится в лоне матери, отделенный надёжной защитой от прекрасного, но в то же время агрессивного внешнего мира. Он ещё не готов к встрече с внешним миром, потому что его возможности ещё не созрели для взаимодействия с ним. Рождение ребенка – это выход человека за пределы первого круга неведения. И так же, как и прежде, находясь в первом круге неведения, человек получал необходимые для его роста и созревания сведения из внешнего мира – вся жизнь матери – пища и питьё в виде вкусовых предпочтений передаются плоду, которого она носит у себя под сердцем. Её эмоции и эмоциональные отношения с окружающими её обстоятельствами, её голос, слова и её песни и любые внешние звуки доходят до развивающегося плода и участвуют в формировании соответствующих высших центров головного мозга. Вредные привычки матери создадут в будущем человеке предрасположенность к таким же вредным привычкам. Основные интересы матери в этом материальном мире, так же сформируют соответствующие предрасположенности и у её ребёнка. И, конечно же, в формировании человека будет принимать участие и наследственность родителей.

И, наконец, ребёнок родился, вышел за пределы первого круга неведения, во второй большего размера, который будет предъявлять к нему больше требований, которые будут для него порой выглядеть насилием, иногда вызывать интерес, а иногда – неприятие. С момента своего рождения и до самой своей смерти он будет постоянно находиться под влиянием как внешних условий, так и внутренних, которые будут его «обтёсывать, шлифовать, полировать», при этом будут учитываться и его собственные стремления и пожелания.

Человек многогранное существо, и каждая из граней его имеет свой горизонт неведения. В этом отличие его от всех остальных живых существ на Земле. Так, обыватель замкнут в своём круге познанного, который определяет потребности обывателя. Когда человек становится на духовный путь, то он выходит за пределы круга обывателя, но при этом осознает границы нового большего круга, за пределами которого значительно больше неизвестного, чем за границами первого, меньшего по размерам круга. И человек остается так же и даже ещё более, несвободным, чем в первом случае, несвободным от форм, которые скрывают он него истинные знания. Каждый круг активности человека, как социальной, так и внутренней на путях самопознания имеет свои пределы, которые переживаются не только как несвобода, но и как невозможное, а иногда как нежелательное. Кроме того, для человека существует предел неведения времени, и предел неведения взаимодействия с силами других планов реальности, или других планов сознания. Эти пределы неведения позволяют человеку быть естественным. Человек знает о возможности смерти для него самого, но не принимает это всерьез, по крайней мере, на ближайшие годы, а может быть и десятки лет. И это проявляет в нем его истинную суть во всей её полноте. Например, человек может накапливать баснословные богатства, стремиться к безраздельной власти, пытаться получать неограниченные ничем удовольствия – всё это не имеет смысла при той ограниченности времени, которое отведено человеку его судьбой. Все эти качества проявляются в человеке в полной мере только потому, что он находится в неведении времени и неведении смерти.

Человек пытается преодолеть внешние препятствия или неблагоприятные условия его существования, только для того, чтобы получить большую свободу своему существованию, избавиться от ограничений, которые мешают реализации его, часто бессмысленным, желаниям. Но может пережить состояние свободы, лишь только от чего-либо, и какое-то время спустя он осознает себя в другой несвободе, и так может продолжаться всю его жизнь. Стремление к полной свободе, которую можно получить в этом мире, оказывается для человека тщетным и порождает страдание. Это можно сравнить с хождением по болоту, когда неизвестно направление, в котором находится берег.  Поэтому состояние свободы в этом материальном мире – только иллюзия. Можно подумать, что человек осознает себя свободным, когда выберется из болота на какую-то кочку, и ещё более свободным, когда под его ногами будет берег. Но и это не будет для человека свободой, так как он не знает, что ждёт его, когда он сделает следующий шаг. Возможно, это будет западня или капкан, которые приведут его к ещё большей несвободе, чем прежде. Для того чтобы стать свободным, необходимо «иметь крылья». Другими словами, для того, чтобы осознать полную свободу в этом материальном мире, необходимо подняться над всевозможными привязанностями к ценностям этого мира. Но это становится возможным только тогда, когда в его стремлении к свободе примет непосредственное участие его истинная часть – Психическое существо. И здесь так же неведение не позволяет человеку осознать, что все его стремления к свободе на социальном плане являются отражением стремления к свободе от привязанностей к ценностям этого материального мира на пути к Божественной истине.

Если бы человек знал замыслы Бога, то им никогда не суждено было бы осуществиться. Если обывателю предложить сделать выбор, в котором он должен будет предпочесть постоянные усилия, направленные на обретение знаний своей сути, принадлежащей низшей природы с её ловушками и западнями, этому миру с его ценностями и удовольствиями, то, конечно же, он предпочтет этот мир, а не усилия, направленные на самопознание, которые могут быть не ничем вознаграждены. Сознание обывателя всегда стремиться к вознаграждению и выгоде, что не обещает ему внутренний путь. Поэтому, отсутствие знаний о духовном пути, для обывателя является благом, так как неведение о существовании этого пути позволяет ему, не задумываясь, делать выбор в угоду ценностей материального мира. Но если бы он знал о целях и смысле своего существования, то его естественные стремления, принадлежащие его низшей природе, не были бы открыты, чтобы в дальнейшем быть трансформированными.

Активность морфогенного поля, открытого Рупертом Шелдрейком, объясняет многие явления нашего мира, причины которых скрыты неведением от подавляющего большинства человечества. Я имею в виду распространяющиеся идеи среди человечества, ведущие к его разделению и деградации. Не следует даже предполагать, что самоценность человека, дана ему от рождения, что идеи потребительства, призывающие человека потреблять всё, что душа пожелает и кошелек позволит, в том числе и удовольствия, возникли на пустом месте. Во всех подобных случаях люди, влекомые страстью владычествовать над всем миром, в своих институтах разработали соответствующие идеи, реализовали их вначале в небольших группах, создав, таким образом, морфогенное поле, которое в дальнейшем распространилось по всему миру. Монетизация человеческого сознания так же не возникла на пустом месте и её идея так же предварительно разрабатывалась специалистами, работающими на группу людей, стремящихся в своей ненасытной жажде власти управлять всем миром. Действительно, подчинение всех человеческих отношений на социальном, психологическом и даже физическом уровнях, отношениями денежными, в значительной степени облегчает управление людьми. И всё становится на свои места – кто имеет деньги, тот имеет власть, а кто их не имеет, тот должен подчиняться этой власти. А в чьих руках сконцентрированы основные богатства мира и их эквивалент – деньги, давно уже является секретом полишинеля. Но в этом есть ещё одна сторона неведения, которая не может быть преодолена теми, кто стремится к власти над всем миром – эти люди (а может быть нелюди) не знают, что позади них находятся тёмные силы, которые стремятся погасить в человечестве пламя сознания, оскотинить его, и этим самым продлить своё существование в своих тёмных витальных и серых ментальных мирах. Но и эти силы низшей сферы миров так же ограничены неведением и не подозревают, что они выполняют ту работу, которая необходима для раскрытия в людях всего низкого, которое требует своей трансформации. Таким образом, события, происходящие в современном мире – это подготовка к глобальным изменениям сознания  в пределах всей Земли и даже в пределах всей низшей сферы миров.

Рассматривая иерархию неведения можно увидеть ещё одни, более далёкие её границы. Для всей низшей сферы миров солнечные супраментальные миры находятся за пределами их интересов. Это связано с тем, что все силы этих миров, начиная с тёмных миров смерти и кончая светлыми мирами богов, самодостаточны. Их вполне устраивает то состояние, в котором они находятся и тот способ бытия, который для них выглядит единственно приемлемым. Когда Мать, соратница Шри Ауробиндо, говорила, что сущности тёмных миров так же могут быть прощены, если осознают деструктивность своего влияния на человечество. Но они не могут осознать какой бы то ни было своей вины, так как им изначально был предназначен определенный образ жизни, все остальные возможности им были просто не даны. Другими словами, у всех сущностей миров низшей сферы есть своё предназначение, которому они неукоснительно следуют. И нет у них никакой вины в том, что они тщательно и неуклонно выполняют Божественную волю. Им не за что просить у Божественного прощения. Их можно сравнить с предметами для разового употребления, которое они хотели бы беспредельно продолжать, но сам способ их бытия неуклонно ведёт к финишу их существования.