Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЖИТЬ ИЗНУТРИ – 2

--

Шри Ауробиндо говорит о необходимости, для человека, идущего духовным путем, жить изнутри. Обычно люди живут, опираясь на свой ум и витал, что и определяет их способ взаимоотношения с реальностью этого мира. Реализации этого способа взаимоотношений с миром чисто рефлекторна, и не требует от человека осознания отдаленных последствий своих действий, как для себя, так и для окружающей реальности. Обычно в этот период люди несознательны и эта неосознанность похожа на сонное состояние, в котором они что-то делают, общаются друг с другом, не подозревая, что они похожи скорее на биороботов, программы, для которых определяются Низшей природой, и которая совсем не заинтересована в пробуждении человека. Пока человек спит – он принадлежит ей, а если проснется, то у него появится шанс выйти из-под её влияния.

Для того, чтобы согласиться с утверждением, что люди, будучи бодрствующими, на самом деле спят, проделайте такой эксперимент: осознайте себя «здесь и сейчас» в период выполнения какой-либо работы или, например, разговора со своим собеседником. Предположим, вы выходите из дома и закрываете дверь на замок. Осознайте, как вы вставляете ключ в замочную скважину, поворачиваете его, и тут же, без всякой временной паузы вспомните, чем вы занимались минуту или пять минут назад. Если вы это сделает достаточно быстро, то осознаете, что прежде вы были совершенно бессознательны и действовали подобно автомату. Так же можно осознать движение тела при ходьбе. Вы шли, не думая о том, что тело ваше движется совершенно автоматически. Вы задали направление его движения, и оно послушно выполняет ваше задание. А теперь оглянитесь во времени назад, когда ваше тело так же шло, согласно вашей программе, но вы в это время не осознавали, что оно идёт в нужном для вас направлении. Осознавать, что тело идёт и что вы двигаетесь можно и будучи несознательным, когда же вы осознаёте «проснувшись», то тело воспринимается отдельно от осознающего. То же самое происходит, когда человек осознает в себе эмоции, желания, стремления к чему-либо или даже реакции своего эго или свои мысли. Во всех этих случаях тот, кто осознаёт, находится отдельно от осознаваемого. Другими словами, человек каждый раз перестаёт быть сознательным, когда его способность осознавать является одним целым с тем, что он осознает. Человек каждый раз становится подобным тому, с чем он составляет одно целое. Если он стал одни целым, с чем-то несознательным в себе, то в результате он сам станет несознательным. Следовательно, быть сознательным – это быть выше несознательных частей своего существа – тела, витала и даже ума.

Человек взаимодействует с материальным миром, опираясь на принципы, лежащие в основе Низшей природы. Кратко рассмотрим некоторые из них, наиболее часто проявляющиеся в человеке при взаимодействии его с реальностью этого мира. Одним из принципов Низшей природы является стремление к власти, стремление подчинять и удерживать в своем подчинении все, что доступно её влиянию. И, так как большинство людей на Земле в своей внешней части являются её инструментами, через которые она выражает себя, то естественно, что этот принцип проявляет себя в большей или меньшей мере в каждом человеке. Правда, у одних людей этот принцип в основном проявляется в стремлении властвовать над собой, а у других, преимущественно над окружающими их людьми.

Принцип значимости так же принадлежит Низшей природе и в человеке он сконцентрирован в его эго. Основное предназначение этого принципа заключается в сохранении индивидуальности, отделенной от окружающей её реальности и в защите её от деформации и разрушения. Поэтому этот принцип может проявляться как у человека, находящегося на социальном дне, так и у тех, кто забрался на вершину власти. Почти всегда принцип значимости неадекватен реальному положению человека и его возможностям и значительно превосходит их.

Человек, не осознаёт, что эти качества принадлежат не ему, а Низшей природе, инструментом которой он является. Будучи единым с ней, и выполняя её волю, уже по своему положению не может быть сознательным существом. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что большинство людей на Земле находятся в спящем состоянии, в котором они что-то делают, получают удовольствия, продолжают свой род, словом, делают всё, что и остальные животные, обитающие на Земле. Поэтому, подавляющее большинство людей на Земле, находятся пока ещё в спящем состоянии и активны только в пределах программ Низшей природы. Правда, в настоящее время на Земле все больше людей, идущих к пробуждению.

Истинное «Я» человека иногда называют сновидящим, потому что оно видит сны ещё не проснувшегося человека, но который однажды должен проснуться. И разбудить его может только истинное «Я». Если человек осознает движения своего физического тела, осознает различные витальные и эгоистические проявления и даже осознает активность своего ума, то это ещё не означает, что он уже проснулся. Он стал осознающим и, поэтому, осознанно выполняет указания Низшей природы и остается её послушным инструментом. До тех пор, пока он будет послушным инструментом Низшей природы, и исполнять её прихоти, он будет спать.

– Что же произойдет с человеком, когда истинное «Я» разбудит его?

– Изменится знание о предназначении этого проявленного мира и предназначении человека в нём. А это в корне меняет всё, потому что человек получает истинные знания, раскрывающие смысл всего сущего в мире, и его прежде скрытые духовные цели, и смысл своего собственного существования.

Но ещё задолго до того, как человек будет пробуждён его истинным «Я», он может осознавать его присутствие как «голос совести», сострадание, испытывать чувства справедливости или несправедливости к тому, что происходит между людьми. Для него истина может оказаться более ценной, чем все материальные блага мира, а жизнь другого человека будет более ценной, чем его собственная. И чем внимательнее человек будет вслушиваться в свое истинное сердце, или истинное «Я», тем более интенсивно оно будет проявлять себя, и тем ближе будет его время пробуждения. Идя внутренним путем, духовный искатель должен помнить, что для того, чтобы опираться в своей жизни на свое истинное «Я» или «жить изнутри», необходимо быть внутренне тихим. Это состояние внутренней тишины, которое должен воспитывать в себе каждый духовный искатель, похоже на чуткое ожидание едва слышного голоса на фоне безмолвия. Если человек стремится к тому, чтобы не пропустить «голос истинного «Я», он должен сохранять внутреннюю невозмутимость в любых обстоятельствах.