Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДЕПРИВАЦИЯ И ДЕГРАДАЦИЯ

--

Депривация – это лишение человека чего-либо, например, общения с людьми, лишение ребенка любви или заботы о нём, лишение взрослого человека его любимых занятий дома и т. д. В действительности Депривация для человека встречается на каждом его шагу так часто, что он начинает привыкать к ней и перестает замечать её, но это не делает её менее разрушительной. Рассмотрим несколько примеров депривации.

Человек вышел на пенсию или как говорят: «на заслуженный отдых», освободившись от многих забот, которые не только заполняли значительную часть его жизни, но, возможно, являлись смыслом его жизни. Он мог и не осознавать, что работа является смыслом его жизни, но если она была центом определенности его жизни, то, тогда, выйдя на пенсию, осознает это как лишение опоры, вакуума, который образовался в его жизни, и состояние внутренней неопределенности. Депривация всегда начинается с состояния неопределенности, когда потеряно направление движения, определяемое или генетикой человека, или социальными обстоятельствами, или идеями, имеющими для человека особую значимость. При этом, неопределенность должна закончиться или выбором нового направления, или же возвращением к направлению прежнему, что, чаще всего, невозможно.

Человек сложное существо и состоит из многих частей, каждая из которых требует для себя пищи. Когда человек испытывает желание чего-либо, или стремление к чему-либо, или, если возникают у него какие-либо эмоциональные состояния – то позади всего этого находится та часть человеческого существа, которая хочет «поесть». Разумеется, это возможно только за счет кого-то другого, но иногда и за счет самого себя, и тогда мы такого человека называем «самоедом».

Повседневная деятельность человека формирует в нем соответствующие этой деятельности автоматизмы или шаблоны, которые можно сравнить со схемами, отражающими определенную последовательность действий. В эти шаблоны, в зависимости от их предназначения, могут входить как ментальные, так и витальные и физические компоненты. И это касается любого вида труда, от утреннего туалета и домашней работы, до производственной деятельности. Эти схемы или шаблоны, используются человеком, как элементы детского конструктора. В зависимости от обстоятельств используются те или иные элементы, или даже комплексы элементов этого конструктора. Человек почти всегда не осознает, как он выполняет то или иное действие, потому что все это выполняется в автоматическом режиме. И это можно сравнить с ездой на велосипеде, когда человеку не нужно думать о том, что необходимо делать, чтобы сохранять равновесие во время езды. Поэтому, человек может не помнить, выключил ли он утюг или газовую плиту, и закрыл ли на замок дверь квартиры, уходя на работу. Это и есть несознательность человека, в которой он проводит почти всю свою жизнь. Такого рода несознательность можно сравнить со сновидными состояниям, в которых человек действует совершенно автоматически. Иногда человек как бы просыпается и определяет что он должен делать дальше, но потом вновь поглощается автоматизмами, и действует, опираясь на шаблоны своего внутреннего конструктора.

Таким образом, привычные обстоятельства, в которых действует человек или даже живет в определенных условиях, формирует модель или своеобразный внутренний каркас содержащий в себе комплекс определенных шаблонов. И когда этот комплекс сформирован, то он начинает требовать  своей реализации. Это одна из основных причин, порождающих у человека желание посетить те места, которые прежде были ему хорошо знакомы или ту работу, которую он выполнял прежде, или сходить в гости к своим приятелям.

Особенностью подобного рода комплексов является, то, что они влияют на всё человеческое существо, на его интересы, отношения к людям и к различным вещам и даже отношение к самому себе. Эти комплексы, подобны кирпичам, из которых строится здание человеческой личности. Будучи построенными, эти комплексы требуют от человека, чтобы он использовал их и, нередко, даже подчиняют себе человека, делая его своим рабом и исполнителем.

Приведем несколько примеров формирования различных комплексов и их влияния на личность человека. При компьютерных играх формируется внутренняя модель взаимоотношений, в которой должна быть агрессивность, безжалостность, быстрота реакции. Игрок должен уметь обхитрить противника, и для того, чтобы получить в этой игре победу, необходим весь человеческий интеллект, и совсем ненужным оказывается ни совесть, ни сострадание, ни какие-то другие высокие чувства и отношения. Когда этот игровой комплекс оказывается полностью сформированным, для построения каких-либо других, например, творческих комплексов, или же тех, которые содержат в себе интересы к познанию чего-либо высокого, у человека уже не остается ресурсов. Обычно это выражается в том, что у человека пропадает интерес ко всему, что не имеет отношение к сформированному игровому комплексу. Те возможности интеллекта, которые прежде могли проявляться в различной творческой деятельности, тонкой восприимчивости реальности мира, оказались обделенными, потому что игровой комплекс не только поглотил ресурсы интеллекта, но и в значительной степени снизил волю этого человека. Может показаться, что в этом случае воля совсем не при чем. Но во всех случаях, когда сознание человека захвачено чем-либо, что порождает у него приятные эмоциональные состояния, обязательно снижается воля. Это одно из обязательных проявлений захваченности, которая, чтобы удержать внимание человека привязанным к чему-либо, лишает его воли. Можно сказать, что в последствии она может восстановиться, но если эта захваченность происходит достаточно часто и длительно, то воля так или иначе резко слабеет. Человек становится рабом своей захваченности. Все, что может служить источником захваченности, формирует в человеческом существе комплекс, соответствующей структуры. И как только комплекс сформирован. Человек становится агрессивным ко всему, что препятствует этой захваченности реализовать себя.

То же самое мы можем говорить и о различных ночных клубах, подвалах и других привлекательных сборищах, которые формируют в человеке соответствующий комплекс, что приводит к снижению воли и интеллекта человека, и делает его рабом соответствующих обстоятельств. Интересно, что и в этих и во всех возможных других случаях цементом, скрепляющим любые комплексы, возникающие при захваченностях, являются приятные или необычные эмоциональные состояния.

Во всех упомянутых здесь случаях и многих других подобных, лишение или препятствия, возникающие при стремлении реализовать сформированный комплекс, приводит или к депрессивному состоянию или к агрессии. Но при этом, почти всегда у человека разрушается интерес к чему-либо другому позитивному, его не привлекает то, что может потребовать от него усилий, даже обычное чтение перестает быть для него привлекательным. Его внимания и воли может хватить на короткие рассказы, в которых, желательны, эпизоды в которых влюбляются, грабят, убивают и убегают от опасностей. И для него становятся недоступными те произведения, которые требуют усидчивости или понимания.

Человек социальное существо и поэтому стремится занимать в этом мире какую-то не самую низкую социальную ступень, или, хотя бы быть таким как все. Он знает, что ему необходимо, чтобы быть таким как все, или занять социальную ступень, которая располагается выше среднего уровня. В этих случаях внутренний комплекс или же шаблон усредненного современного человека требует своей реализации и если лишить возможности реализовать этот комплекс, то у него может возникнуть состояние, характерное для депривации. Комплекс, не получая необходимой для него пищи, скудеет и те части интеллекта, которые были задействованы в нем, так же снижаются.

– Тогда может быть пойти путем вседозволенности?

– Нет, это не выход из положения, так как захваченности, так или иначе, будут забирать у человека часть его интеллекта, его творческих интересов и его воли. Единственный выход – не позволять захваченностям овладевать человеком и тогда не возникнет синдром депривации, влекущий за собой снижение интеллекта и воли.

Обыватель чаще всего не знает, какова реально действительность. И свои незнания дополняет внутренними масками, благодаря чему, модель реальности, отраженная в его сознании, становится завершенной. Но со временем может наступить прозрение, и человек окажется в состоянии депривации, так как  его прежняя внутренняя модель мира будет требовать адекватной себе пищи, но получать её уже не будет.

В некоторых случаях человек, мечтая или составляя планы на будущее, может настолько ярко и конкретно видеть это желанное будущее,  что однажды осознав, что ожидаемого будущего никогда не будет, впадает в состояние депрессии. Здесь депрессию вызывает та же депривация, так как построенное в мечтах или планах будущее уже требует своей реализации или пищи, но внешние обстоятельства не благоприятны для этого.

Следование какой-либо идее, например, религиозной, или идее накопления, потребления, и др., мы должны помнить, что пути, которые соответствуют этим идеям, так же требуют своего насыщения и если человека ограничить или же лишить этого, то человек опять-таки окажется в состоянии депривации. Интересно то, что идеи могут пронизывать все части человеческого существа и настраивать человека не только относительно внешней реальности, но и относительно самого себя. Поэтому, говоря о структурах внутренних стереотипов, шаблонах и комплексах, определяющих поведение человека и его отношение к реальности этого мира, мы должны знать, что их формы зависят от того, какая идея для этого человека является центральной.

В данном случае идея является своеобразным камертоном, настраивающим все функции человеческого существа. Идея может быть привнесена извне и быть обусловленной генетически. Они могут быть временными, например идея материнства, отцовства, начальника, богатого человека, нищего и т. п. и длительными, например, идея выживания, богоизбранности, расового превосходства, превосходства мужчин или женщин, свободы сексуальных отношений и т. п. В зависимости от идей и внутренние стереотипы будут строиться по-разному, и депривация будет выглядеть так же не одинаково.