Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

РАБОТА С ГУНАМИ

--

Человек, который стремится стать свободным от влияний низшей природы, должен превзойти её активность, так как основной целью его внутренней работы является единство с Божественной истиной, а не с ценностями этого материального мира. Но подчинить себе низшую природу можно только в том случае, если удастся превзойти ее и управлять ею свыше.

Уже древние индийские мыслители знали, что природа при взаимоотношениях всего сущего проявляет себя в трех состояниях, трех качествах, определяющих, три типа внутренних реакций человека. Знание этих трех состояний, которые в индийских писаниях называются гунами, поможет человеку, идущему духовным путем, получить власть над ними и быть независимым от них, эти три гуны – саттва, раджас и тамас. Саттва – это качество природы, которое проявляет себя в гармонии, добре, счастье и состоянии света. Раджас проявляет себя как двигательная, кинетическая энергия, реализующая себя в борьбе, усилиях, страсти и действиях. Тамас же можно осознать как силу бессознательности и инерции, проявляющую себя в качествах внутренней темноты и бездействия. Все эти особенности низшей природы проявляют себя во всем сущем на Земле и определяют способы взаимодействия между объектами этого мира.

Любые проявления реальности этого мира, и любые формы его представляют собой производное природных сил, пребывающих в постоянном динамическом равновесии, и каждая форма находится под постоянным воздействием потока благоприятных, неблагоприятных или разрушительных сил, окружающих ее. Человеческая природа, проявляющаяся через ум, жизнь и тело, также есть не что иное, как такая же формация, находящаяся под влиянием этих основных природных сил. Восприятие воздействий окружающего мира и реакции человека на них определяются тремя гунами природы, от которых зависит темперамент человека и способ его ответа на влияния извне. В тамасичном состоянии инертности и бессилия он может переносить их без всякой ответной реакции, без малейшего движения самозащиты, так как находясь в таком состоянии он неспособен их усвоить и преобразовать. Наиболее характерными признаками тамаса являются неспособность осознавать реальность такой, какова она есть в действительности, бессознательность, неспособность и невежество, леность, вялость, бездействие, механическая повторяемость и тупость ума, сон жизни и дремота души. Его влияние, если оно не уравновешено влиянием двух других гун, ведет лишь к распаду формы или нарушению равновесия природы, не сопровождаясь созданием чего-либо другого, некоего нового равновесия. В основе такого инертного бессилия лежит принцип неведения, которое ведет к неспособности или пассивному нежеланию понять, воспринять и преодолеть атаки или внушения окружающих сил, побуждающих к получению нового опыта.

С другой стороны, в ответ на воздействия Природы человек, побуждаемый или осаждаемый ее силами, может проявлять ту или иную реакцию на это давление или противостоять ему. Природа приглашает, подталкивает, принуждает его к борьбе, к сопротивлению, к попыткам овладеть или достичь господства над своим окружением, утвердить свою власть, сражаться, творить и побеждать –  таково качество раджаса, выражающее страсть, действие и жажду желания. Его производное – борьба, преобразование, созидание, победа и поражение, радость и страдание, надежда и разочарование, и они образуют многоцветный театр жизни, которая сводится к удовлетворению желаний и получению удовольствий. Недостатком раджаса является несовершенное или ложное знание, порождающее ошибки, постоянную дисгармонию, ненужные привязанности, разочарование неосуществленных желаний, горечь утрат и поражений. Преимущество раджаса – его активная сила, энергия, мощь, которая созидает, действует и способна побеждать; но эта сила руководствуется ложным светом или полусветом Неведения и извращена влиянием сил темных витальных миров. Высокомерие невежественного человеческого ума, с его заблуждениями и ошибками, гордыня, тщеславие, насилие, звериная злоба и жестокость, деспотизм, эгоизм, низость, лицемерие, подлость, похоть, жадность, ненасытная алчность, ревность, зависть и чудовищная неблагодарность, таковы следствия этой необходимой, но опасной раджасической гуны.

Но человек не ограничен этими двумя проявлениями природы, ему доступен и лучший способ взаимодействия с окружающими влияниями, когда восприятие и реакция основываются на ясном понимании происходящего, на внутреннем равновесии и спокойствии духа, сострадания ко всему живому. Он познает и берет под контроль и развивает проявления природы, познает ее методы, силой разума проникает в суть ее процессов, познает их смысл и использует ее движения. Он действует исходя из ясного осознания, все приводит в гармонию и во всем выявляет лучшее. Таково качество саттвической гуны, исполненное света и равновесия, обращенное к добру, знанию, радости и красоте, к счастью, правильному пониманию, уравновешенности и порядку. Саттвический темперамент отличается ясностью знания и сердечной теплотой сочувствия и близости. Утонченность восприятия, гармония и уравновешенность всего существа – таковы основные качества саттвической природы.

Но ни в одном существе какое-либо отдельно взятое качество космической Силы не проявляется в чистом виде. В каждом существе и во всем сущем присутствуют все три гуны. Их соотношение постоянно изменяется и они при взаимодействии постоянно оказывают влияние друг на друга, смешиваясь в разных вариантах и снова разделяясь, что нередко сопровождается столкновением и борьбой сил, пытающихся доминировать друг над другом.

Всем людям в той или иной степени, свойственно иметь свои саттвические состояния, свои светлые промежутки безмятежности и радости, ощущения тонкой гармонии и единства со своим окружением, проявления разумности, уравновешенности, правильных побуждений, добродетели и порядка.

Каждому человеку присущи и свои раджасические качества и импульсы, замутняющие сознание, для которых характерны желания, страсти и борьба, извращения и ложь, состояния безудержной радости и безутешного горя, неуемная жажда деятельности и творческие порывы, несдержанные, неадекватные и необузданные реакции на воздействия окружающего мира.

Есть у всех и свои тамасические качества, приводящие сознание в затемненное состояние или даже бессознательность, свои привычки и временные состояния пассивного смирения и безвольной покорности, свои проявления усталости, небрежности и лени, а также периоды невежества и бессилия, депрессии, страха, трусливого бегства или малодушного уклонения от борьбы и беспомощного подчинения давлению окружающих обстоятельств.

В зависимости от того, какая гуна преобладает в общем темпераменте, образе мышления или способе действия человека,  его можно отнести к саттвическому, раджасическому или тамасическому типу, но никто не является чистым воплощением какой-то одной гуны. На всякого мудреца довольно простоты, разумный иногда ведет себя не разумно; святой нередко осознает в себе совсем не святые движения, а злой и порочный содержит в себе не только зло и пороки; самый робкий может в какие-то моменты проявлять решимость и отвагу. Преобладающие гуны не выражают сущностную природу души человека, но только указывают, какого рода внешнюю природу они создали для этой жизни

Погружаясь в себя, человек может осознать, что все побуждения, возникающие в нем, исходят от низшей природы и ему не принадлежат. И он начинает понимать, насколько ошибочным было его представление о том, что его ум является хозяином и инициатором его действий. Он видит, что вместо него всегда действовала Природа, с тремя своими основными качествами, а его эго оставалось  лишь орудием, игрушкой в ее руках; его характер и интеллект, его моральные качества и умственные способности, его труды и подвиги, его гнев и самообладание, его жестокость и милосердие, его любовь и ненависть, его пороки и добродетели и еще многое другое – были игрой Природы, с которой его душа, увлеченная, побежденная и покоренная, пассивно соглашалась. Но для игры природных сил необходима санкция души, и своей внутренней безмолвной волей она может определять принцип игры и вмешиваться в ее комбинации. Пуруша может диктовать природе, какого рода гармонию она должна воплотить, он направляет на нее сознательную волю и природа, после множества трудностей претворяет его волю в форму, содержащую в себе определенный смысл.

понятно, что, если мы хотим преобразовать нашу внешнюю природу так, чтобы она стала формой выражения божественного сознания и инструментом его сил, нам необходимо освободиться от влияния тамасической и раджасической гун. Тамас не позволяет Божественным влияниям проникнуть в низшие сумеречные части нашей природы и делает нас неспособными откликаться на Божественное влияние, лишая нас воли к развитию, пластичности, позволяющей воспринимать воздействие высшей Шакти. Раджас искажает истину, превращает сознание в сообщника всех ложных побуждений, нарушает равновесие в организме и ведет к расстройству здоровья. Раджас завладевает всеми истинными идеями и побуждениями, нисходящими свыше, и использует их в ложных эгоистических целях. Даже Божественная Истина и Божественные влияния, нисходя на земной план,  не могут избежать этого злоупотребления и захвата. Пока тамас и раджас не трансформированы, божественное преображение, остаётся невозможным.

Но, а если культивировать в себе саттвическую гуну? Не приведет ли это к преобладанию её над двумя другими гунами? Но, оказывается что ни одно из качеств природы не может в одиночку преобладать над двумя другими. Если, например, духовный искатель борется с тамасом, то начинает преобладать раджас со всеми его особенностями. Если же активность раджаса уменьшается, то его место занимает инертность. Если раджас отсутствует или полностью подавлен, то умиротворение души может стать бездеятельным спокойствием, а не основой для динамического преобразования человеческой природы.

Если же мы будем искать компромисса между всеми тремя гунами, в котором саттва должна играть ведущую роль, а два других качества подчиняться ей, то мы все же достигнем лишь более сдержанного проявления в нас игры сил низшей природы, и реальная духовная свобода останется для нас не реализованной. Необходимо радикально изменить внутреннюю позицию, которая позволит нам отстраниться от гун и подняться над ними. Для этого необходимо превзойти Саттву так же, как раджас и тамас,  что возможно только при отстранении внутрь себя от действия гун и наблюдать за их изменчивым течением, находясь в позиции Свидетеля. Этот Свидетель наблюдает за движением гун, оставаясь незатронутым их влиянием.

Это ведет к тому, что духовный искатель начинает понимать собственную природу, что она только игрушка в руках низшей природы. Благодаря этому он избавляется от саттвического эгоизма альтруиста, святого и мыслителя; он освобождается от власти раджасического эгоизма, преследующего во всем собственную выгоду, и перестает быть подневольным слугой собственных интересов, безвольным пленником или рабом страстей и желаний. Он получает возможность преодолеть и тамасический эгоизм невежественного или инертного существования, серого, бездумного, слепо цепляющегося за беспросветную заурядность человеческой жизни. Осознав, что главным пороком является чувство эго, присутствующее во всех его личных действиях,  он больше не ищет средства самоизменения в раджасическом или саттвическом эго, но устремляется за пределы низшей природы в направлении Божественной, истины.  

Эта работа ведет к тому, что исчезают противоречия и разногласия тройственного состояния нашего низшего бытия и духовный искатель входит в более высокое тройственное состояние божественной природы, в которой нет тамасической темноты или инертности. Тамас заменяется божественным покоем и безмятежным умиротворением. Нет больше и раджасического принципа с его желаниями, напряженными усилиями, направленными на то, чтобы действовать, созидать и обладать. На смену раджасу приходит осознание власти над всеми проявлениями в себе низшей природы, благодаря чему наступает непоколебимое внутренне равновесие души, а на смену Саттве приходит состояние духовного озарения и блаженства, несущее в себе подлинное знание, в котором все необходимые действия совершаются без всякой сознательной реакции, участия или инициативы ума или витального существа, без единой волны мысли или мельчайшего импульса витальных частей: все совершается под влиянием безличной космической или трансцендентной Силы.