ИЛЛЮЗИИ НАШЕГО МИРА

 

       Человек воспринимает мир совсем не таким, каков он есть в действительности. Иллюзия восприятия человеком реальности этого мира проявляется во всем – и в том, как он воспринимает его, и как он его оценивает, и даже как он к этому миру относится. Действительно, мы воспринимаем деревья зелеными, цветы всех мыслимых вариантов цвета, и вообще, наш земной мир раскрашен во все цвета радуги и заполнен всевозможными звуками, запахами, вкусами, формами живой и неживой природы. В реальности атомы, из которых состоят объекты этого мира от вируса и до Эвереста, не имею ни цвета, ни запаха, ни вкуса, Лунная соната Бетховена – это только вибрации воздуха, голубые васильки и распускающаяся роза – это только электромагнитные волны определенной частоты, которые никто никогда из людей не видел. В конечном счете, запах и вкус – это результат химической реакции в области вкусовых и обонятельных рецепторов.

       Сами по себе атомы – это комплексы вихрей энергии, которая не имеет плотности камня или алмаза и не имеет привычных для человека свойств. Если бы человек мог воспринимать любые проявления материи, состоящей из атомов, такими, какие они есть в действительности, то мир для него и он сам в этом мире, исчезли бы, и он оказался бы в бездне пустого пространства. Себя он воспринимал бы как осознающую точку в беспредельной бескачественной вселенной. Возможно, он осознал бы пустую вечность, которая не имеет смысла, а может быть безвекторную бесконечность, любые стремления или движения в каких бы то ни было направлениях – так же бессмысленны. Но если реальность такова, то что же создал Бог, иллюзию? И тогда невольно встает вопрос о смысле такого творения.

       В Ветхом завете мы читаем, как Бог-Яхве создавая все сущее на земле, при каждом очередном творении убеждался, что все созданное им правильно: «И увидел Бог, что это хорошо». Но в реальности нет той вселенной или того мира, который, по словам Ветхого Завета, создал Бог. Тогда, может быть, он ничего не создавал? Не лепил Адама из глины, и из его ребра не создавал Евы?

       Мифы о творении человека и мира есть в каждом народе, по крайней мере, они прежде были, но наиболее жизнеспособным оказался древнееврейский миф, так как является опорой их религии и их идеологии, необходимой для выживания этого народа. Многие другие народы расстались со своими мифами, приняли, прежде чуждые для них, религии, не думая о том, что свои собственные, а не заимствованные у чужих народов, мифы нужны, так как они являются опорой духа своего народа, его древними корнями. Любой истории всегда предшествуют мифы, и если их нет, то история нарда – не полная, а его корни недостаточно глубокие, что ослабляет не только национальный дух этого народа, но и делает его восприимчивым к чужеродным влияниям.

       Иллюзии могут быть не только в физической природе, но и на психологическом, и социальном уровнях, на которых основным источником иллюзий является человеческое эго. основной задачей эго является выживание человека или целого народа в этом социальном мире. Рассмотрим несколько проявлений эго в жизни отдельного человека и отдельной нации, и даже государства. Обратите внимание, что мнение человека о себе всегда не соответствует реальности. Любыми способами человек хочет быть более значимым, чем он есть на самом деле. По крайней мере, он хочет быть не хуже других людей своего круга. И эта значимость почти всегда не имеет под собой действительной основы – она иллюзорна. Сатин в пьесе М. Горького «На дне», возможно, осознавая свое ничтожество, говорит, что человека следует уважать, а не унижать его жалостью. Этого же требуют алкоголики: «ты меня уважаешь?». Бедный мещанин, пообедав в дешёвой столовой, перешёл через улицу к входу в дорогой ресторан и, остановившись у его дверей, демонстративно ковыряет зубочисткой во рту – вдруг кто-либо из знакомых пройдет мимо. Если внимательно присмотреться, то можно легко увидеть, что человек хочет быть значимым или хотя бы замеченным, обратить на себя внимание даже в мелочах жизни. Если он не может по значимости быть выше других людей, то стремится быть таким как все, как бы подчёркивая, что он не хуже других. Для мещанского интеллекта человек значим, если у него есть дом, дача, машина. Хорошо, если дом и дача в престижном месте, а машина импортная, лучше джип. Когда все это есть, то можно и себя показать, и на людей посмотреть. На тех, которые этих атрибутов значимости не имеют, можно посмотреть сверху вниз. Сомнительно, чтобы одному человеку необходимы были яхты экстра-класса, футбольная команда дворцы и участки земли на побережье Адриатического моря. Стремление к собственной значимости заставляет людей правдами и неправдами рваться к власти и дозволенными, и недозволенными способами накапливать богатства. Для роста значимости все средства хороши. Но значимость – это так же иллюзия. Её можно сравнить с одеждой, скрывающей несовершенства тела. Истинная значимость имеет отношение только к тому, что под этой одеждой. У человека, стремящегося к собственной значимости, размеры и форма тела, совершенство других частей его существа не становится больше и совершеннее, если он имеет большую власть и много денег, напротив, он становится зависим не только от своей собственной значимости, но и от своей власти, от своего богатства, которые следует ещё сохранить и приумножить. В современном мире каждый шаг человека определяется санкцией эго. Люди думают, что это они решили что-либо делать или не делать, что отношение к самим себе и к другим – это так же их собственный выбор, но они, часто, не осознают, что их жизнь в этом мире определяется не ими, а эго, которое живет в них и управляет ими. Людей устраивает иллюзия, что они вольны выбирать направление своих решений и своих поступков, потому что не способны отличать своё эго от себя самих. Они считают себя свободными, являясь рабами своего эго и материальных ценностей.

       Большое значение для формирования иллюзий человеческих ценностей, и не только материальных, является разделение целого на части. В первую очередь отделили реальную стоимость от продукта, и это стало краеугольным камнем в фундаменте современного капитализма. В результате рыночная стоимость стала иллюзией, которая к действительной стоимости продукта не имеет никакого отношения. Примеров этому бесконечное множество, но один из них особенно показателен – черный квадрат Малевича, который оценён в 18 миллионов долларов. Если бы этот черный квадрат нарисовал какой-нибудь Ванька жуков, то очень скоро его произведение оказалось бы на свалке – здесь мы соприкасаемся ещё с одной иллюзией идеологической.

       В материальном мире одной из самых великих иллюзий являются деньги, особенно доллар, не гарантированный никакими материальными ценностями – это просто бумажка с определенным рисунком, определяющим её ценность. Но идея разделения в современном мире привела к тому, что деньгами стали оцениваться духовные ценности и то, что никогда товаром не являлось, например, честь, совесть, патриотизм, любовь, дружба, преданность, верность, свобода. Деньгами стали оцениваться предательство, мошенничество, власть, человеческая жизнь и даже жизнь целых народов. И в то же время деньги – это иллюзия ценности, её символ. Деньги стали определять добро и зло – заплатишь деньги, и врач будет тебя лечить, а если денег нет, то твое здоровье – это твои проблемы. Умер человек и его похороны стоят определенной суммы денег, иногда непосильной для родных ушедшего в мир иной человека. Деньги перестали быть мерой реальных ценностей, и банки во всем мире, занимаясь ростовщичеством, из денег делают деньги. Иллюзии в нашем мире настолько тесно срослись с реальностью, что люди перестали понимать между ними разницу.

Но иллюзии существуют и на социальном плане. У подавляющего большинства людей существует мнение, что во власти находятся более умные люди, стоящие на страже справедливости и закона, который для всех одинаков. Люди почему-то уверенны, что интеллект человека, имеющего высшее образование выше, чем у того, кто имеет только школьное образование. Получая специализацию по психиатрии, автор познакомился со специальным материалом, в котором приводились результаты исследования интеллекта у студентов медицинских и педагогических вузов городов Урала. Результаты были неутешительными – среди студентов, имеющих среднюю успеваемость, были и дебилы, и были конституционально-глупые психопаты (По П. Б. Ганнушкину). Кстати, такие психопаты могут учиться на отлично, так как очень часто у них хорошая механическая память. И в этих случаях мы вновь встречаемся с иллюзией, думая, что эта категория специалистов всегда имеет высокий интеллект и умение правильно действовать в нестандартной ситуации.

       И самая большая иллюзия, с которой мы рука об руку проходим через всю нашу жизнь – это иллюзия бессмертия. Когда мы молоды, да и тогда, когда мы уже не молоды, мы, тем не менее, живем так, как будто впереди у нас вечность. Мы копим богатства, тратим время попусту, стремимся к удовольствиям, с неослабевающим усилием отстаиваем свою значимость. Вспомните слова А. С. Пушкина в Евгении Онегине: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил…». И ещё, обратите внимание на слова Екклесиаста в гл. 2-й стихи 18 и 19. «И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился…» Из этой цитаты видно, что Екклесиаст не может освободиться от трудов рук своих. Он все еще находится в состоянии иллюзии бессмертия, в которой материальные ценности являются продолжением его самого. И человеку трудно расстаться с тем, что он не может забрать с собой за пределы своей земной жизни.

       Не менее значимой, чем иллюзия бессмертия, является иллюзия смерти. В этой иллюзии для человека проявлены две её стороны. Одна из них – это неизбежность смерти в определенном возрасте или при определенных обстоятельствах, вторая – всевозможными способами непрерывное убегание от смерти.

       Современным миром управляет целая иерархия кукловодов. К этой иерархии относятся и Боги, которым поклоняются люди. При этом, те, которые находятся в самом низу, думают, что они по собственной воле принимают те или иные решения и действия. И редко кому из них приходит на ум, поднять голову и посмотреть на своего кукловода. Но в этой ситуации интересно то, что их кукловоды, так же как и те, которых они ведут, так же считают себя свободными в решении выбора своих взаимоотношениях с миром. Им кажется, что они по собственной воле лавируют между коралловыми рифами и скалистым берегом этого социального мира. Но и над ними так же есть ещё более могущественные кукловоды и т.д., а на вершине этой кукольной пирамиды находится могучая кучка кукловодов или клан кукловодов, который непосредственно связан с одним из богов, который считает себя главным кукловодом человечества. Но и здесь сохраняется принцип иерархии кукловодов. В своем неведении и беспредельной гордыне этот кукловод объявляет себя творцом всей вселенной, всей Земли и всего, что на этой Земле, которой он уделил большую часть своего, так называемого, творческого времени (на создание вселенной с миллиардами галактик, в которых миллиарды звезд, он потратил всего один неполный четвертый день, а все остальное время недели он посвятил ничтожно малой пылинке среди объектов вселенной – Земле).  Этот местечковый бог в своем неведении не хочет знать и видеть, что над ним есть более высокие и могущественные иерархии сил, которых так же можно называть богами. Возможно, ослепленный гордыней он не способен осознать, что на вершине этой безмерной космической пирамиды сил, находится тот, кого мы сегодня называем Абсолютом или единым Богом, который из самого себя создал все сущее. Конечно, абсолют не имеет формы пирамиды, и никто из всего сущего во Вселенной не может знать формы его тела, потому что никто не может определить пределы непроявленного Беспредельного. Так же как ни одна клетка человеческого тела, не может знать формы физического тела, частью которого она является.

       Существуют стереоизображения, которые на первый взгляд кажутся полем, состоящим из мелких цветных зёрен. Вам говорят, что это стереоизображение, но вы видите только цветную плоскость. Это связано с особенностью восприятия мира нашими органами чувств. Внимание человека при восприятии реальности фокусируется на её поверхности. Поэтому человек способен воспринимать только поверхность реальности этого мира, и не видит глубины его, в которой скрыта суть всего происходящего. В этом смысле мы – люди похожи на плоскатиков, неспособных осознать трехмерность мира.

       Для того, чтобы увидеть и осознать стереоизображение, необходимо расфокусировать свое внимание. Но как это сделать? Вы пытаетесь это делать множество раз, и однажды у вас это получается. Но это только ваш опыт, который вы не можете передать кому-то другому. Вы ему будете говорить, что он должен расфокусировать свое зрение, но не сможете объяснить, как это надо делать. То же самое происходит при традиционном восприятии реальности этого мира. Но вам говорят, что когда вы фокусируете на каких-то событиях свое внимание, то старайтесь осознать, кому это выгодно. И ваше старание, однажды приводит к тому, что ваше внимание начинает воспринимать второй, более глубокий уровень реальности. Хотя вы никому не сможете объяснить, что произошло внутри вас, когда вы неожиданно для себя осознали второй слой глубины реальности. И вы не сможете посоветовать кому-либо, что необходимо сделать внутри себя, чтобы это произошло. Тот совет, который вы получили, указывал только направление усилий, но не объяснял, как это надо делать. И каждый это делает по-своему. Поэтому, не могут два человека идти одним путем, потому что у каждого, идущего внутренним путем, будут свои опыты и свои открытия.

       Затем, вам говорят, осознайте, какова цель всех социальных процессов, происходящих в мире. И если ваше сознание готово к восприятию более глубокой реальности, то вы осознаете, что все происходящее в мире необходимо для того, чтобы люди могли получить духовный опыт, расширить свое сознание, чтобы выполнить свое Божественное предназначение. И тогда человек однажды осознает, что все происходящее в этом мире и все с чем взаимодействует человек, является необходимостью, указывающей пути, которыми должен идти духовный искатель. Ни одного события, с которым непосредственно или опосредовано, приходит в соприкосновение человек, не происходит бесцельно. Каждому человеку, в каждое мгновение его жизни дается шанс начать путь, ведущий к совершенству его сознания и всего его существа. Рассматривая иерархию взаимоотношений людей и сил мы видим, что на каждой ступени этой иерархии есть свои иллюзии, что дает нам право сказать, что духовный путь человека пролегает сквозь дебри иллюзий. Но однажды, когда человек освободиться от притяжения и зависимости этого материального мира, он осознает, что реальность этого мира и реальность его самого в этом мире – это тоже иллюзия, вводящая в заблуждение все человечество.

И тогда вам могут сказать, для чего Богу нужна эта иллюзия. А вы можете спросить самого себя, а не является сам Бог иллюзией? Во-первых, мы должны знать, что ни этот мир, ни Бог, частью которого этот мир является, ни мы сами – не являются иллюзией. Иллюзорно наше восприятие, так как оно неспособно во всей целостной глубине воспринимать реальность этого мира. Иллюзорное восприятие реальности на данном этапе эволюции сознания человека необходимо, так как ограниченность сознания неведением, позволяет человеку быть естественным в своих взаимоотношениях с реальностью этого мира. И если бы человек был способен увидеть, к какому будущему приведут его те или иные его поступки, или его встречи, и знал бы, что следствия всего этого неотвратимы, то многое из того, что происходит в современном мире, не происходило.

       У каждого человека и каждого народа есть свои исторические корни, на которых основана личность как человека, так и народа. И каждая грань личности человека в настоящем имеет свои корни в прошлом, врастающие через настоящее в будущее. Поэтому, для человека важно знать все особенности своей личности, без чего у него на внутреннем пути может возникнуть трудности в выборе правильного направления своей работы. Наши исторические и личностные корни – это причины, определяющие направление нашего будущего, а избираемое нами будущее – это следствия. Человек не может одновременно идти двумя или несколькими путями, поэтому некоторые особенности своей личности должны быть им осознанны и трансформированы. По крайней мере, взяты под контроль. Не напрасно однажды Шри Ауробиндо сказал: «Исследуйте себя беспощадно». Когда у человека появляется предпочтение тех или иных действий или какой-либо другой выбор, то очень часто это определяется корнями прошлого, которые в свое время небыли им осознанны. Обычно, такие предпочтения человек присваивает, считая, что это его собственный выбор и даже может обосновать его, не осознавая, что всё это не более как иллюзия.

       Одной очень важной особенностью духовного пути является то, что каждый шаг духовного искателя – это развенчание очередной иллюзии и в то же время погружение в другую, очередную иллюзию. И путь из иллюзий будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнут последние привязанности к ценностям этого материального мира. правда, каждая следующая иллюзия кажется человеку реальностью, и в то же время дает человеку возможность осознать, что все пройденное им прежде, было иллюзией.