Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПОДОБИИ БОГУ

Петр Зорин

2023-07-16

 

Духовная работа человека в системе Интегральной йоги состоит из двух основных движений: во-первых, освобождение от всевозможных зависимостей от Низшей природы, и, во-вторых, раскрытие себя нисходящим влияниям, содержащим в себе более высокие вибрации сознания. Духовный  искатель как бы восходит по лестнице планов сознания, при этом, прежде чем подняться на более высокую ступень сознания, он освобождает в себе место для нисходящего более высокого сознания. При этом, освобождение от предыдущей ступени сознания должно быть тотальным и в этой работе нет никаких мелочей, которыми можно пренебречь или оставить на «потом». И духовный  искатель должен помнить, что всю работу делает Божественная Мать, а усилия в этой работе, созвучные с Намерением Божественной Матери, которые при этом прилагает человек – это на самом деле его согласие с намерением Божественной Матери.

Нет в реальности мира ничего, что было бы случайным, лишним или избыточным, что не имело бы своего предназначения. Всё в реальности мира происходит в пределах – от необходимого до допустимого. В этих пределах проявляется свобода выбора человека при любой деятельности. В начале духовного пути свобода выбора для человека в значительной степени ограничена, так как многое из того, что прежде для человека было возможным, стало недопустимым. Но, со временем, в процессе внутренней работы, у духовного искателя меняется направление выбора – если прежде он выбирал среди объектов внешнего мира те материальные или нематериальные ценности, которые были более необходимы для его благополучия, в пределах допустимого, то теперь, духовный искатель делает выбор, предпочтительно, среди различных внутренних состояний и отношений, избегая всего недопустимого. Прежний смысл его жизни, и те его стремления, которые обеспечивали его благополучие, сменились на стремление к совершенству, в котором

В вечности невозможно зарождение жизни, так как для бессмертных нет смысла в размножении, чтобы сохранить свой вид и, поэтому, нет надобности в соответствующем инстинкте. И, вообще, в вечности и беспредельности не нужны какие бы то ни было инстинкты, но они необходимы в мирах проявленных, в которых всё, что имеет начало, имеет и своё завершение, и всё, что однажды зародилось должно умереть. И тогда сознание, присущее энергии субстанции вечности, как в пространстве, так и во времени, которое мы называем Богом, нашло выход из положения.

Беспредельность и вечность не могут иметь индивидуальности, так как индивидуальность всегда ограничена определёнными пределами пространства и времени и своей формой и предназначением. И когда мы называем индивидуальность Богом, то имеем в виду его возможные пределы. Конечно, эти пределы для человека – беспредельны, вечны, всезнающи и всемогущи, так как жизнь человеческая по своей продолжительности по сравнению с днём Брамы равна мгновению, а знания и могущества человека почти «равны нулю». И однажды Бог разделил своё безмерное тело, состоящее из сознательной субстанции, на две части. Меньшую из них, которую мы-люди называем проявленным миром или Низшей полусферой планов сознания, и бОльшую – Супраментальную, в которой всё сущее – бессмертно, а основой вечной жизни является радость бытия и состояние ананды в процессе  познания (гнозис) беспредельной реальности Мироздания.

Низшая полусфера планов сознания предназначена во-первых, для получения опыта и роста Психического существа. Во-вторых, она является местом сортировки человечества на обывателей и духовных искателей. В-третьих, Низшая полусфера миров является школой для духовных искателей, посвятивших свою жизнь духовной работе. И, в-четвёртых, люди, прошедшие все ступени планов сознания Низшей полусферы и вошедшие в Высшую полусферу Супраментальных планов сознания, становятся Гностическими существами, с соответствующей индивидуальностью.

Все вибрации Низшей полусферы миров, которые проявляются в человеке как уровни его сознания и различные эмоциональные состояния, на супраментальных планах сознания проявляют себя на несколько октав выше, и осознаются человеком как состояния ананды, имеющие различные эмоциональные оттенки.    

В современном мире любые формы деятельности человека содержат в себе принципы познания. В повседневных занятиях эти принципы остаются в своей значительной части скрытыми от человека, и проявляются в значительной степени только в секторе научной его деятельности. И в полной мере эти принципы проявляются в супраментальной реальности Мироздания. Не следует понимать познание как изучение чего–либо, как это происходит в современных научных учреждениях. Познание гностического существа будет осуществляться через созвучие с теми объектами реальности Мироздания, на которые будет направлено его внимание. Но познание гностического существа будет многогранным, оно будет проявляться и в любой внешней его деятельности, которое будет творческим и направлено на трансформацию реальности Мироздания от меньшего совершенства, к совершенству большему.

Современное человечество ведёт паразитический образ жизни, паразитируя на природе, и друг на друге. И к тому же оно использует принципы чёрных магов, манипулируя сознанием, как целых народов, так и друг друга, и инструментом такой манипуляции является человеческий ум. И это происходит в масштабах всего человечества. И, к этому следует ещё добавить, что богом для большинства современных людей стали деньги и материальные ценности. Более того, ложь проявляется не только на информационном уровне, но и на уровне материальном. Примером этому могут служить не только генетически модифицированные растения и животные, которые идут человеку в пищу, но и всевозможные добавки в продукты питания улучшающие их вкус, запах, цвет и др. И даже фальсифицируют некоторые продукты питания, например, подавляющее большинство «молочных» продуктов изготавливается из пальмового «масла». Это же пальмовое «масло» добавляется в большинство хлебных изделий и другие продукты питания, чтобы улучшить их вкус. Все эти виды лжи ведут не только к состоянию безысходности, но и ко многим заболеваниям  человечества. И нередки случаи, когда Божественная душа – Психическое существо, покидает человека, предпочитающего влечения тёмных сил, оставляя его во власти сил Низшей природы. Человечество приближается к переходному периоду от Кали-юги к Сатья-юге и всё в человеческом мире должно соответствовать грядущей эпохе. Это одна из основных причин проявления в современном человечестве, прежде скрываемых всевозможных влечений, инстинктов, агрессии, стремлений к власти, выгоде и другим проявлениям сатанизма. Всё, что не соответствует Сатья-юге должно быть проявлено и удалено или трансформировано в соответствии с наступающей эпохой. Это одна из причин напряжённых отношений между народами в современном мире и предапокалисическому состоянию человечества. Но Шри Ауробиндо сказал, что на этот раз апокалипсиса не будет.

В это непростое время духовные искатели должны быть особенно внимательны не только в своих взаимоотношениях с внешним миром, но и помнить слова Шри Ауробиндо о необходимости «жить изнутри». Здесь можно вспомнить слова Сент Экзюпери: «Мудро только сердце». Подавляющее большинство людей являются носителями Божественной души – нашего Истинного «Я» – Психического существа, которое является не только нашим проводником на духовном пути, но и мудрым советником и другом. И «жить изнутри» – это не только исследовать свои различные эмоциональные состояния, влечения и побуждения, но и осознавать сигналы, идущие от Психического существа, которые могут быть отношениями Божественной души к осознанию человеком не только происходящего во внешнем мире, но и своего отношения к этому. Для этого необходима максимальная концентрация внимания, при исследовании внутренних состояний. Если для внешней концентрации внимания необходимо удерживать взгляд на точке восприятия, при этом глаз должен быть неподвижным, то при внутренней концентрации внимания происходит концентрация внимания не на точке, а на всём пространстве, доступном для восприятия. При этом, тем выше концентрация внимания, чем более неподвижным становится внимание человека на всём внутреннем пространстве. При максимально неподвижном внимании на внешней точке или на внутреннем пространстве, можно перешагнуть красную черту и оказаться в той реальности, которая соответствует предварительно сформированному намерению. При этом, надо помнить, что одновременно существует красная черта во времени. Чем выше концентрация внимания, тем меньше потребуется времени, чтобы перешагнуть эту красную черту.

Каждое эмоциональное состояние – это проявление части раскрывшейся возможности. Сама по себе возможность нейтральна, но раскрывается на противоположные по знаку эмоциональные состояния. Психологические и социальные субличности и возможности восприятия – это одни и те же структуры. Каждая возможность восприятия создаёт вокруг себя фон, состоящий из вибраций соответствующих эмоциональных состояний.

Бог использует один и тот же принцип творения реальности Мира из самого себя. Индийские мистики говорят, что до этого дня Брамы, в котором мы живём, были уже триллионы дней и ночей Брамы. Вначале реальность Мироздания существовала как Возможность. Потом Брама разделился на Верхнюю и Нижнюю полусферы. Затем, в каждой полусфере были созданы планы сознания, населённые соответствующими силами, каждый из которых имел своего антагониста. Затем был создан человек, имеющий сознание, с представителем в нём безличностной, не имеющей индивидуальности Божественной души, Дживатманом и внешней части, состоящей из физического тела, витального  и ментального существ, которые для человека стали средствами взаимодействия с реальностью внешнего мира. Эволюционирующей частью Дживатмана является, имеющее индивидуальность – Психическое существо, которое, перевоплощаясь в череде человеческих жизней, получает необходимый для своего роста опыт, и в дальнейшем берёт судьбу человека в свои руки.

Смыслом жизни и целью каждого человека однажды должно стать стремление к своему индивидуальному совершенству. И в первую очередь это совершенство должно проявляться в его сознании. Человек – космическое существо и внешняя его часть вторична, первично же сознание. Поэтому, основным стремлением человека должно быть совершенство сознания, которому должны быть подчинены не только физическое тело, но и ум, и витал. Но в любой направленной активности человека должна быть та его часть, которая контролирует эту деятельность, тогда что же должно контролировать совершенствование сознания? У человека должно быть намерение – стать совершенным в своих витальных и ментальных видах активности. При этом, в его сознании начинает формироваться «Свидетель», который имеет более высокие вибрации сознания, чем вся остальная часть сознания. Это связано с тем, что позади «Свидетеля» всегда находится истинное «Я» человека. В дальнейшем, по мере того, как устанавливается постоянный контроль за всеми витальными и ментальными реакциями, происходит расширение поля «Свидетеля» за счёт соответствующей трансформации всего сознания человека.

Теперь, когда у человека сформировался «Свидетель», человек осуществляет постоянный контроль за своим витальным состояниям и ментальной активностью. И условиями, которые необходимы для этого, являются обычные внешние обстоятельства. Но, в действительности, эти обстоятельства не остаются прежними, но начинают меняться, в соответствии с необходимостью совершенствования различных граней личности человека. Это становится возможным, потому что всю эту работу, в действительности, делает Божественная Мать – Махешвари, а намерение человека являются только отражением намерения Матери. Шри Ауробиндо говорил, что необходимо жить изнутри, т.е. каждое слово, каждое физическое действии и каждое эмоциональное состояние, должны быть под полным внутренним контролем сознания человека.

В этой внутренней работе следует обращать особое внимание на внешне реализации эмоциональных состояний, так как они являются средством заражения других людей. Позади всевозможных эмоциональных состояний и их реализаций во внешнем мире и позади активности ума человека стоят или силы Низшей природы, или же Божественной Матери, соответствующие устремлённости человека. Те усилия, которые прилагает человек, идущий духовным путём, являются выражением его согласия с намерением Божественной Матери. Но, человек, наблюдая свои внутренние состояния, не должен ограничиваться только наблюдением, но активно вмешиваться в них, не позволяя негативным эмоциональным состояниям реализоваться во внешних обстоятельствах, что, как мы уже говорили, приводит к заражению других людей такими же эмоциональными состояниями. А мы помним, что реализация эмоциональных состояний, в какой-либо форме, во внешних обстоятельствах, ведёт к выбросу жизненной энергии человека, которой питаются силы Низшей природы. Здесь уместными будут слова, однажды сказанные Иисусом Христом: «горе тому, через кого приходит соблазн».

Но контроль должен быть не только за витальными состояниями и их реакциями, но и за активностью ума, который очень часто, является инструментом эго. Человек, идущий духовным путём, знает, что эго – это ложное «я», которое большинство людей считают своим истинным «я», определяющим их индивидуальность. Эго является одним из средств, при помощи которого, человек привязан к проявленному миру и зависим от него. И, подавляющее большинство людей, находящихся под управлением эго, имеют сходные психологические особенности. Эго является социальной частью личности человека и претендует на центральное положение в ней. В связи с этим, эгоистичная личность среди всех значимостей внешнего мира имеет наибольшую значимость. Это проявляется в человеке, в стремлениях к признанию другими людьми его ценности, особенности, непогрешимости и т.д. и т.п., поэтому, во всех его ошибках и неудачах, его преступлениях, независимо от их тяжести виноваты или обстоятельства или же другие люди. В любом случае он всегда прав, или был вынужден быть неадекватным под влиянием обстоятельств. Но эго не только защищает свои позиции, но и стремится к превосходству над другими людьми и к власти, и этому стремлению нет пределов. И чем выше положение во властной иерархии занимает человек, тем интенсивнее проявляется в нём стремление к власти. Ещё одной особенностью проявления эго, является его эволюция значимости от стремления быть таким как все, до ни с кем не сравнимой исключительности. Человек при этом, стремится стать равным Богу. Можно сказать, что у эго нет границ для его роста – от допустимого, и до мании величия, что проявляется при некоторых душевных болезнях. Но, духовный искатель, используя жертвенность и смирение, может преодолеть эго во всех его проявлениях. Но, при этом, велика опасность, что эго, следуя идее жертвенности и смирения, и безмерно преувеличивая их, и в этом так же будет стремиться к своей исключительности. Поэтому, путь духовного искателя нельзя сравнивать с широкой дорогой, ведущей к бесконечному совершенству, он подобен лезвию бритвы, что требует от человека на внутреннем пути сосредоточенного внимания и состояния глубокого внутреннего покоя.