Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ВОЛЕ

--

Воля – это не только энергия и усилия, которые может совершать человек в своих взаимоотношениях с окружающей его реальностью. Это еще и знание направления, в котором должно быть сосредоточено усилие. Для человека, идущего духовным путем, воля – это функция сознания и ею пронизана вся человеческая жизнь. Примером этому может быть человеческое внимание

Внимание играет огромную роль в жизни человека, оно точно прожектор освещает направление, в котором человек может получить знания о чем-либо, или же освещает направление его физической активности. Внимание может быть внешним и внутренним, причем внешнее внимание подобно фокусу света, прошедшему через увеличительное стекло, в то же время внутреннее – подобно рассеянному свету, прошедшему через двояковогнутую призму. У внешнего и внутреннего внимания есть еще одно очень важное отличие. Внешнее внимание очень быстро угасает, если оно неподвижно сосредоточено на каком-либо объекте, т. е. в нем преобладает динамический компонент, в то же время внутреннее – способно длительное время быть неподвижным. Отсюда можно сделать вывод – для того, чтобы внешнее внимание было устойчивым, необходимо постоянное перемещение фокуса внимания, в чем совершенно не нуждается внимание внутреннее.

           В вопросе внимания нас в первую очередь интересует тот, кто управляет им. От этого зависят и интересы человека, и возможность возникновения его зависимости, а также приятия и неприятия чего-либо. Почему одни люди привязаны к внешнему материальному миру, к его идеям и его ценностям, а другие люди, которые так же живут в этом материальном мире, в то же время не привязаны к нему и не зависят от него?

           Есть две формы внешнего внимания – активное и пассивное. Активным вниманием управляет человеческая воля, пассивным – внешняя реальность. Все, что из внешнего мира привлекает внимание человека, проникает в его сознание и привязывает его к себе. И если вначале это может проявляться как интерес, то в дальнейшем, по мере того, как сознание будет все более созвучным к тому, что привлекло его внимание, интерес превратится в желание взаимодействовать с этим материальным объектом или идеей. В подобных случаях очень часто эти внешние объекты начинают управлять волей человека. Этим, нередко, пользуются всевозможные силы низшей природы, чтобы захватить внимание человека и сделать его зависимым от того, чем захвачено его внимание. Любая захваченность внимания внешними объектами привязывает человека к низшей природе, ценностям материального мира и его идеям. Все, к чему человек привязан делает его единым с объектом привязанности, что, очень часто, ведет к отождествлению с ним и полной от него зависимости. Этим объектом может быть не только какой-то человек, но и принцип, идея, потребность и что угодно еще. У сил низшей природы (сущностей) есть много способов обратить наше внимание, а затем и привязать его к каким-либо объектам внешнего мира. это может быть повторение одних и тех же эпизодов и может быть их сопровождение эмоциональными состояниями, не важно, негативными или позитивными. Известно, что объекты внешнего мира, которые привлекают наше пассивное внимание, оставляют в нашей памяти кратковременный след, в то же время эмоциональные состояния – оставляют более длительный и глубокий след, а так как этот объект связан непосредственно с эмоциональным состоянием, то в результате, фиксация не нем так же становится более длительной.

           Интересно, что внимание удерживаемое усилием воли, когда оно достаточно длительное, тренирует волю, в то время как пассивное внимание, привлекаемое внешними объектами, ослабляет её. Причиной этому является то, что в этих случаях нет необходимости прилагать усилия, чтобы удерживать внимание сосредоточенным, за человека это делают внешние обстоятельства. Из этого можно сделать вывод, что зрелища, например, телевизионные, если человек достаточно часто пользуется ими, ослабляют его волю. К тому же, при внешнем захватывании внимания человека, возникает на какое-то время состояние единства между человеком и тем, что захватило его. Это в свою очередь ведет к тому, что человек становится в чем-то похожим на то, что его захватило. Это сходство совсем не обязательно должно быть физическим, оно может быть и психологическим. В этом случае захваченность приводит к тому, что прежде неприемлемое становится приемлемым и наоборот, а это меняет отношение человека к окружающей его реальности и, соответственно, его поведение. Происходит изменение личности, чем широко пользуются современные средства массовой информации.

           Кроме того, внимание человека, может быть захвачено его желаниями, стремлениями, воспоминаниями, его страхами, ожиданиями и т. д. Оно может удерживаться состояниями, например, гордости, величия, уничижения, тревоги и т. п. Это так же приводит к постепенному объединению человека с этими состояниями, которые активно перестраивают личность человека и способы его взаимоотношения с внешним миром.

           В духовной практике известно, что желания управляют человеком, и существует множество способов, при помощи которых можно культивировать в человеке всевозможные желания. Самое главное – это привлечь внимание человека, затем навязать ему «авторитетное» мнение. Например, вам предлагают духи, и при этом говорят, что ими пользуется Клаудио Шиффер. Или еще примеры, вы постоянно по телевидению видите сюжеты со сценами насилия, и так как это повторяется множество раз, то насилие становится для вас нормой окружающей вас жизни. И, кроме того, оно порождает у вас чувство тревоги и неуверенности. Это одна из причин, почему при передачах о всевозможных событиях в мире нам чаще всего показывают сцены насилия и разрушения. При тревожных состояниях у людей исчезает уверенность в благополучном будущем и желание иметь детей, которым, по их мнению, наверняка будет плохо в этом агрессивном мире по крайней мере, хуже, чем нам. Заинтересованные в этом люди, через средства массовой информации формируют наши личности, наши желания, которые в дальнейшем становятся настоятельными потребностями. Они формируют наши мнения и наше отношение ко всему что происходит в мире. Поэтому, можно сказать, что в современной цивилизации идея демократии незаметно переросла в идею рабовладельческого общества, в котором рабами управляют не только кнутом, но и пряником, но это не меняет сути дела.

           Исследуя самого себя, духовный искатель должен внимательно вслушиваться во внутренние состояния, которые притягивают к себе наше внимание и намеренно не следовать соблазнам, которые притягивают нас. Когда что-либо в окружающем нас пространстве стремится захватить наше внимание, то вначале следует осознать, как нечто в нас отзывается на этот внешний призыв и наше внимание послушно разворачивается в направлении этих внешних соблазнов. Нам хочется иметь что-то или быть там, куда нас зазывает реклама. Нам хочется что-либо купить или посмотреть. Мы хотим проголосовать за какого-то кандидата в депутаты, мы о ком-то хорошо думаем, хотя, как выясняется позже, этот человек подлец и преступник. Мы не имеем своих мнений, и пользуемся теми, которые нам спускают сверху, потому что мы живем по чужим программам, что характерно для рабов.

           Но воля не только определяет направление нашего внимания и его концентрацию – она участвует и в восприятии, которое осуществляется на вершине фокуса внимания. Мы уже прежде говорили, что каждый человек внутри себя имеет свою вселенную, которая во многом является отражением внешней реальности, правда, несколько искаженной, так как каждый из нас по-своему воспринимает реальность внешнего мира. Когда человек фиксирует внимание на каком-либо внешнем объекте, которым может быть и событие, и идея, и еще что угодно, тогда одновременно происходит фиксация и на отраженном внутреннем образе. Благодаря этому, мы внешний мир осознаем внутри себя, там же внутри себя мы встречаемся с другими людьми, и там рождаются наши взаимоотношения. Поэтому, наше восприятие других людей во многом зависит от того, каковы мы сами. И если нам удастся изменить самих себя, то и наше видение реальности этого мира так же измениться.

           И, наконец, воля управляет гунами, которые проявляют себя в нас в каждую минуту и даже мгновение нашей жизни. В первую очередь воля упорядочивает проявление гун и, во вторую, – ограничивает пределы их проявления. В связи с этим, говоря о воле, мы должны считать, что она несет в себе способность к различению, и, следовательно, оценке. И, еще, она способна предвидеть, так как любое упорядочивание, происходящее в настоящее время, направлено в будущее. Если теперь отстраниться от всего, что было сказано в этой статье, чтобы ответить на вопрос: что такое воля? То можно сказать, что воля – это одно из проявлений сознания и не только человека, а всего сущего во Вселенной и, следовательно, и самого Бога. А если все действительно так, то все происходящее в современном земном мире не случайно и все события упорядочиваются Божественной волей и проявляют себя в том направлении, в котором это ему необходимо для его эволюции. Мы не можем думать, что ему необходимо повернуть эволюцию на Земле вспять или даже начать ее сначала. Но можем предполагать с большой степенью вероятности, что происходящие сегодня события в нашей человеческой цивилизации необходимы для того, чтобы пшеницу отделить от плевел. Вероятно, близко время жатвы.