Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА САМОЕ ГЛАВНОЕ

--

Можно подумать, что самым главным для человека является жизнь. По крайней мере, человек, оказавшийся в экстремальных условиях прилагает все усилия, чтобы выжить. И это он, зачастую, делает даже тогда, когда условия, мягко говоря, совсем не подходящи для выживания. В фильме «Раны Осетии» женщина рассказывает, как её семья спасалась при артобстреле Цхинвала, и как ей с большим трудом удалось вывезти детей во Владикавказ, где она наконец-то почувствовала безопасность. В тот период она не думала ни о разрушенном доме, ни о том, что было в этом доме, потому что все это было далеко не самым главным. В это время для неё было самым важным сохранить детей. Но когда с приходом в Цхинвал русских, закончился весь этот кошмар, у этой женщины, стоявшей около своего разрушенного дома, появились мысли об условиях, в которых она с детьми должна жить дальше. Этот пример свидетельствует, что дети – это ценности большие, чем ценности материальные.

Возьмем ещё один пример. Этот случай произошел на Урале в городе Свердловске в семидесятых годах двадцатого века. Школьница десятого класса из бедной семьи просит родителей, чтобы они купили ей модный по тем временам плащ. Свою просьбу, которая скорее была похожа на требование, она объясняла тем, что все девочки её класса ходят в школу в таких плащах, а она среди них как гадкий утенок. Родители попросили её, подождать пару месяцев, чтобы они смогли скопить достаточно денег для покупки плаща. Тогда дочь решила наказать родителей, чтобы они впредь были более сговорчивыми при её требованиях. Она выпила уксусную эссенцию в присутствии подруги, которую специально пригласила к себе домой, чтобы та могла вызывать скорую помощь после того, как такого рода возмездие произойдет.

– Меня вылечат, но потом мои родители будут как шелковые, – сказала она подруге, и выпила половину стакана уксусной эссенции. Скорая увезла девушку в больницу, где спасти её не удалось. Она очень хотела жить, шепотом просила прощения у родителей, что она все поняла и если останется живой, то больше так никогда поступать не будет. Таким образом, жизнь для человека более ценна, чем любые материальные блага. Конечно, можно этому возразить, приведя примеры самоубийств разорившихся богатых людей, но объяснения этому мы дадим несколько ниже.

Существует множество примеров, когда люди отдавали жизнь за свой народ и даже за идею, как, например, Джордано Бруно, что так же свидетельствует, что материальные ценности и даже собственная жизнь имеет меньшее значение, чем свобода и благосостояние своего народа. Но еще большее значение имеет истина, за которую было положено немало жизней. Таким образом, из всех ценностей материальные имеют наименьшее значение, и надо иметь приземленное сознание и прагматичный, и узкий ум, чтобы сделать для себя смыслом жизни материальное благополучие, чтобы опорой своей жизни было гарантированное потребление земных благ.

 А как же с разорившимися богатыми людьми, которые в связи с этим стали самоубийцами? основная причина таких самоубийств, не утрата богатств, а напряженное эмоциональное состояние и, в связи с этим, сужение сознания на неразрешимой материальной проблеме, которое может быть выражено словами: «нет никакого выхода». В тех случаях, когда человек ищет достаточно длительное время выход из безвыходного положения, мысль, что «нет никакого выхода» начинает распространяться на любую другую активность человека, в том числе и на его жизнь. Это та же инграмма, только полученная не в детстве, а во взрослом состоянии и действующая так же непреодолимо. Приведу пример такой инграммы. В раннем детстве, в период занятий с отцом, сын должен было выполнить одно трудное, но вполне по силам для его возраста задание. Мать, присутствовавшая при этом, громко заявила, что он не способен это сделать. Отец попросил её не говорить это при их маленьком сыне, на что мать, уже более настойчиво и эмоционально напряженно, заявила, что он ничего не может, потому что у него еще нет достаточно опыта. Потом этот мальчик стал взрослым, успешно учился в институте и даже помогал сокурсникам писать курсовые работы. Но свою работу написать не мог. Потом он объяснял, что у него каждый раз, как только он принимался за написание курсовой, в голове наступала полная пустота и одновременно состояние беспомощности. Такое же состояние неуверенности и даже беспомощности возникло у него и при определенных взаимоотношениях с женщиной, учившейся с ним на одном курсе. И в дальнейшем, каждый раз, как только возникала какая-либо проблема у него поднималось чувство, что он не справится с этой проблемой, и появлялось желание все бросить, а там будь как будет. Подобного рода инграммы резко суживают сознание человека, так же как это происходит при значительных эмоциональных переживаниях. В таких случаях речь уже не идет для человека о том, что для него самое главное в жизни, так как он находится полностью под властью своих эмоций.