Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА НАСТУПАЮТ ИЗМЕНЕНИЯ

--

Существует единый принцип эволюции всего сущего во Вселенной. Здесь под эволюцией мы должны понимать изменения реальности этого мира от менее совершенного к более совершенному. Это можно представить, как из центра бесконечного океана мироздания поднимаются на его поверхность и расходятся кругами во все стороны волны все более яркого света. Но в океане бесконечной Вселенной нет центра и периферии, есть только бесконечный спектр сознания-энергии от грубого материального, до бесконечно тонкого и могущественного. В каждой точке этого бесконечного океана Вселенной присутствует весь спектр сознания-энергии. И если представить, что чем тоньше уровень спектра сознания-энергии, тем ярче в нем проявлен свет, то можно увидеть, как из беспредельных глубин невыразимого яркого сознания поднимаются волны на более темную поверхность этого океана сознания-энергии, постепенно повышая её светимость. Но у бесконечного океана сознания-энергии не существует поверхности, есть только градации его спектра. Поэтому мы должны знать, что этот бесконечный спектр сознания-энергии проявляется и в нас самих.

И если это действительно так, то нам незачем беспокоится о своей собственной эволюции, так как Бог, который и есть эта бесконечная энергия-сознание, являющейся известной нам Вселенной, уже делает всю необходимую работу по своей собственной эволюции. А так как все сущее во Вселенной, в том числе и человек – это все проявление бесконечного Бога, то придет время, и мы так же будем изменены в соответствии с целями, которые реализует в себе Бог. Такого рода рассуждения возможны только для человека, который отделяет себя от Бога. Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим, поэтому все сущее, в какой бы форме оно не существовало, является Богом и содержит в себе весь спектр его проявления. Поэтому, человек – это Бог, и червь, который роется в земле – это тоже Бог. Но человек не осознает этого, потому что способен воспринимать только одну незначительную часть бесконечного спектра Вселенной, которую мы называем Богом. Способность к осознанию возрастает по мере перемещения осознающего по спектру сознания-энергии в сторону возрастающего света. Поэтому, червь по сравнению с человеком будет неизмеримо менее сознательным, так же как некие существа света будут значительно более сознательными, по сравнению с человеком.

Быть сознательным – это не означает иметь какое-то количество информации и уметь манипулировать ею. Этим занимается ум, который способен воспринимать только символы знаний, т. е. ментальную их форму, но не сами знания. Быть сознательным – это значит, осознавать себя и все сущее не только на поверхностном уровне активности, но и на более глубоком уровне, на котором все сущее осознается как нечто единое и взаимозависимое. Осознавая единство всего сущего, человек не может жить только для себя одного, потому что при истинном осознании единства он не отделен от всего живого на Земле и осознает, что любые его действия точно эхо отзываются в этом всеобщем единстве. Будучи сознательным, человек не потакает в себе всему низшему, разрушительному, но стремится изменить его, в соответствии с уровнем своей сознательности. В данном случае это стремление проявляется в нежелании следовать более низким влияниям, что, в конечном счете, и приводит к их изменениям. Таким образом, сознательный человек в современном материальном мире не может быть привязанным к материальным ценностям этого мира. Потому что эти ценности не могут принадлежать кому бы то ни было одному и даже немногим. Можно сказать, что ценности этого мира принадлежат всем, – следовательно, сознательный человек не будет присваивать себе то, что является всеобщим достоянием, и в связи с этим, не может иметь психологию потребителя. Это одна из причин, почему в современном мире те, кто стремятся к власти, делают все, чтобы опустить сознание людей до уровня потребителя удовольствий, материальных благ, разрушительных, и в то же время выглядящих привлекательно, идей. Чем ниже уровень сознания человека, тем легче можно управлять им.

Одним из симптомов успешного роста сознания человека, кроме осознания всеобщей взаимозависимости и единства, является рост саматы, под которой понимают состояние внутреннего равновесия и равное отношение ко всему. На этом состоянии следует остановится несколько глубже так как приведенные характеристики саматы являются только попыткой объяснить это состояние на основании его поверхностных проявлений. На самом деле самата это не равное отношение, как к великому, так и к малому. В равном отношении есть, возможно, более глубокая оценка реальности, но все же оценка, в которой признается, что все необходимо на своем месте, как великое, так и малое. В состоянии саматы этой оценки нет, потому что самата – это состояние полной внутренней неподвижности и покоя, которые можно сравнить с состоянием океана в своих глубинах, который, не смотря на всевозможные проявления жизни в нем, остается неподвижным и спокойным. Состояние саматы – за пределами различий и оценок. Сознание в этом состоянии ничем не захвачено и даже не затронуто. Это состояние можно еще сравнить с прозрачным горным хрусталем, который прозрачен для всего, что происходит за его пределами и даже теплые солнечные лучи не могут нагреть его. Не достигнув состояния саматы, сознание человека не способно к восхождению, а низшие по частоте вибраций его части не доступны для изменений или трансформации в более высокое состояние.

И тогда возникает вопрос: что необходимо сделать, чтобы достичь состояния саматы? Из того, что было сказано прежде можно понять, что все уже здесь и все уровни вибраций от самых высоких, которые воспринимаются как абсолютный покой или самата, тоже здесь. Необходимо найти хотя бы проблески этого покоя и удержать их в сфере своего внимания.

Мы уже знаем, что фиксация внимания, на каком-либо состоянии или каком-то объекте, приближают это состояние или этот объект. Это приближение происходит не где-то в пространстве, а во внутренней вселенной человека. Объектом может быть что угодно, например, какая-то эмоция, идея, состояние, ожидание несчастья, самообвинение, желание и еще что угодно. Когда мы говорим, что фиксация внимания приближает то, на чем оно фиксировано, то имеем в виду, что оно суживает наше сознание настолько, что мы кроме объекта, на котором фиксировано наше внимание, уже ничего не осознаем. Можно сказать, что объект нашего внимания закрыл собою всю нашу внутреннюю вселенную. Это состояние характеризуется как захваченность. Особенностью захваченности является то, что в этот период идут во всем нашем существе, и в первую очередь в нашем сознании, интенсивные изменения, соответствующие этой захваченности.

Захваченность может возникнуть в двух случаях – под влиянием каких-то внешних факторов, например, когда человек смотрит какой-либо фильм или же играет в компьютерные игры, и может  возникнуть при общении с кем-либо, или же с чем-либо и т. п. Кроме того, это может произойти под влиянием осознанного сосредоточения на каком-либо состоянии, идее, чувстве и др. Любые зрелища и события, свидетелями которых мы можем быть, печатная и художественная продукция, а так же любые состояния, которые у нас по какому-либо поводу возникают, имеют свою идею, которая и является основным трансформирующим фактором.

Тогда возникает такой вопрос: почему одни и те же факторы захватывают одних людей и оставляют незахваченными других? Этому есть две основных причины. Первая состоит в том у различных людей интерес к одним и тем же событиям не одинаков. И, вторая причина заключается в цели, т. е. с какой целью человек обращает свое внимание на эти события. Например, одного человека интересует в фильме его цель, а другого – сюжет. Один человек погружается в свое эмоциональное состояние, потому что оно для него сверхзначимо, а другой это же состояние исследует.

С чего начинается захваченность? С созвучия, пусть даже самого минимального. Примером могут быть солдаты, идущие в ногу по однопролетному мосту, которые своим ритмом могут так раскачать его, что он рухнет. Все имеет свои вибрации, не только мосты или стены домов, но и эмоции, идеи, имеют свои вибрации наши стремления, желания и вообще все сущее во Вселенной проявляет себя в определенных частотах вибраций. Например, чем выше уровень вибраций сознания, тем более сознательный человек. И чем менее сознателен человек, тем ниже уровень вибраций его сознания. Например, в сновидении человек может находиться не на самом высоком уровне сознания и поэтому не может осознать, что он находится в сновидении. В обычной жизни обыватель большую часть своего времени действует, так же как и в сновидении, поэтому говорить о пробужденном состоянии сознания такого человека не приходится. Другими словами, в этих случаях уровень вибраций сознания человека настолько низок, что назвать его бодрствующим и сознательным невозможно.

Сознание человека имеет очень важную особенность – оно может приспосабливаться к реальности внешнего мира или же к любым внутренним состояниям человека. Эта приспособляемость связана со способностью сознания настраиваться на какую-либо частоту вибраций внешнего мира, или же каких-то внутренних состояний человека. Обычно это происходит не сразу, а постепенно накапливаясь. При этом значимость повторяющегося влияния возрастает, пока оно не станет для человека «размером с вселенную». О каком созвучии здесь идет речь? каждый человек содержит весь спектр вибраций Вселенной и все происходящее с ним обязательно с чем-то в нем созвучно. Активное внимание человека в отличие от пассивного может быть фиксировано на объекте, влияние которого на сознание человека минимально. Если пассивное внимание всегда обращено в сторону наиболее интенсивных, ярких, необычных влияний и эти влияния могут, как бы перехватывать пальму первенства друг у друга, то активное внимание может длительное время удерживаться на очень слабых влияниях, этим самым, усиливая их.

Кроме того, любой объект привлекает пассивное внимание той части сознания, которая созвучна вибрациям этого объекта, и при длительном или частом взаимодействии этого объекта и соответствующей части сознания, происходит усиление влияния объекта на сознание человека. при этом происходит не только суммация влияния этого объекта, но и своеобразное усвоение сознанием его ритма. В конечном счете, такого рода усвоение ритма может привести к тому, что все части сознания будут подчинены этому ритму. Произойдет своеобразное изменение сознания в соответствии с трансформирующими влияниями.

Человек, используя активное внимание, способен выбирать объект сосредоточения. Правда, возможность такого выбора ограничена вибрациями собственного сознания, другими словами, человек может осознать только то, что может быть созвучно его сознанию, или хотя бы быть близким по созвучию.

Активное внимание имеет еще одну особенность, которой нет у пассивного внимания, осознавая какое-либо слабое пороговое влияние, оно этим самым не только усиливает его, но и проявляет смежное еще более слабое влияние. Это позволяет ему осознавать запредельные вибрации, которые совершенно недоступны пассивному вниманию. Например, сосредоточившись в области Анахата-чакры, в глубине которой находится истинное «Я» человека, духовный искатель намеревается осознать наибольший покой, доступный его восприятию. Найдя это состояние покоя, он удерживает на нем свое неподвижное внимание благодаря чему, через некоторое время начинает осознавать несколько глубже состояние большего покоя и переводит на него свое активное внимание. При этом он замечает, что удерживать состояние покоя ему удается только тогда, когда фиксация его активного внимания остается максимально неподвижной. В дальнейшем ему удается осознать, что чем тоньше влияния, или другими словами, чем выше вибрации влияния, которые он хочет воспринять, тем неподвижнее должна быть фиксация его активного внимания.

Высокие вибрации осознаются человеком, как глубокий покой. Зная, что чем выше вибрации влияния, тем глубже покой, и тем выше уровень сознания, человек, используя свойство активного внимания, усиливать пограничные восприятия, может подниматься по ступеням сознания. При этом при достаточно длительной фиксации внимания на более высоких уровнях или планах сознания, человек в результате трансформирует свое сознание в соответствии с тем, что он воспринимает.

В такого рода трансформации есть одна очень важная особенность – она происходит в динамике. Т. е. человек должен сохранять достигнутый высокий покой внутри себя при общении с окружающей реальностью, в чем бы она не состояла. Для того, чтобы произошла трансформация не только сознания, но и всего человеческого существа необходимо, чтобы вибрации измененного сознания проникли в те его части, на которых сосредоточено внимание. Это становится вполне возможным, так как внимание является каналом, по которому трансформирующие влияния сознания устремляются в те части человека, на которых сосредоточено его внимание.

Такого рода работа становится возможной только при условии, что ум человека остановлен, а различного рода витальные движения и амбиции эго находятся под полным контролем духовного искателя.