ЗНАЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание во Вселенной проявляет себя как всеобщая связь между проявленными и непроявленными объектами мироздания. Гравитационные, электромагнитные и внутриатомные поля – это только отдельные грани внимания всеобщего взаимодействия объектов Вселенной. Здесь говорится о взаимодействии, потому что внимание это всегда взаимодействие между объектами.

Имеется существенная разница между вниманием неживых и живых объектов. Неживые объекты не имеют отношения к тому, что они осознают, в то время как живые объекты имеют определенное отношение к воспринимаемым объектам. Другими словами внимание живого объекта имеет не только прямую связь с тем, что он воспринимает, но и обратную, благодаря чему возможна оценка воспринятого объекта. И, кроме того, отношение человека к объекту определенным образом влияет на этот объект. Кстати, объект так же воздействует на человека не только своим внешним видом, но и предназначением. Например, кровать или мягкое кресло манят человека отдохнуть, а нож, использовать его по предназначению.

Внимание человека может быть пассивным, подобным вниманию неживых объектов, и активным. В отличие от неживых объектов человек подвижное текучее существо, и одни и те же влияния, связанные с пассивным вниманием, под воздействием которых неживой объект останется практически неизменным, у человека могут вызвать значительные изменения.

 Пассивное внимание удерживает человека привязанным к низшим планам реальности, не только через его осознание проявленного мира, но и других планов, которые находятся за пределами возможностей его восприятия. Это очень важная сторона реальности, так как она является обещанием великого будущего человечества. Развивая в себе возможности все более тонкого восприятия, человек может познать другие более высокие реальности мира, что даст ему возможность осознать, что он является существом, принадлежащим не только Земле, но всей Вселенной.

Пассивным вниманием человека управляет внешняя осознаваемая и неосознаваемая им реальность, для которой имеет большое значение направленность его внимания. В связи с этим силы низшей природы, инструментом которой является и наш проявленный материальный мир, всячески пытаются развернуть внимание человека в свою сторону. Можно сказать, что они прилагают максимальные усилия, чтобы сделать его потребителем всевозможной продукции этого мира, к которой следует отнести не только материальные ценности, но и различные идеи, власть, удовольствия. Существует своеобразная конкуренция сил низшей сферы миров, которые бы хотели безраздельно владеть вниманием человека. Это связано с тем, что человек среди всех миров низшей сферы является центральным существом, связанным со всеми мирами и сущности этих миров знают, что, овладев человеком, они, этим самым, овладеют всеми мирами низшей сферы. Эта конкуренция символически определяется как битва Богов и Титанов, т. е. сущностей высоких и низких планов, за овладением человеком. Поэтому, мы на Земле можем видеть людей, которые являются носителями высоких идей, высокой морали и высоких целей, и в то же время людей, под привлекательными вывесками носителей всего низкого, пошлого, разрушительного.

Все здесь сказанное может привести человека к мысли, что пассивное внимание служит человеку не самую лучшую службу, и было бы правильным, если бы человеку удалось освободиться от него. В действительности, это привело бы человека в состояние крайней неопределенности, лишило бы его опоры не только в этом материальном проявленном мире, но и возможности духовно эволюционировать. Человек может воспринимать и осознавать только то, что уже содержит в себе как отражение какой-либо реальности. Эта реальность совсем не обязательно должна принадлежать нашему проявленному материальном миру, но и другим мирам, которые благодаря пассивному вниманию так же отражены в нем, хотя он и не осознает этого.

Чтобы сказанное стало понятнее можно представить человека на фоне спектра миров или, другими словами, планов сознания. Линии спектра распространяются и выше его головы и ниже его ног. Все, что выше головы – это надсознание, а ниже Муладхара чакры и ног – подсознание и несознание. От каждой части спектра к человеку тянутся линии, привязывающие его к этим планам сознания, используя для этого его пассивное внимание. Благодаря этим связям в человеке формируется внутренняя вселенная. И все, что происходит во внешнем мире человек может осознать только потому, что это отражено во его внутреннем мире. Узнавание происходит только тогда, когда происходит сравнение внешнего с внутренним. Можно представить состояние человека, когда его внутренняя вселенная пришла в полуразрушенное состояние, и сравнение внешней реальности с его внутренней реальностью становится для него невозможным. Такой человек теряет ориентацию во внешнем мире, так как не может узнать прежде знакомые места и знакомых и даже близких для него людей. Таким образом, человек может ориентироваться в этом мире только потому, что благодаря его пассивному вниманию в нем сформирована внутренняя копия внешнего мира. Благодаря пассивному вниманию, связывающему его с внешним миром, человек осознает себя частью окружающей его реальности и способен взаимодействовать с ней.

Мы уже говорили о том, что человек может осознать только то, что уже отражено в нем. В человека природой включена жажда познания неизвестного, непознанного, а непознанным в нем является то, что уже существует в нем на уровне надсознания и подсознания. Он еще не осознает эти планы реальности, но влияния их на его сознание постоянны и осознаются им как озарения, позволяющие ему осознать прежде неизвестное и пережить прежде неизведанное. Иногда они осознаются как смутные влечения, догадки, изменения состояния сознания и отношения к тому, что уже было хорошо известным и устоявшимся.

Чакры называют центрами сознания, потому что вибрации различных планов реальности проникают через них и вызывают в человеке различные желания, влечения, побуждения интерес к чему-либо или отвержение чего-либо. И, конечно же, все это определенным образом воздействует на сознание человека и, соответственно, меняет не только его личность, но и поведение. Если бы человек не был связан с различными планами реальности посредством своего пассивного внимания, то он был бы защищен от их влияния, благодаря чему не испытывал бы никаких эмоций и был бы похож скорее на человекоподобный макет, чем на живого чувствующего и к чему-то стремящегося человека под влиянием сил планов реальности, среди которых он живет.

Очень многие люди всю свою жизнь проводят ведомые пассивным вниманием. Силы, воздействующие на человека, постоянно конкурируют друг с другом, чтобы привлечь его пассивное внимание. И это они делают самыми разнообразными средствами, потому что внимание человека может привлечь как нечто отвратительное, так и прекрасное, и отвратительное, часто, привлекает человека в большей степени, чем прекрасное. Для того, чтобы человек был адекватен окружающей его реальности, в него вложены природой определенные программы, благодаря которым создается впечатление, что человек в своих взаимоотношениях с реальностью сознателен. Он с чем-то соглашается или не соглашается, иногда предполагает, что он делает выбор в складывающихся обстоятельствах, а на самом деле не он делает выбор, а преобладающие силы овладевают его спящим сознанием и меняют его взаимоотношения с миром. Программы, вложенные в человека природой, могут запускаться определенными внешними или внутренними обстоятельствами, и такой человек выглядит вполне сознательным и бодрствующим. В действительности же его сознание действует в автоматическом режиме, что больше соответствует спящему, чем бодрствующему человеку. То же самое происходит, когда человек овладевает определенными внешними правилами и в своей деятельности пользуется ими. В этом случае можно говорить о том, что этот человек ввел в себя необходимые для внешней деятельности программы.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что человек за редким исключением, находится в состоянии бессознательного сна, и тогда, когда он выполняет ли он какую-либо работу или общается со знакомыми и друзьями, или улыбается, пересказывает собеседнику те события, в которых когда-то принимал участие. Он находится в бессознательном сне и тогда, когда показывает гостю семейные альбомы, читает книги, смотрит телевизор или играет в компьютерные игры.  Все это он делает автоматически, так как им управляют программы и различные силы, использующие эти программы. Эти состояния сна человека очень похожи с гипнотическими состояниями, при которых человек выглядит вполне бодрствующим и даже заявляет, что он совсем не спит и при этом с удовольствием вдыхает аромат внушенной ему розы, или бегает по залу прося кого-либо из зрителей разменять ему клочок газеты, в котором он видит сторублевую купюру внушенную гипнологом.

Современный человек живет в театре абсурда, в котором он одновременно и актер, и зритель, но режиссура принадлежит не ему. Он смеётся и плачет, агрессивен и робок, хотя, в действительности, этому нет реальных причин. Он кого-то осуждает или хвалит, со страхом или надеждой смотрит в будущее, и не знает, что от него мало что зависит, так как все в этом театре, который называется жизнь, определяется незримым режиссёром.

Стремление человека или даже целого народа, и даже государства быть особенным, и ради этого совершать всевозможные поступки, которые могут быть как созидательные, так и разрушительные – это тоже реализация соответствующих программ. В то же время индивидуальные отличия одного человека, или народа, от другого, зависит от преобладания у них одних программ над другими.

И положение человека и человечества кажется безвыходным, так как, являясь частью этого мира, он подобен ему и полностью управляется им. Для того чтобы человек проснулся и стал действительно сознательным существом, необходимо, чтобы в нем стало преобладающим активное внимание. Но пассивное или активное внимание – это только внешнее проявление состояние сознания. Пробужденное или активное внимание – это состояние внутреннее, практически, это проявление сознательной воли, которую может развить в себе каждый человек, а детям в этом процессе могут помочь родители.

Чтобы человек мог начать работу по раскрытию активного внимания, необходимо остановиться на основных положениях, без знания которых эта внутренняя работа невозможна. В каждом человеке уже в раннем детстве можно обнаружить стремление к знаниям, которое проявляется в длительном устойчивом внимании при выполнении какой-либо работы. Это может быть рисование, лепка, работа с детским конструктором и настойчивость при обучении чтению и счету. В начале это проявляется, как стремление получать ответы на свои бесчисленные «почему?», в дальнейшем – попытки находить ответы на некоторые свои вопросы самому. Родители должны знать, что активное внимание вначале проявляет себя как проблески осознать или понять что-либо, и только в дальнейшем, если это стремление понять будет поддержано, оно проявляется в устойчивом осознанном внимании на какой-либо деятельности. Позади пассивного внимания находится желание получить удовольствие или процессом, или результатом процесса, связанного с тем, на что направлено пассивное внимание. Позади активного внимания стоит усилие, направленное на преодоление внутренних препятствий на пути познания, или для выполнения долга. Для человека, живущего на поводу пассивного внимания незнакомо чувство чести и долга, он не будет жертвовать собственным благополучием ради другого человека, в то же время человек, опирающийся на свое активное внимание, очень часто не видит смысла в том, чтобы жить для себя, для него честь и чувство долга являются опорой его жизни. Но, еще раз повторяю, что пассивное и активное внимание – это внешние проявления внутреннего состояния. И если первое можно сравнить с состоянием животного, то второе имеет отношение только к человеку.

Для того чтобы человек захотел познавать мир или самого себя, он должен осознать зов неизведанного, который приходит к нему не откуда-то извне, а изнутри, и человек, повинуясь этому зову, начинает исследовать внешний мир и самого себя.

Кратко остановимся на психологических особенностях внимания. То, что мы называем вниманием – это внутреннее состояние сознания, которое возникает или под влиянием внешнего мира и различных сил низшей природы или же под влиянием воли, позади которой находятся знания. Активное внимание всегда содержит в себе знания, которые являются его целью. Концентрация внимания возможна не только в какой-либо одной точке, но и на поле осознания, пространстве, в котором могут происходить какие-либо события или возникать какие-либо эмоциональные состояния. При этом человек как бы вслушивается или всматривается в это пространство, не важно, будет ли оно находиться вне или внутри него.

Особенностью активного внимания является то, что по мере его роста, оно становится все более неподвижным как сила или воля внутри человека, и все более эффективным во внешнем мире. сосредоточившись внутри себя и становясь все более неподвижным наблюдателем внутреннего пространства, человек может осознать следующий более высокий уровень реальности. Но, чтобы это стало возможным, необходимо подняться над влияниями низшей природы, удерживающими сознание человека на более низком уровне. Для этого человеку необходимо пожертвовать своими прежними более низкими особенностями своей личности и соответствующими своими привязанностями.

Активное внимание действует в двух направлениях – оно осознает связи с реальностью пассивного внимания на традиционном общепринятом уровне, которыми обычно пользуется человек, и стремится осознать связи пассивного внимания более высокие, которые человек пока еще не осознает. Мы уже говорили прежде, что человек является центральной фигурой в сфере низших миров, удерживаемый всевозможными связями, как на традиционном осознанном уровне, так и на уровнях неосознанных. Благодаря этим связям человек имеет возможность осознания более высоких планов реальности. Используя активное внимание, человек осознает те связи, которые прежде были неосознанны и этим самым поднимается по планам сознания, следуя своему предназначению на Земле. Таким образом, можно увидеть картину, в которой пассивное внимание удерживает человеческое существо и в первую очередь его сознание привязанным ко всем мирам низшей сферы вплоть до планов богов и даже до супраментальных планов, благодаря чему возникает своеобразная лестница, ведущая человека в направлении его предназначения.

Вселенная имеет двойственную природу и предельно сосредоточенное активное внимание открывает за точкой бесконечное, за смертью – бессмертие, за страданием – наслаждение, за мгновением времени – вечность.

Активное внимание может быть статическим и динамическим. В статике оно осознает реальность такой, какова она есть, в динамике, на основе полученных знаний, активное внимание использует человеческое существо для его реализации не только во внешнем мире, но и на внутреннем пути.