Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЕЩЕ РАЗ ОБ ОСТАНОВКЕ УМА

Петр Зорин

У человека есть два ума. Один из них внешний, – является инструментом низшей природы, и, практически, обслуживающий материальный мир, и другой – внутренний. Внешний ум в пределах своих возможностей превращает знания в информацию и оперирует только информацией. Внутренний – спокойный и неподвижный – обладает истинными знаниями. Сами по себе слова, которыми оперирует внешний ум, – не являются знаниями, но представляют собой формы, в которые знания одеты. Но современный человек уже не помнит, что такое единство слова и истинного его смысла, который находится позади слова. Он разделил их, и очень часто пользуется формами, не имеющими содержания. И это приносит ему выгоду, так как позади формы человек может подразумевать выгодное для себя содержание, вводя в заблуждение своих слушателей или читателей. Разделение обычно ведет ко лжи, так как возникающее в дальнейшем искусственное соединение формы с выгодным для человека содержанием, уже не содержит прежнего единства, и всегда неестественно, и страдает дефективностью. Поэтому, говоря об уме, мы вынуждены считать его несовершенным инструментом человека, а его неуемную активность, которая продолжается даже тогда, когда она совершенно не нужна, неуместной. Но неконтролируемая активность ума не ограничивается бесконечными механическими ассоциациями, когда вместо того чтобы отдыхать, он продолжает прыгать как обезьяна в клетке, не позволяя человеку уснуть или сосредоточиться на какой-либо работе. Он имеет еще и свою внутреннюю двигательную активность, не имеющую отношение к вербальной деятельности, и которую большинство людей не осознают, хотя эта активность радикально ограничивает человека, не позволяя ему открыться более высокому сознанию. Эта активность связана с внутренним состоянием ума, его напряженности, которая при исследовании человеком своего ума, воспринимается как движения энергий. Эти движения энергий ума определяют состояние его готовности к вербальной активности. И если бы человеку удалось остановить такого рода активность, то тогда ему бы не представляло большого труда заставить замолчать ум.

При исследовании ума, создается очень яркое впечатление, что ум – это некое, не воспринимаемое при помощи внешних органов чувств, существо, во внутренние ткани которого, погружается исследователь. Это впечатление основывается на внутреннем восприятии человеком субстанции ума как нечто вязкое, сходное с протоплазмой одноклеточных организмов.

И есть еще одна особенность, с которой встретится духовный искатель, в работе по остановке своего ума. Эта особенность связана с той частью сознания, которая проникает в сферу ума и осуществляет наблюдение за его жизнедеятельностью и вербальной активностью. Суть этой особенности состоит в том, что та часть сознания, которая оказывается в сфере ума, является своеобразным камертоном, определяющим уровень активности ума. Этот «Свидетель», входя в сферу ума, делает ум таким же неподвижным, как и он сам. Это связано с особенностью ума, который для повышения своей активности, нуждается в энергиях витала. Такого рода зависимость объясняет активность ума в те периоды, когда человек хотел бы расслабиться и уснуть, или же тогда, когда человек что-либо внимательно наблюдает или же кого-то внимательно слушает. Это приводит человека к мысли, что для того чтобы остановить ум, необходимо вначале успокоить витал. Действительно, при успокоения витала ум так же становится более спокойным, но все же при этом в нем остается своя собственная активность, которая может быть помехой, например, при медитациях, или же при попытках низвести более высокое сознание вниз, в свое существо. Но тогда полной остановки ума человек никогда не достигнет, так как витал, даже успокоенный, периодическими своими влияниями будет возбуждать состояние ума.

Выход из положения в этом случае напрашивается сам собой. Если субстанция ума повышает свою активность в связи с внешними для него влияниями, здесь имеются в виду влияния витала, то не будет ли в такой же степени влиять на состояние ума «Свидетель», наблюдающий за его состояниями? Оказывается, активность ума в не меньшей, а даже в еще большей степени может зависеть от состояния «Свидетеля», степень неподвижности которого, человек может регулировать по своей воле.

Оказавшись в сфере ума, и наблюдая за реальностью этого ума изнутри, человек, сознание которого в это время как бы перешло в «Свидетеля», может осознать, что подвижность субстанции ума напрямую зависит от степени спокойствия «Свидетеля». При этом, человек может осознать, что он, воспринимая внутреннее пространство ума, и даже пространство, находящееся за пределами сферы ума, способен становиться все более неподвижным наблюдателем всего, что происходит вокруг него. При этом, он, находясь в сфере ума, как бы замирает внутри самого себя. И ум на это отвечает соответствующим уменьшением своей подвижности. Это человек воспринимает как увеличение покоя и прозрачности ума. И, кроме того, человек может осознать, что его воля может быть очень эффективным инструментом, при помощи которого он может воздействовать на мыслеформы, отстраняя их от сферы ума. Такого рода усилия воли делают атмосферу ума не только неподвижной, но и свободной от всевозможных мыслей.

После всего сказанного, следует остановиться на процессе остановки ума. Этот процесс является ни чем иным как своеобразной медитацией. Человек, использующий медитацию в своей духовной практике, должен знать, что любые эмоциональные состояния и любые дела, которые он выполнял в течение дня, оставляют свой след. Интенсивность и длительность этого следа зависит от выраженности эмоционального состояния. И еще он должен помнить, что всевозможные эмоциональные состояния, после того, как они возникли по какому-либо поводу, не уходят совсем, но опускаются в подсознание и создают соответствующий фон, который в дальнейшем в значительной мере влияет на последующие эмоциональные проявления и на способности человека выполнять какую-либо работу. В нашем случае этой работой является остановка ума.

Исходя из этого, человек должен знать, что успешность духовной практики во многом зависит от того, насколько он сознателен и устремлен в своей повседневной деятельности к Божественной истине. Именно устремленность определяет всю человеческую жизнь, его предназначение и его осознанность в каждый момент его жизни. Устремленность – это внутреннее устойчивое состояние духа, которое является основой и опорой всех интересов человека и любых форм взаимоотношений человека с реальностью этого мира. Состояние устремленности одновременно определяет, что соответствует, а что не соответствует устремленности в реализации Божественной истины. И состояние устремленности содержит в себе осознанную волю, способную отвергать все, что не соответствует её цели.

Внутренняя работа духовного искателя становится успешной, когда у него постепенно сформируется состояние устремленности, без которого его работа постоянно сопровождается падениями, сомнениями, иногда отчаянием и даже неверием. Но если человек избран для духовного пути, то, несмотря на все эти трудности, он поднимается, стряхивает с себя пыль неудач и вновь устремляется по пути своего предназначения.

А теперь остановимся на медитации, которую мы здесь называем «остановкой ума». В любой медитации участвует все части человеческого существа, поэтому, духовный искатель должен считать, что в предстоящей медитации для него нет ничего второстепенного. И если человек считает себя готовым к медитации, в нашем случае  это остановка ума, то он должен сесть в уравновешенную позу, при которой спина прямая, а голова уравновешена, т. е. при расслаблении мышц шеи – не падает. Полное расслабление мышц тела нежелательно, так как при этом может наступить состояние сонливости, а в дальнейшем и сон. Глаза следует закрыть, чтобы ничто, находящееся перед глазами человека его не отвлекало. При этом внимание человека должно быть сосредоточено на уровне Аджна-чакры, но с внутренней стороны черепа. В дальнейшем внимание человека может отстраниться от Аджна-чакры несколько больше, что человек осознает, как отодвигание его несколько назад. В этой позиции человек должен остановиться в состоянии ожидания и быть неподвижным столько времени, пока ум, будучи инструментом низшей природы, не перестанет отвлекать человека, какими бы то ни было пустяками. В те периоды, когда ум привычно цепляется за что-либо внешнее, или же за какие-то воспоминания, следует тут же возвращаться в состояние концентрации внутри головы позади Аджна-чакры. Это следует делать до тех пор, пока не раскроется внутренняя сфера ума.

Внутренняя сфера осознается человеком как пространство, значительно превышающее размеры головы, освещенное изнутри. Размеры этого пространства могут быть различными у людей, и у некоторых они могут достигать в радиусе до метра и более. Обычно, в это время ум человека перестает отвлекать его и создается впечатление, что он становится послушным исполнителем человеческой воли. Но это только тогда, когда человек проникает вовнутрь его, в остальных же случаях, когда человек занять какими-то внешними делами, ум чувствует себя относительно независимым от человека, и нуждается в постоянном побуждении к какой-либо деятельности. Все остальное время он играет в пустопорожнюю информацию с самим собой, используя для этой цели энергию человека.

Оказавшись во внутренней сфере ума, человек может осознать, что она освещена светом «Свидетеля». Обычно, внутренняя сфера осознается как некий мир, более темный внизу и светлый вверху. Если «Свидетель» остается неподвижным наблюдателем, то он может, некоторое время спустя, осознать, что по небосводу этого пространства иногда проплывают облака, содержащие, как он осознает, в себе определенные мысли. В это время он может испытывать побуждение развернуть эти облака, чтобы осознать их содержимое. Для ума это очень важная операция, так как в этом случае он может привязать человеческое внимание к его деятельности и этим саамы сделать человека своим энергетическим донором. В этой ситуации человек должен оставаться совершенно неподвижным и безучастным к мыслеформам, проплывающим по небосводу сферы ума. Некоторое время спустя человек может осознать, что мыслеформы проникают в сферу ума извне. Они могут вплывать, как молния влетать или же подниматься из темных глубин, словно из колодца снизу. Когда все происходящее в сфере ума, человек будет воспринимать отстраненно, может наступить второй период работы по остановке ума. Человеку в этот период надо отодвигать мысли за пределы сферы ума, откуда бы они ни приходили к нему. Это приведет к тому, что мысли будут значительно реже посещать его ум и наступит состояние относительного спокойствия.

Для того, чтобы работа по успокоению ума была завершена необходимо выйти за пределы сферы ума и очистить от всевозможных мыслеформ окрестности этой сферы. Человек начинает осознавать пространство вокруг сферы ума еще в то время, когда он отстраненно наблюдает проплывающие мыслеформы по небосводу сферы. Теперь же он выходит за её пределы только на уровне осознания, оставаясь в прежнем положении внутри сферы ума. При этом он осознает бесчисленное множество мыслеформ, роящихся за пределами ума и ожидающих удобного случая, чтобы проникнуть вовнутрь. Эти удобные случаи возникают каждый раз, как только «Свидетель» заинтересуется содержанием очередной мыслеформы, вслед за которой, вплывет или влетит следующая мыслеформа, в чем-то созвучная первой. Все зависит от того, мыслит ли человек в это время механическими ассоциациями или же логически. Осознав внешнее пространство вокруг сферы ума, человек должен отстранять усилием воли бесчисленный рой мыслеформ, что приводит к тому, что во внутренней сфере наступает глубокая тишина. Это состояние называется успокоением ума.

В дальнейшем, если духовный искатель продолжает оставаться в успокоенной сфере ума, и при этом стремится быть все более неподвижным, он может к своему удивлению осознать, что казавшееся прежде неподвижным и прозрачным внутреннее пространство, на самом деле таковым не является. Он осознает, что оно состоит из подвижной и вязкой субстанции, в которой медленные струи движутся в различных направлениях. И еще он осознает, что по мере того, как он сам, будучи «Свидетелем», становится все более неподвижным, замедляются и движения внутренней субстанции сферы ума. И на каком-то этапе подобной работы, когда духовный искатель достигнет полного покоя внутри себя, субстанция ума так же полностью остановится.

Описанная здесь работа может продолжаться много часов, иногда дней. Для человека, живущего в условиях современной цивилизации в течение одного сеанса такая работа сделана быть не может. Для того, чтобы она была выполнена, ему придется медитировать с целью остановить свой ум, много раз.

Говоря о медитации на своем истинном сердце, можно сказать, что принцип её остается одним и тем же, с той разницей, что условия, в которых он окажется во внутреннем пространстве Анахата-чакры несколько иные. Пытаясь погрузиться в это пространство, человек встречает на своем пути всевозможные слои витальной активности, которые могут не только рождать в нем различные эмоциональные состояния, но и соответствующие им образы. И это будет продолжаться до тех пор, пока он не достигнет пространства, в котором обитает его истинное «Я». Обычно это пространство полно покоя и освещено золотистым светом. Но духовный искатель, достигший этого пространства еще не встретит в нем свое истинное «Я», причиной чему является его недостаточный внутренний покой. Этот покой уже изначально являлся проводником в направлении к истинному «Я». Одним усилием воли войти во внутреннее пространство истинного сердца невозможно. Здесь существует определенное правило, зависящее от атмосферы или ауры истинного «Я», которое является сосредоточием покоя и радости. Если человеку уже вначале попытки погружения во внутреннее пространства истинного сердца удается достигнуть состояния покоя, то в зависимости от степени его выраженности он может более или менее глубоко проникнуть вовнутрь, приближаясь к истинному «Я». Если же ему удастся стать еще более неподвижным, то это приведет к тому, что он продвинется по направлению к более глубокому покою еще на некоторое расстояние. Обычно, когда человеку удается продвинуться на какое-то расстояние к своему истинному «Я», он осознает, не только направление, в котором этот более глубокий покой находится, но и свою способность приобрести состояние еще большей внутренней неподвижности. И когда он достигает этого внутреннего состояния, он еще в большей степени приближается к своему истинному «Я». Но оказавшись в пространстве, окружающем его истинное сердце, он неожиданно для себя встретит препятствие в виде плотного занавеса. При этом духовный искатель ясно осознает, что его истинное «Я» находится позади этого занавеса и ждет его. Мало того, он даже будет чувствовать, как истинное «Я» движется позади этого занавеса, как бы пытаясь выйти на передний план. В это время человек может осознавать в своей груди давление то в одном, то в другом месте. Иногда это давление может быть настолько интенсивным, что осознается как боль, правда, несколько странная, так как вместе с ней воспринимается состояние блаженства.

Невозможность встретиться со своим истинным «Я» обычно связано с неготовностью человека к этой встрече, недостаточной его чистоты. Но даже такой результат – это обещание, которое обычно в значительной мере увеличивает устремленность человека.

Опубликовано