ПОМЕХИ ВО ВНУТРЕННЕЙ РАБОТЕ

Любые заботы заполняют внутреннее пространство, не оставляя места для основной работы. Сформированный «Внутренний свидетель» занимает фиксированную часть внутреннего пространства, благодаря чему человек любое свое состояние и любую активность может осознавать, как нечто внешнее, и управлять ими. Человек часто не может сосредоточиться на какой-либо мысли, состоянии или работе только потому, что внутреннее его пространство содержит в себе не только то, что определяет его работу в настоящий момент, но и еще многое другое, что и отвлекает его от концентрации на желаемом объекте. И это можно понять, так как любое внешнее действие и даже концентрация внимания на каком-либо событии или даже внутренней работе, вначале моделируется во внутреннем пространстве и только потом реализуется в каком-либо виде деятельности. Все, что содержит в себе внутреннее пространство сознания человека, рано или поздно потребует своей реализации.

Обычно в центре внутреннего пространства человека находится основная идея, которой подчинена вся жизнь человека. На ближайшей к ней орбите находятся те интересы, через которые эта идея реализует себя. На более отдаленных орбитах могут быть и другие интересы, непосредственно не связанные с основной центральной идеей. Эти второстепенные интересы могут быть необходимы для создания условий, которые требуются человеку для его существования. Но в связи с тем, что каждый из интересов, независимо от того, далеко или близко он находится от основной идеи, находящейся в центре внутреннего пространства, стремится реализовать себя, то это создает для человека в его внутренней работе определенные трудности. Эти трудности состоят в том, что когда человеком намеренно не используется какой-либо интерес даже на краткое время, то в этот период на передний план выскакивают второстепенные интересы, и человек, по этой причине, отвлекается от основной работы. Следовательно, основной причиной помех во внутренней работе является неустойчивое внимание.

Хотя существуют и другие причины, которые способствуют отвлекаемости человека при внутренней работе. Здесь мы должны сказать несколько слов об интенсивности внимания, которую мы можем сравнить с яркостью светового луча. При слабой интенсивности внимания, человек осознает не только те объекты, на которые оно направлено, но и то, что находится на периферии внимания. А там может быть что угодно, находящееся на второстепенных позициях, но так же стремящееся к своей реализации.

Следующей причиной может быть утомление внимания. Это происходит довольно часть в тех случаях, когда внимание не достаточно тренировано и поэтому неустойчиво, или же на периферии внимания второстепенные объекты особенно ярко и привлекательно выглядят. Наиболее интенсивно стремятся прорваться на передний план те второстепенные объекты, которые прежде уже неоднократно выводились на передний план, где и были в свое время реализованы.

Исходя из всего сказанного, можно осознать важность для духовной практики тренировки внимания – не только неподвижности и длительности удержания его на каком-либо состоянии или внешнем объекте, но и непрерывности его фиксации, и её интенсивности.