Слова сатаны, искушавшего Христа, который сказал, что ему дана власть над этим миром, требуют некоторых разъяснений. На первом месте среди всех средств, используемых сатаной для того, чтобы держать этот мир в своей власти, находится эго, через призму которого каждый человек воспринимает самого себя и реальность мира. Эго, как психологический центр личности человека, имеет свои индивидуальные особенности, которые при общении людей друг с другом, могут проявляться, как различного рода психопатологии. Например, значимость, которая сопровождает человека во всех его связях с внешним миром. Значимость, при исследовании своего внутреннего мира, воспринимается человеком, как определённый, постоянный эмоциональный фон, влияющий на все поступки человека, и любые его отношения, даже с самыми близкими людьми. Человек, в связи с этим, во всём стремится быть хоть на шаг, или даже на долю шага, впереди того, с кем он общается. И, почти всегда, он это не осознаёт. Это стремление «быть повыше» проявляется в позе, которую принимает человек при общении, в мимике, в, казалось бы, незначительных замечаниях по поводу содержания беседы, советов, которые один из собеседников даёт другому. Очень важно в замечаниях указать на ошибки другого человека, например, собеседника, что может вызвать у него состояние виноватости. А испытывающий чувство вины всегда ниже на одну социальную ступеньку того, кто его обвиняет. Иногда для этой цели используется иллюзорная причина, которая, скорее, является поводом, чтобы вызвать в другом человеке чувство вины и даже заставить его оправдываться. Можно для увеличения своей значимости объявить себя сторонником какой-то оригинальной идеи, или же приверженцем необычной диеты, можно для подкрепления приводить соответствующие научные доказательства и авторитетов, которые были основателями этих идей, диет и ещё чего угодно. Люди, стремящиеся подчеркнуть свою значимость и оригинальность, обычно страдают не широким и не глубоким мировоззрением и поверхностным сознанием. Значимость – это наркомания сознания, которая никогда в полной мере не может быть удовлетворена. Поэтому, мы, исследуя проявления этой наркомании значимостей, видим проявления всевозможных захваченностей, которые улавливают людей в ловушки своих соблазнов. Каждый из обывателей, независимо от его социального статуса – от бомжа до президента и людей, претендующих на власть над всем миром, находится в своей ловушке распятым между множеством значимостей этого проявленного мира. И, обратите внимание, многие обыватели, не зависимо от их социального статуса, оказавшись в условиях, в которых они, как им кажется, недоступны правосудию, совершают аморальные и антисоциальные поступки. Это объясняется не аморальностью человечества, хотя аморальность во многом присутствует в нашем мире, а стремлением к свободе. Все люди стремятся к свободе, но когда они достигают пределов в своих стремлениях, то неудовлетворённая жажда свободы находит для себя выход во всевозможных извращениях и антисоциальных поступках. Эти психологические особенности присущи всем людям, но у каждого человека они проявляются не в одинаковой степени, и направлениях их реализации различны, так как у каждого человека свои интересы и свои проблемы. Поэтому, один может стать неисправимым преступником, другой великим учёным, а третий – духовным подвижником. Но все они выходят за пределы социальной необходимости и за пределы традиционных человеческих возможностей, а направление их устремлённости зависит от уровня их сознания.
Значимость имеет одну, очень важную особенность – чем ниже социальный статус человека, тем в меньшей степени выражено его стремление к более высокой значимости. Можно сказать, что «аппетит приходит во время еды». И, тогда, удовлетворить значимость простого обывателя будет неизмеримо легче, чем значимость премьера или президента и, тем более человека, входящего в состав мирового правительства. Среди психопатов выделяется истерическая форма психопатии. На самом деле – это болезнь эго, которое постоянно нуждается в признании своей значимости. Советский психиатр Ходос назвал истерию обезьяной всех болезней. У этого рода психопатии есть очень важный аргумент, подтверждающий свою исключительность или свою особую значимость – при неблагоприятной ситуации возникает приступ какой-то социально значимой болезни, из которого человек может выйти только в том случае, если ситуация изменится в желанном для истерика направлении. На самом деле многие оригинальности, которым следуют люди, чтобы достичь определённой степени значимости, можно отнести к вариантам истерических расстройств сознания.
Для значимости важно, что человек осознаёт себя не таким, как все – он очень важная персона (здесь можно вспомнить монолог Сатина из пьесы Горького «На дне»). Он может завидовать тем, которые хоть в чём-то превосходят его. Он может ревновать близкого человека к кому-то другому, который, как ему кажется, претендует на его собственность. Он может пойти на подлость, обман и ещё на что угодно ради выгоды, которая может увеличить его значимость. Но, обратите внимание, значимость – это социальная болезнь эго. Ею не будет страдать человек, одиноко живущий на необитаемом острове или в пещере. Есть даже такая пословица: «на миру и смерть красна»
Значимость, как истерия – всеядна и даже человек, избравший для себя духовный путь, однажды, может быть соблазнён ещё большей духовной значимостью, если он последует за истинным учителем, который однажды может явиться ему в сновидении. И духовный искатель может попасть в эту ловушку, из которой, возможно, ему уже никогда не удастся выбраться.