Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СВОБОДА И НЕСВОБОДА

Петр Зорин

2019-10-31

 

Если рассматривать реальность мироздания объективно, то свободы не существует ни у одного живого существа. Действительно, если всё Мироздание с его бесчисленным множеством вселенных является телом Бога, то каждая часть мироздания в этом теле выполняет определённую функцию. И нет в Мироздании ничего лишнего или же недостаточного – всё взаимосвязано, хотя это и не кажется очевидным. Для примера можно взять любое живое существо, в котором каждая клетка выполняет ту функцию, которая необходима всему живому организму. Каждого из людей так же можно назвать малой клеткой беспредельного Мироздания, поэтому правильно было бы, чтобы каждый человек осознанно жил и стремился к тому, к чему устремлено всё Божественное Мироздание. В каждом живом существе есть координационный центр, гармонизирующий активность всех клеток организма, всех его органов и всех его систем. И клетки каждого органа выполняют ту работу, которая необходима для всего организма. Возможно, здесь будет уместным вспомнить слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что миром правят необходимости. Возможно, это будет правильным не только относительно различных форм жизни на Земле, в том числе и человека, но и для всего мироздания.

Переживание состояния свободы или несвободы всегда субъективны и относительны, потому что человек, часто, из двух зол выбирает меньшее. Это происходит даже тогда, когда человек сводит счёты со своей жизнью. Состояния свободы и несвободы, в действительности являются состоянием созвучия или несозвучия с конкретными обстоятельствами или условиями, что переживается человеком, как приятное или неприятное эмоциональное состояние. Поэтому одни и те же обстоятельства переживаются разными людьми не одинаково. Примеров этому множество: «песня о соколе», «песня о буревестнике» – Горького. Созвучие отношений переживается человеком как радость, единство, надёжность и, свобода. Хотя чувство свободы, которое возникает при созвучии во взаимоотношениях людей между собой, проявляет себя не только в отношениях людей друг с другом, но и при любой деятельности, на которой сосредоточен человек. В самом начале работы человек должен прилагать определённые усилия, чтобы удерживать на выполняемой работе своё внимание. При этом, постепенно всё его сознание сосредотачивается на процессе работы и все его структуры упорядочиваются в соответствии с конкретным намерением человека. И, конечно же, в этот период времени проявляют себя противостоящие друг другу силы, одна из которых стремится реализовать основное намерение человека, в то время как другая – старается всячески противодействовать ей. Человеку в это время приходится постоянно делать усилия, чтобы сохранить свою сосредоточенность на выполняемой работе. И когда противостояние этих двух сил в человеке приведёт к преобладанию позитивной силы, человек перестанет осознавать влияние противодействующей силы и необходимость делать усилия для концентрации внимания. Те внутренние состояния и мысли, на которых сосредоточено внимание человека, получают больше энергии, что способствует поддержанию этих состояний и мыслей, а если человек занят какой-то деятельностью, то и деятельности. Но со временем, сосредоточение на направленной деятельности ослабевает и количество энергии для поддержания её уменьшается, и начинает преобладать в нём негативная сила, стремящаяся отвлечь внимание человека от его основной деятельности на что угодно. И человек становится несозвучным с его прежней работой и может на какое-то время даже забыть о ней, отвлекшись на какие-то посторонние пустяки. На самом деле энергия, которую тратит человек на его основную работу или же на то, что отвлекает его, имеет один и тот же источник. И человек может расходовать её как в позитивном, так и в негативном направлении. У некоторых людей вся жизнь проходит под влиянием негативных сил, и каждый прожитый ими день оказывается пустым, но в то же время они чувствуют своё созвучие с этой пустотой и испытывают состояние свободы и удовлетворение способом своего существования.

Когда человек готовится к чему-либо – это он создаёт в себе созвучие с тем, чем он будет заниматься. И если это созвучие в период подготовки создано достаточно полно, то человек без сомнений и неуверенности берётся за ту работу, к которой он готовился. В том же случае, когда внутренне человек остаётся несобранным и даже хаотичным, то это состояние породит в нём неуверенность в своих силах и сомнения в исходе своей деятельности. И это, конечно же, в значительной степени снизит эффективность его направленных усилий. Почему здесь так подробно рассматривается необходимость сосредоточения внимания на позитивной стороне жизни, я имею в виду целенаправленную осознанную деятельность человека, потому что внутренне несобранный человек, не может бы эффективным не только в какой-то внешней деятельности, но и в работе на внутреннем пути. Когда Шри Ауробиндо говорил о полной сдаче Божественной Матери, то он имел в виду полное сосредоточение человека на внутренней работе. Полное сосредоточение на внутренней работе всегда вызывает состояние удовольствия и даже радости. На духовном пути это состояние характеризуется как ананда, и в то же время, как желанное чувство свободы. Можно сказать, что человек осознаёт чувство свободы там, где нет сопротивления и насильственных влияний извне.

При длительных неизменных обстоятельствах, человек или становится созвучным им, или же начинает отвергать их, так как они становятся для него разрушительными. Это переживается человеком как свобода или несвобода.

Мы живём в информационную эпоху. Информацию можно сравнить с одеждой, которую носят люди, скрывающей физические недостатки человека; с фасадом зданий, с рекламой, с сосудами, предназначенными для определённого содержимого, с макияжем, скрывающем дефекты. Но информация всегда имеет цель, и в чём-то приблизительна, иллюзорна, часто тенденциозна и ложна. Она может быть соблазнительной и отталкивающей одновременно (для разных людей). Она стремиться быть созвучной заинтересованных в ней определённой категории людей и она создаёт мнения о ком-либо или о чём-либо, делая их созвучными намерениям манипуляторов. Люди всегда стремятся к будущему, которое, как они надеются, будет созвучно их ожиданиям и надеждам. Можно сказать, что люди постоянно стремятся к созвучию, которую они переживают как свободу. Они стремятся к единству, которое опять-таки переживается, как состояние свободы. Воспитание детей и взрослых имеет своей целью формирование в человеке состояние свободы, при котором человек будет социально адекватен. Обучение человека – это внедрение в его ум и сознание знаний и умений, используя которые он может чувствовать себя свободным в своей профессии. Существует много вариантов свободы и несвободы – свобода Обломова и свобода Штольца – отличаются друг от друга. Любая нужда – это несвобода, любые отрицательные состояния, которые тяготят человека – это состояние несвободы и они побуждают человека стремиться к свободе. И есть два пути, чтобы получить желанную свободу – или изменить обстоятельства, или же изменить самого себя. Люди, находящиеся у власти, стремятся изменить обстоятельства, которые создают для них неудобства, но не систему, благодаря которой они имеют власть. Когда люди несвободны, они склонны верить всему, что обещает им свободу. А затем начинает действовать привыкание к условиям несвободы, что создаёт иллюзию приемлемой свободы, а то, что обещания остаются невыполненными, становится не таким острым и даже простительным.

У людей есть иллюзия, что богатства, власть и деньги несут в себе свободу и гарантируют её. Но они не всегда знают, что любая свобода, которая достигается внешними средствами, всегда несёт в себе иногда ещё худшую несвободу. Человек может привыкнуть к своей свободе, которая прежде рождала в нём радость, и тогда она становится обыденностью, которая не содержит в себе прежнего удовольствия. И тогда такая свобода начинает тяготить человека и становится для него несвободой, от которой он хотел бы избавиться. Об этом можно сказать и так – человек имел удовольствие свободы, которая была для него своеобразным наркотиком, но удовольствие со временем угасло, и чтобы возродить его, необходимо увеличить дозу наркотика – здесь имеется в виду увеличение богатства, в материальном или денежном выражении, власть, что, в конечном счёте, ведёт к увеличению собственной значимости. Но в земных условиях, человек не вечен и все его стремления, однажды, печально для него заканчиваются. И человек уходит из жизни, не насытившись собственной значимостью.

Даже обыватель, стараясь «быть, как все», этим самым стремится к определённой значимости, показывая, что он не хуже других. И ещё, обратите внимание, что когда мы общаемся с близкими нам людьми, то мы всегда стремимся занять определённую психологическую нишу, от значимости которой зависят наши предпочтения, и, как нам кажется, наши отношения.

Для человека, идущего духовным путём, все человеческие значимости, опорой которых являются ценности проявленного мира, не могут определять его цели, которым он мог бы посвятить свою жизнь. Духовный искатель знает, что все значимости этого проявленного мира являются своеобразными психологическими наркотиками, привязывающие людей к этому миру. Когда сатана, искушая Христа, сказал, что ему дана власть над этим (проявленным) миром, то он имел в виду, что власть над людьми он проявляет через стремление людей к собственной значимости. Значимость может быть повышена не только тогда, когда возрастает власть над другим человеком, или над другими людьми, но и тогда, когда этот человек и эти «другие люди» унижены в своей значимости в максимальной степени и это можно делать самыми разнообразными способами. Но самым эффективным из них является тот, который делает людей зависимыми, второе место занимает состояние бессилия, что-либо изменить, На третьем – чувство вины и т. д.