ВАРИАНТЫ НАСИЛИЯ

Одним из признаков насилия является такое воздействие на человека (и не только на человека), когда ему не оставляют выбора. Есть и другой вариант насилия, который некоторыми людьми не осознается, а если и осознается, то, как состояние несвободы. И есть варианты, когда человек воспринимает насилие, которого в действительности нет.

Можно очень много говорить на тему, когда человеку не оставляют выбора: например, социальные законы подобно узким коридорам ограничивают разумную свободу человека. родители постоянно совершают насилие над своими детьми, воспитывая их, человеку навязывают определенный способ мышления и жизни и настаивают на нем, как на единственно возможном. И если человек мыслит не в соответствии с навязываемыми ему правилами, то он – десидент, антисемит, фашист, и в лучшем случае не толерантен к другим нациям, идеям и обстоятельствам. Человека обложили справа и слева красными флажками ограничений и втискивают его во все более суживающийся коридор для него допустимого.

Но человек со временем, привыкает к социальному и даже психологическому насилию, и даже начинает чувствовать, что он свободен. Примером этому могут служить люди, заключенные на многие годы в тюрьму. Для них условия, в которых они оказались, стали настолько естественными, что так называемая свобода за пределами тюрьмы стала для них невыносимой. В действительности, любая несвобода – это стены и совсем не обязательно каменные. И наоборот, любая свобода – это неосознанная несвобода.

Почему человек перестает замечать несвободу и невозможность выбора для него становится настолько естественной, что он её так же перестает замечать? Причиной этому является пределы человеческого существа, которые никогда не ограничивались размерами его тела.

Однажды мы говорили, что человек присваивает различные влечения, эмоции, желания, которые в действительности принадлежат различным силам других планов реальности, но человек присваивает и пространство, присваивает всевозможные ценности этого мира и даже присваивает людей. Присвоенное им, становится частью его самого и вторжение чего-либо инородного в пределы присвоенного, переживается человеком как нечто неприятное, а иногда как состояние несвободы. Например, вы живете в отдельной квартире и к вам приехали на полмесяца или даже на целый месяц гости или гость. И, несмотря на ваши внешне замечательные отношения, некоторое время спустя вы можете осознать, что начинаете тяготиться гостем. Это связано с тем, что вся ваша квартира, вместе с вашей семьей присвоена вами и стала частью вас самих. И гости начинают пользоваться этой вашей частью, и вам, в связи с этим, необходимо уменьшиться, что для вас неприятно, к тому же ваша отдельная квартира стала коммунальной, и теперь вам необходимо учитывать и других жильцов. Отсюда становится понятным, почему человек переживает состояние несвободы при изменениях обстоятельств, и постепенное привыкание к тюремной несвободе, которую человек со временем перестает замечать, так как приобретает определенную психологическую «форму и размеры», адекватные окружающим обстоятельствам, когда для него уже нет никакой непредсказуемости. При этом происходит кристаллизация психологической определенности личности человека, которая в случае изменения обстоятельств, должна быть сломана, чтобы на обломках сформировалась другая личность, имеющая другую форму и другие размеры. И каждый раз при изменении обстоятельств у человека будет возникать состояние несвободы. Кроме того, в изменившейся ситуации следует исключить одних людей, которые уже стали частью самого себя и включить других, которые психологически отличаются от первых. Другими словами, при этом должна произойти тотальная перестройка, как формы, содержания, так и «размеров самого себя». Это можно сравнить с революцией, на которую может решиться не каждый.

Итак, человек может привыкнуть к обстоятельствам настолько, что может стать адекватным им, и тогда он перестает чувствовать несвободу. Но эту адекватность можно разрушить, не меняя самих обстоятельств. Дело в том, что абсолютной свободы не может быть, и у человека всегда существует тенденция к углублению и расширению свободы не только за пределы дозволенного, но и за пределы границ, сохраняющих его целостность. Если человеку постоянно, и в то же время не слишком навязчиво внушать, что есть свобода более полная, чем у него и для того, чтобы достичь её, необходимы определенные изменения в окружающих его обстоятельствах, то некоторое время спустя, этот человек (или этот народ) начнет чувствовать, что прежняя свобода была иллюзорной и начнет стремиться к новой свободе, не думая о том, что она так же будет иллюзорной. Но человеческое эго так устроено, что оно не хочет менять себя, но с готовностью идет на изменение окружающих условий. При этом человек не думает о том, что к новым условиям так же нужно будет приспосабливаться, чтобы стать адекватными им. Но у человека есть одна особенность – когда он начинает менять окружающие обстоятельства, его сознание становится узким и недальновидным, его внушаемость повышается, а способность к оценке окружающей его реальности снижается, в результате он становится подобен слепцу, которого организаторы этих психологических и социальных революций могут вести в том направлении, которое для них выгодно. Наиболее интересным в этом процессе является то, что в период устремленности в более свободное будущее, человек перестает осознавать, что им управляют, и что в этот период он значительно более несвободен, чем был прежде. Подобного рода слепота сознания связана с тем, что человек в возможном будущем всегда видит больше положительного, чем отрицательного. Так, влюбленный, стремясь навстречу объекту своей любви, присваивает ему те качества, которых у того никогда не было, и быть не могло. Народ, подстрекаемый революционерами, руками которого совершается революция, стремиться к светлому «завтра», которого может никогда не быть. Но в любом случае у отдельного человека или же у целого народа однажды наступает отрезвление и он начинает понимать, что его обманули, и значительно реже они осознают, что сами позволили себя обманывать.

Целью лжи всегда является насилие, которое может быть скрытым или явным, и совсем не обязательно физическим. И в то же время целью лжи всегда является выгода для насильника. Если, используя ложь, насильственно меняют человеку или даже целому народу мировоззрение, то это выгодно лжецу.