Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

В ОСНОВЕ ВСЕГО ВЕРА

Петр Зорин

2019-10-06

Шри Ауробиндо говорил, что «вера есть свидетельство души, подтверждающее то, что ещё не осознанно, не достигнуто и не реализовано, но уже известно пребывающей в нас сущности» (Шри Ауробиндо имеет в виду Психическое существо)… «Уверенность, пишет он, означает доверие Божественному или какой-либо личности, или же это чувство убеждённости в положительном результате своих поисков и усилий».

Но вера нужна каждому человеку, а не только духовному искателю. Особенно ярко видна необходимость веры в жизни человека, когда мы встречаемся с людьми, неуверенными в себе. К этой категории следует отнести людей, имеющих слабую волю, плохую концентрацию внимания, несобранность, нерешительность, неорганизованность, эмоциональную неустойчивость, высокую внушаемость, низкую эффективность в своих делах и т.д. Уже эта малая часть перечисленных отрицательных психологических качеств  свидетельствует о необходимости иметь в себе веру и насколько это возможно, развивать её. Иисус Христос при общении с апостолами и народом неоднократно упоминал о значении веры.

В действительности, вера – это непоколебимое намерение, которое человек осознаёт в себе как максимальную собранность всего своего существа вокруг определённого намерения. В своей работе я называл веру или непоколебимое намерение, состоянием готовности к определённому виду деятельности. Но вера может проявлять себя в человеке как состояние уверенности, внутренней собранности, когда он удерживает внутри себя атмосферу неподвижности и покоя, что можно сравнить с готовностью человека к любым изменениям внешних обстоятельств. Толтеки это состояние называли алертностью. Но при этом не должно быть каких-то конкретных ожиданий, при которых невозможна неподвижность, так как есть ожидание чего-то определённого в будущем. противоположностью веры является сомнение, неуверенность, которые могут в значительной степени блокировать веру. И тогда человек становится беспомощным в тех ситуациях, в которых он мог бы решить, возникшие проблемы. Трусливый человек – это тот, у которого отсутствует в необходимой степени вера. Но страхов и неуверенностей у человека может быть много. При этом человек может бояться чего-то одного и быть смелым в другом. В таких случаях человек может воспитывать в себе состояние уверенности. Знания при этом могут не играть ни какой роли. Например, человек переживший автомобильную катастрофу, может бояться ездить в транспорте. Причём, чем больше скорость транспорта, тем интенсивнее проявляет себя страх. Автор этих строк однажды был участником автомобильной катастрофы, которая произошла по вине водителя транспорта. Для меня в этой катастрофе было два интересных фактора. Первый, в период наезда на легковой автомобиль, в котором я находился я увидел, наезжающий на нас слева гружёный самосвал. Но для меня он был неподвижным и почти касался бампером задней дверки автомобиля, рядом с которой я сидел. Я видел все детали очень чётко и полное ужаса широко раскрытые глаза водителя самосвала. При этом вокруг была полная тишина и никакого звука мотора нашего автомобиля, или крика сидящей рядом с водителем  его жены не было слышно. Потом раздался грохот и всё погрузилось в темноту. Сколько прошло времени, пока я находился в темноте, не знаю, но в ней появилась яркая, ослепительно белая точка. И в это время во мне появилась мысль: «дети», у меня дома оставалось четверо детей. Вслед за этой мыслью появилась следующая уже радостная: «я думаю – я живой!». Потом меня на какой-то машине везли в больницу. Оказалось, что у меня треснула локтевая кость левой руки и сломаны слева два ребра. Часы на левой руке все внутри рассыпались и местный часовщик, пока меня лечили в больнице, вылечил мои часы. Но я здесь говорю о страхе. После этого события мне было очень трудно ездить в общественном транспорте – любые встречные машины, в моём видении, могли свернуть и врезаться в нашу машину. Хотелось попросить шофёра остановить машину и выйти, чтобы идти пешком. Но я знал, что этого делать нельзя и надо терпеть. И я терпел до тех пор, пока однажды не осознал, что мой страх исчез. Точно так же я в детстве освободился от страха темноты (моё детство прошло на Кавказе, где ночи очень тёмные), который старательно формировали во мне мои безграмотные родители. Мой детский опыт в дальнейшем, когда я уже работал психотерапевтом после окончания медицинского института, мне пригодился. Однажды ко мне на приём привела свою дочь-школьницу, ученицу третьего класса, которая боялась после школы заходить домой, у них был частный дом. Она всегда ждала свою мать во дворе, когда та вернётся с работы домой. Я сказал этой девочке, чтобы она не заходила к себе в дом, но открыла дверь (своим) ключом и у порога подождала бы свою мать. Если будет происходить что-то страшное, ты всегда успеешь захлопнуть дверь. В следующее посещение её мать рассказала, что когда она после работы пришла домой, то увидела свою дочь сидящей за столом и делающей уроки. Когда я спросил девочку, как ей удалось преодолеть страх, то она ответила, что вначале было очень страшно, и она была готова в любое мгновение захлопнуть дверь, но в комнате было всё спокойно, и пока я рассматривала её, у меня страх прошёл, а потом я совсем про него забыла.

Воля – это частный случай проявления веры, но всё, что бы мы не взяли, состоит из отдельных элементов, поэтому, тренировка воли во многих частных случаях, можно назвать строительством веры.

Мы уже говорили, что вера – это непоколебимое намерение, которое всегда имеет цель. Поэтому, развитие воли должно происходить ради определённой цели. Как практически это выглядит? Все люди могут следовать только двум основным целям. Одна из них – это успешность в проявленном мире и вторая – духовный путь. Не следует к духовному пути относить религиозность, так как каждый человек по-своему религиозен. Для одних людей высшей значимостью является Бог, для других – деньги, для третьих – власть, для четвёртых – их собственное выживание и т.д.  можно сказать, что каждый человек служит своему богу и делает это по-своему. Правда, при этом он не игнорирует и других «богов», поэтому, будет правильным утверждение, что все люди язычники и у каждого человека свой пантеон богов, значимость которых у каждого из людей своя.

Для духовного искателя целью в начале его работы над собой, является внутренняя целостность и осознанность. Причём, оба эти состояния дополняют друг друга. Чтобы достичь внутренней целостности человек должен стремиться любую работу делать достаточно тщательно и доводить её до завершения. В русском языке есть такая пословица: «конец – делу венец». Незавершённые работы свидетельствуют о внутренней неупорядоченности человека. Конечно, обстоятельства могут помешать завершению работы, но человек должен быть честен перед собой и не откладывать на потом, что можно сделать сейчас. для воспитания воли необходимо выполнять запланированные на день дела. Но не следует запланированными делами занимать весь день, а только 1 – 2 дела. И обязательно должен быть план каких-то дел, которые будут повторяться каждый день в течение всей жизни. предпочтительно, чтобы в этот план входил комплекс утренней зарядки. Конечно, при этом нужно учитывать состояние собственного здоровья.

Очень важно контролировать себя при взаимоотношениях с людьми. Если человек действительно стремится к состояниям целостности и осознанности, то он не должен идти на поводу у своего эго и спонтанно вспыхивающих эмоций и спешить реагировать на внешние обстоятельства. Мы знаем что словарь каждого народа имеет те слова и фразы, которые имеют отношение как к низкому, так и к высокому состоянию сознания. И если человек связывает свою жизнь со стремлением к Божественному совершенству, то это совершенство должно быть во всём. И человек должен постепенно менять свою позицию отношения, как к самому себе, так и к внешней реальности. Я говорю «постепенно», потому что для изменения внутренней структуры своей личности требуется время.

Хорошей духовной практикой может быть осознание отношения к знакомым и близким нам людям. Если что-то в них нам не нравится, то такого рода оценка может быть тенденциозной только потому, что эти люди в чём-то не похожи на нас. Иногда отрицательное отношение к другому человеку в своей основе может иметь зависть. Шри Ауробиндо говорил: «исследуйте себя беспощадно». На самом деле при таких исследованиях самих себя, речь идёт об исповеди перед своей душой – Психическим существом. Наше Истинное «Я» всегда абсолютно точно знает, что мы при исследовании самих себя пытаемся скрыть, или же исказить. Например, мне известен случай, когда мужчина, стремясь расстаться с женщиной, которую он прежде увлёк, объясняет необходимость расставания тем, что он собирается посвятить свою жизнь Интегральной йоге, чему может служить препятствием семья. Очевидно, что этот человек не честен в первую очередь перед собой, так как знает, что это не является причиной разрыва отношений, но служит только поводом для этого. Примером может быть Сатпрем и Суджата. И есть немало просветлённых людей, которые имеют семью и детей. Шри Ауробиндо так же имел жену – Мриналини. И то, что она умерла по пути в Пондишери – это было решение Бога, а не Шри Ауробиндо. И к этому следует добавить, что для успешной работы на духовном пути, не человек определяет те условия, в которых он должен находиться, а Бог.

И ещё, человек на внутреннем пути должен быть честен перед собой и искренен перед Богом. Исследуя самого себя мы всегда осознаём, когда у нас не достаёт честности перед самим собой, но в этом момент мы «закрываем» глаза на эту неприглядную сторону нашей личности, и проскальзываем мимо неё, останавливая своё внимание на чём-то другом. Конечно, это позиция эго, которое никогда ни в чём не бывает виновато, и в любых неадекватностях с духовной целью с готовностью обвиняет кого угодно другого.

Люди стремятся во всём быть правыми и эмоционально реагируют на любые замечания, которые хоть в малой степени ущемляет их правоту. Хотя внешне они могут не показать своего отношения к подобного рода замечаниям. Поэтому, духовный искатель должен быть внимательным к использованию слов при общении с другими людьми – он не должен сеять вокруг себя семена негативных состояний, нарушающих и так неустойчивую гармонию отношений людей между собой. И, кроме того, Негативные эмоциональные состояниям, даже слабо выраженные, в значительной степени влияют на психологическую целостность человека. В моей профессиональной деятельности было немало случаев, когда неприятная ситуация возникшая утром, и казалось бы, не оставившая после себя следа, в значительной степени влияла на возможности сосредоточения в вечернее время. любые отрицательные эмоциональные состояния разрушают нашу внутреннюю целостность и способность удерживать в себе состояние покоя и неподвижности, которые необходимы в работе каждого духовного искателя, идущего внутренним путём. И если мы не внимательны к себе при общении с другими людьми, то не только сдерживаем свою собственную устремлённость к Божественному совершенству, но и  являемся причиной снижения уровня сознания других людей. Всё, о чём здесь говорится, приобретает особую ценность, если человек осознанно формирует свои отношения с другими людьми.

Человеческое эго всеядно, и даже тогда, когда человек всего себя отдаёт духовной работе, его эго растёт, питаясь уже духовной пищей, и даже считает, что оно может быть опорой для духовного искателя на его внутреннем пути. Духовный искатель должен помнить слова Иисуса Христа о том, что нельзя одновременно служить Богу и Мамоне. И очень часто духовные искатели по своему неведению внешне служат Богу, а внутренне, неосознанно, служат мамоне. Возможно, это связано  с тем, что человеческое сознание не остаётся на одном и том же уровне, а постоянно колеблется между смежными планами сознания, поэтому, в период меньшей сознательности мы можем допускать негармоничные отношения с другими людьми. И все эти тонкости, о которых мы здесь говорим, направлены на устойчивость человеческого сознания, его высокую восприимчивость и как следствие всего этого, постепенное строительство здания веры.