Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ

Петр Зорин

2019-09-19

Всё Мироздание с его множеством вселенных и неисчислимым разнообразием различных форм жизни эволюционирует в потоке Божественного намерения только благодаря состраданию Божественного. Состояние сострадания – это движущая сила Божественного намерения, которое состоит из двух основных состояний, одно из которых находится в статике другое же – проявляет себя в непрерывной динамике и трансформации.

Когда говорится о потоке Божественного намерения, то при этом всегда возникает образ движения «чего-то» в каком-то пространственном направлении нашего трёхмерного мира, но поток намерения существует не в пространстве, а во времени, хотя и реализует себя в пространстве. Поток Божественного намерения можно сравнить с планом или программой совершенствования, обращённой в будущее. Конечно, у человека может возникнуть вопрос: как Бог может знать то, чего ещё никогда не было и стремиться к этому неизвестному? Но такой вопрос может возникнуть у человека, живущего в проявленном мире с его значимостями. В этом мире намерения человека всегда определённые, так как он знает или хотя бы предполагает, что является объектом его вожделения. Человек стремится к тому, что уже есть, или к чему-то похожему на ту реальность, которая уже существует в его проявленном мире.

Удовлетворение своих желаний или стремлений в проявленном мире – это всегда стремление к смерти, так как после достижения всего доступного для себя, человеку уже не к чему стремиться. Человек остаётся человеком только до тех пор, пока он в своих стремлениях эволюционирует. Причём, эта эволюция может быть как количественной, так и качественной. Самый низший, примитивный вариант эволюции сознания – количественный, например, человек прежде имел квартиру, а теперь имеет коттедж, потом приобретает виллу, а в дальнейшем – дворец, но стремления на этом не заканчиваются, жажда примитивной количественной эволюции не оставляет человека и он продолжает количественно увеличиваться, приобретая много дворцов, земельных угодий и прочих материальных ценностей таких как яхты, самолёты, коллекции автомашин и т.д. Стремление к власти так же является одним из количественных примитивных вариантов эволюционирующего сознания. Но люди, стремящиеся к власти и богатству, имея низкий уровень сознания, могут иметь отточенный и гибкий внешний ум, который в какой-то степени компенсирует низкий уровень сознания. Они могут имитировать сердечность, сострадание, ради увеличения своей значимости, и хладнокровно убирать со своего пути того, кто препятствует их стремлениям к богатству и власти.

Мать говорила, что люди живут в сумеречном мире, в котором все живые существа имеют жёсткие малоизменяющиеся во времени формы. Каждый план сознания имеет свою октаву, начиная от самой низкой, которую человеческий слух не способен воспринять до высочайшей, недоступной восприятию человеческого слуха. Конечно, здесь говорится не о звуковых вибрациях, это только метафора, но о вибрациях сознания. Субстанция сознания, из которого состоит всё мироздание, имеет бесконечный спектр вибраций, и чем более высокая частота вибраций, тем выше уровень сознания и выше энергии этих вибраций и тем совершеннее всё сущее, обитающее на этих высочайших планах сознания. К этому следует добавить, что чем выше планы сознания, тем более пластичными и текучими становятся формы жизни, обитающие на этих планах, и более долговечным время их жизни.

Шри Ауробиндо однажды сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». И, конечно же, это невольно порождает вопрос: для чего Богу нужно это неисчислимое количество жизней, обитающих в его великом теле – Мироздании? Конечно, на этот вопрос можно ответить по-разному, но в действительности, вечное стремление Божественного к совершенству стало бы невозможным, если бы Мироздание не было заполнено множеством вселенных, каждая из которых «звучит в своей октаве» и содержит в себе бесчисленное количество различных форм жизни.

Конечно, можно говорить, что Бог «создал» человека по образу и подобию своему, и можно согласиться с идеей, что всё наше мироздание построено по голографическому принципу. Действительно, каждая клетка живого организма, в том числе и человека, потенциально содержит в себе весь организм, а человеческие клетки, имеется в виду его генетический аппарат, всего человека, по крайней мере, всё его тело. То же самое мы можем сказать и о самом человеке, который является потенциальным Богом. Но клетки нашего тела совсем не похожи по своей форме на человека, так же как и человек, внешне не похож на Бога. И есть ещё одно очень важное сходство человека с Божественным. Всё тело Мироздания заполнено вселенными, каждая из которых «звучит в своей октаве». В коконе сознания человека все планы сознания мироздания так же заполнены вибрациями всех вселенных, которые распределились вдоль вертикальной оси кокона сознания. При этом низшие планы сознания находятся в нижней части кокона сознания, который начинается ниже ступней ног, а высшие, супраментальные планы сознания проецируются в верхней части кокона сознания человека над его головой. Практически, каждый уровень физического тела человека, который пронизывается коконом его сознания, соприкасается с каким-то планом сознания. Вибрации спектра планов сознания человек воспринимает как определённые эмоциональные состояния. Но это тогда, когда планы сознания активно влияют на сознание человека. Обычно это влияние происходит через чакры, находящиеся в тонком физическом теле человека. По этой причине чакры иногда называют центрами сознания. Шри Ауробиндо говорил, что кроме семи традиционных чакр в тонком физическом теле человека существуют чакры и ниже Муладхары и выше Сахасрары чакры. Таким образом, человек оказывается связанным со всеми планами сознания Мироздания.

В человеке его физическая часть, которую можно сравнить с биороботом, который определяет возможность человека жить в этом проявленном мире, функционально разделена на органы, каждый из которых специализирован для выполнения определённых функций. В голове человека расположен основной орган управления всем человеческим телом, в других его частях расположены органы и системы, обеспечивающие физическое выживание человека и его размножение. Великое тело Божественного, которое мы называем Мирозданием с его бесчисленными вселенными, с неисчислимыми формами жизни в них, участвует в эволюции сознания одновременно во всех своих частях, в каждом сознательном и несознательном существе. И на каждом плане сознания эта работа делается в соответствии с октавой его вибраций. поэтому, мы, люди должны знать, что каждого из нас Божественный использует для своей работы, и каждый человек, в зависимости от уровня своего сознания имеет своё предназначение в этом проявленном мире.

Здесь нам необходимо остановиться  на таких проявлениях жизни как воля, восприимчивость, желания, радость и страдания, практически все состояния человека, которые управляют его внешней деятельностью. Дело в том, что все они ему не принадлежат, а то, что он использует их как свои собственные, связано с тем, что они проявляют себя внутри человеческого существа. Чакры, о которых мы здесь говорили, это не только центры сознания, но они одновременно являются своеобразными камертонами, созвучными внешним планам сознания. Человек при высокой восприимчивости, может воспринимать их «звучание» как слабо выраженное эмоциональное состояние. Внутреннее внимание человека, направленное на какие-либо состояния, способно гасить эти состояния, в самом начале их возникновения, когда влияния других планов сознания ещё не проникли в человеческое существо и не взяли его сознание под свой контроль. Но это возможно только для тех людей, которые идя духовным путём, уже в какой-то степени сформировали «Свидетеля».

Подавляющее большинство людей, захваченных значимостями проявленного мира, находятся под полным управлением эго. При исследовании различных внутренних состояний духовный искатель осознаёт эго как некую бестелесную сущность, поселившуюся в его существе, и использующий его в своих эгоистических целях. Основная цель этой сущности – утверждение своей значимости. Для этой цели эго использует все доступные человеку ресурсы его существа, к которым относятся как его эмоциональная, так и ментальная сферы. При этом воля человека используется эго для достижения своих эгоистических целей. Но так как все цели эго направлены на увеличение своей значимости в этом проявленном мире, то человек, находящийся в полной его власти, оказывается полностью поглощённым значимостями этого мира. Проявленный мир для такого человека,  является своеобразной защитной сферой, под покровом которой он проходит стадию созревания и роста своего сознания. Этот проявленный мир содержит всё необходимое для получения человеком и его Божественной душой – Психическим существом, необходимого опыта, и эго удерживает человека привязанным к значимостям проявленного мира до тех пор, пока его сознание не будет готово к духовной работе. Подготовку сознания человека к духовной практике на внутреннем пути ведёт его Божественная душа – Психическое существо – оно трансформирует сознание человека, ослабляя его привязанности  к значимостям этого мира.

Человек, прикоснувшийся к грани Божественного намерения, в которой Он стремится к совершенству, воспринимает это стремление, как сострадание, направленное ко всему сущему в Мироздании, пребывающему в состоянии неведения и поглощённого иллюзиями мира. В своём стремлении к бесконечному совершенству, Божественный проявляет всё несовершенное, для того, чтобы в дальнейшем стала возможной его трансформация. И в этом проявляется величайшая милость Божественного, так как Он определяет каждый шаг человека и каждую его мысль на путях к его большему совершенству.

Большое значение в духовной работе человека имеет его согласие быть сознательным сотрудником Божественного – его сдача Божественной матери. Эта сдача становится возможной тогда, когда духовный искатель в значительной степени освободится от власти эго, что сделает его более восприимчивым к влияниям его Божественной души. И тогда для человека исчезнут все проблемы, которые прежде порождались его неведением. В этом так же проявляется Божественная милость. Но божественная милость проявляет себя и во многих других случаях, когда человек сострадает о ком-то, или просит о помощи тогда, когда, кажется, уже ничто не может помочь и судьба ведёт человека к фатальному концу. Нередко мольбы человека, обращённые к Богу содержат в себе элементы эго и тогда Божественный, откликаясь на такого рода мольбу, меняет его судьбу так, чтобы этот человек осознал те свои несовершенства, которые и являлись причиной его обращения к Богу. И эти изменения судьбы могут выглядеть для просителя противоположным тому, о чём он просил у Бога. Божественный обязательно изменит обстоятельства или судьбу человека, если сострадающий искренен в своей безмолвной молитве. Некоторые люди пытаются использовать Бога, как карающий инструмент и тогда их призывы к Богу останутся без ответа. Более того, они в таких случаях могут осознать, что их собственная судьба изменилась не в желательную для них сторону. И это произошло не потому, что Бог решил наказать их за их несправедливость по отношению к другим людям, а для того, чтобы они на себе осознали трудности в противостоянии силам низшей природы. И это так же Божественная милость, так как позволяет человеку приобрести необходимый опыт, который, возможно, изменит всю его дальнейшую судьбу.