Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СУДЬБА ИЛИ НИТЬ АРИАДНЫ

Петр Зорин

2019-09-08

Нить Ариадны – это путеводная нить, благодаря которой Тесей смог выйти из лабиринта Минотавра. Это мифическое событие является метафорой судьбы человека, которому суждено получить просветление, освободившись от захваченностей значимостями этого проявленного мира.

Большинство людей, родившихся в этом проявленном мире, который в метафоре сравнивается с лабиринтом Минотавра, навсегда остаются блуждать в этом лабиринте, чтобы закончить своё существование в желудке владыки этого лабиринта – монстра – человека с головой быка. И судьба каждого человека, за немногими исключениями, одинакова… Чтобы выйти к свету дня, человек должен не только победить Минотавра – преодолеть захваченности значимостями проявленного мира, но и знать направление, ведущее за пределы лабиринта.

Для тех, которые начинали и заканчивали свою жизнь внутри лабиринта проявленного мира, было сформировано множество маяков, указывающих направления, где людей ждал успех, по крайней мере, это так выглядело вначале. Но в действительности все эти направления приводили людей к надеждам и разочарованиям, к иллюзиям взлётов, тупикам безвыходности и падения, но самое главное то, что все соблазны, определяющие человеческие стремления в лабиринте проявленного мира, неотвратимо приближали людей к логову ненасытного Минотавра, пожирающего их тела. И не было никакого способа, чтобы избежать такого фатального конца.

На самом деле «нить Ариадны» начинается в сердце каждого человека, но увидеть её и удержать в своих руках может не каждый. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо повысить восприимчивость внутреннего внимания. Для этого необходимо создать внутри себя достаточно глубокую тишину и покой. Но у человека, ведущего жизнь обывателя, такого рода побуждение никогда не появиться, потому что у него есть дела поважнее.

Мы однажды уже говорили о том, что у каждого человека своя судьба – одним людям суждено провести всю свою жизнь привязанным к значимостям проявленного мира, другим же судьба приготовила путь, уходящий в бесконечность за пределы «лабиринта» этого проявленного мира. Судьба человека тесно связана со зрелостью его Божественной души – Психического существа. И процесс созревания и роста её может продолжаться в течение многих человеческих жизней, что будет отражаться на судьбах этих людей. Психическое существо должно для своего роста получить определённый опыт человеческой жизни, и, поэтому каждое его очередное воплощение будет реализовано в том человеке, судьба которого даст ему необходимый для него опыт. Судьба каждого человека и даже всех людей всего Мироздания строго определена от начала дня Брамы, до его конца. И Психическое существо среди множества человеческих судеб всегда найдёт для себя судьбу того человека, который необходим для получения им необходимого духовного опыта. Психическое существо ещё до рождения, и даже ещё до зачатия человека, во всех деталях знает его судьбу. И его переход от одной человеческой жизни к другой сравним с переходом школьника из одного класса в другой. И так же как школьник по окончанию средней школы получает аттестат, свидетельствующий о его возможности поступать в высшее учебное заведение, так и Психическое существо, достигнув зрелости, готово к тому, чтобы выйти на передний план и взять в свои руки теперь уже духовную судьбу человека. Но здесь следует провести и другую параллель. По окончании школы и получении аттестата, человек должен прилагать ещё большие усилия, обучаясь в высшем учебном заведении, то же самое можно говорить и о человеке, Психическое существо которого, достигнув зрелости, вышло на передний план – мы говорим, что человек получил просветление, которое ни в коем случае не следует считать духовным финишем человека. И в приведённых здесь аналогиях есть ещё одна очень важная особенность. Так же как в школе учащиеся в последних классах прилагают больше усилий для изучения тех предметов, которые будут необходимы для поступления в высшее учебное заведение, так и человек, психическое существо которого уже приближается к состоянию своей зрелости, должен прилагать особые усилия в тех направлениях, которые необходимы для завершения созревания Психического существа. К этому времени Психическое существо, уже достаточно зрелое, в значительной степени успевает изменить сознание человека, что делает его несозвучным в каких-то своих частях значимостям проявленного мира, и у человека появляется потребность найти в этом мире то, что было бы созвучно возникшей в нём «жажды», которую ему хотелось бы утолить. Но он не знает, что он должен делать, чтобы утолить эту «жажду». Его мучает неудовлетворённость теми значимостями, к которым он стремился прежде. И он находится в поиске, хотя и не знает, что конкретно он ищет. Но, восточная мудрость гласит: «когда ученик готов – учитель приходит». Можно сказать, что этот человек ищет выход из лабиринта этого проявленного мира, который стал для него ловушкой. И однажды он найдёт конец «нити Ариадны», которая приведёт его к свету из мрака лабиринта этого мира. Эту «нить Ариадны» ему может протянуть человек, к которому Психическое существо приведёт искателя. Эта «нить» может оказаться на страницах какой-то книги, или спрятана в сюжете какого-то телевизионного фильма, и может поджидать его на каком-либо сайте в интернете. И ещё может быть много мест и обстоятельств, в которых специально для него приготовлена эта путеводная «нить». И по мере своей внутренней готовности, внешние обстоятельства будут предлагать ему те проблемы, решение которых не только будет формировать в его сознании «Свидетеля», но и давать Психическому существу необходимый опыт. конечно, Психическое существо может получить необходимый для него опыт и без каких-то усилий со стороны человека, но созревание Психического существа в резкой степени ускоряется, когда человек осознанно делает ту работу, которая приносит его Божественной душе необходимый для её роста опыт.

Каждый план сознания Божественного Мироздания необходим в работе Бога в его бесконечном стремлении к совершенству. И точно так же, грани личности человека, отражающие в себе планы сознания Мироздания, необходимы для искателя, идущего духовным путём, целью которого является стремление к беспредельности Божественного совершенства.

Человек – открытая система, благодаря чему его грани личности могут быть открыты соответствующим планам сознания. Но в действительности, многогранное сознание человека находится под преимущественным влиянием какого-то одного плана сознания низшей сферы миров. Все остальные планы сознания занимают оставшуюся часть спектра, и их влияние на эмоциональное состояние человека и его взаимоотношения с реальностью мира – второстепенно. Но инстинкты человека и внешние условия могут переключать сознание человека, подсоединяя его к другим планам сознания, и тогда личность человека радикально меняется. Известны случаи амнезии (забывания) поведения человека, в котором он находился в состоянии изменённого сознания. Но чаще всего память, о происходившем в этот период времени, сохраняется и в некоторых случаях человек горько сожалеет о произошедшем. Обычно другие планы сознания влияют на взаимоотношение человека с внешней реальностью, находясь под контролем основной личности человека, проявляя себя как его психологические особенности.

Каждый план сознания воспринимается человеком как определённое эмоциональное состояние, несущее в себе напряжённость, соответствующую этому плану. И чем ниже планы сознания, тем  более напряжёнными проявляют себя эмоциональные состояния, и тем разрушительнее их влияния на человека. И в то же время, чем выше план сознания, тем более глубокий покой содержат в себе состояния, проявленные этим планом, и тем менее разрушительными становятся взаимоотношения человека с реальностью проявленного мира. В Божественной реальности мира низшие планы сознания существуют как некие грубые заготовки, которые в дальнейшем будут трансформированы в более высокую и гармоничную реальность Мироздания. Для современного земного мира полярность планов сознания служит своеобразным ориентиром, определяющим направление стремления человечества. Но для того, чтобы был сделан шаг к совершенству, необходимо, чтобы несовершенства, которые должны быть трансформированы, были проявлены и осознанны. Необходимо, чтобы они принесли человечеству опыт, без осознания которого оно будет вновь и вновь возвращаться к неосознанным и разрушительным граням своего бытия. Можно предполагать, с большой вероятностью, что современное состояние мира подошло к радикальному повороту не только своей истории, но и эволюции человеческого сознания.

И становятся понятными слова, однажды сказанные Шри Ауробиндо: «…Бог всегда тянет до последнего…». «Тянет до последнего» для того, чтобы существующие обстоятельства, и силы, формирующие эти обстоятельства, раскрыли себя полностью, чтобы в будущем не осталось ничего не завершённого. И ещё, Шри Ауробиндо говорил, что Гордиев узел следует аккуратно распутать, а не рассекать его. Рассекая Гордиев узел проблем, человек никогда не получит необходимый для роста сознания опыт, без которого невозможным будет для него следующий шаг на пути к совершенству. Каждая проблема, даже самая незначительная, трансформирует нас в том направлении, которое определяется состоянием сознания в период решения этой проблемы и, соответственно, способом, каким мы её решаем.

Говоря о состоянии сознания в период решения проблем, мы должны осознать важность направления, в котором в это время устремлено сознание человека. Оно может быть захвачено стремлением увеличения своей значимости, и тогда карлик стремится присвоить как можно больше материальных ценностей этого мира, этим самым пытаясь увеличить своё мелкое и уродливое тело – «всё, что моё – это я!». Но состояние сознания в период решения проблем может иметь противоположное направление, когда усилия человека направляются не на собственное иллюзорное благо, а на благо всех. В природе есть множество примеров, в которых стремление к благополучию всех приводит к обязательному благополучию самого себя. Примером может быть любой живой организм, клетки которого трудятся не для себя, а для благополучия всех, благодаря чему они выживают даже в тех условиях, в которых каждая отдельная клетка выжить была бы не способна. В основе жизни для всех находится сострадание. Божественный в своём стремлении к беспредельному совершенству, действует, находясь на позициях сострадания. Сострадание, в свою очередь, рождает устремлённость к совершенству всех живых и чувствующих существ, и всех неживых, но сознательных объектов своего великого тела – Мироздания. Из сострадания Божественный создаёт проблемы для различных существ, чтобы решая их, они стали более совершенными. Из сострадания Он – бессмертный, допустил существование смерти, так как это создало условия, в которых живые существа борются за жизнь, решая множество проблем. И эта постоянная борьба и решение всевозможных проблем является основой эволюции жизни во всём Мироздании. Он, ставший «всем этим», глубоко сострадает каждому живому существу, и жертвует всего себя ради совершенства всего сущего в Мироздании. И, конечно же, он сострадает и всевозможным человеческим страданиям, тем иллюзиям, которыми человек и всё человечество опутаны с головы до ног. И из сострадания Он стремится сделать человека сознательной индивидуальностью, что возможно только тогда, когда человек сам будет решать проблемы, сам будет противостоять всевозможным препятствиям на пути решения этих проблем, и сам будет осознанно стремиться к совершенству. И эта великая работа не может быть сделана для себя, она невозможна, если в основе её нет сострадания и она невозможна, если человечество будет разделённым. Разделённость человечества всегда ведёт к духовной депривации с последующей деградацией сознания.