Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВАЖНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

--

Мировоззрение – это отражение в сознании человека ценностей окружающего мира и его отношение к этим ценностям. Оно обуславливает взгляды человека на окружающую реальность, определяет его взаимоотношение с ней и отношение к самому себе. Исходя из мировоззрения, определяются жизненные позиции человека, его убеждения и ценностные ориентации.

Мировоззрение – это способ осознавания реальности материального мира, формирующий принцип жизни, направление и характер деятельности. Оно лежит в основе идеалов, которые определяют жизненные цели.

Мировоззрение становится действующей силой, когда приобретает характер убеждения, уверенности в правильности своих идей, подчиняет себе наши мысли и нашу совесть – «это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца» Мировоззрение влияет на тип поведения человека, отношение его к другим людям и окружающему миру, влияет на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своеобразная призма, через которую воспринимается реальность, окружающего человека мира. Мировоззрение, несущее в себе убежденность, помогает человеку в самых сложных обстоятельствах преодолеть внутреннюю слабость и выстоять перед тем, что для других кажется совершенно невозможным.

Мировоззрение можно сравнить с духовным телом человека, которое может иметь самые разные уровни своей зрелости, от самого низкого, на котором господствуют идеи наживы и удовольствий и до самого высокого, на котором человек всего себя посвящает служению истине и установлению Божественных идеалов жизни на Земле. Говоря о мировоззрении, следует сказать, о его составных частях и путях воспитания его у людей, не зависимо от их возраста. Другими словами, тело мировоззрения должно быть воспитано. Тело мировоззрения, как и всякое другое тело, имеет свои части, которые должны быть не только гармоничны относительно одна другой, но и по возможности – совершенны. Рассмотрим, как эти части тела могут приблизительно выглядеть:

Во-первых, очень важно любому народу знать  правдивую историю как свою, так и государства, в котором этот нард живет. Очень важно, потому что она является одной из основ мировоззрения его граждан. Если мы хотим воспитать благородных и честных людей своего народа, то в истории его необходимо особо выделять тех великих личностей, которые даже в самых невыносимых условиях оставались верными своему долгу и слову чести, для которых жизнь своего народа и своего государства была дороже своей собственной. В истории необходимо выделять и показывать, все отрицательное, что содержит в себе нечестность, возможность предательства ради сохранения собственной жизни, обман других людей ради собственного блага. Показывать все низкое, как отвратительное человеческой природе и все высокое благородное как то, чем следует гордиться и что следует уважать в других людях. Все это необходимо, потому что человек, несмотря на свое превосходство над другими формами жизни, в некоторой своей части все-таки остается стадным существом, не изжившим свою животную природу. И примеры истории, и примеры сегодняшнего дня, являются своеобразными сигналами этого инстинкта, который можно назвать – «делай как я». Познакомьтесь с историями хотя бы некоторых народов, и вы увидите, что сегодняшний их характер и особенности, соответствуют их истории. Очень большое значение имеет история в правдивом изложении, которая имеет большое значение для сохранения духовного тела как народа, так и духовного тела каждого человека, принадлежащего этому народу. становится ясной необходимость бережно сохранять ее, и не позволять никому ни извращать ее, ни подменять другой, ложной историей.

Во-вторых, очень большое значение имеет свое народное искусство. Свои писатели и поэты, свои композиторы и исполнители, свои художники и свои певцы, которым близко сердце своего народа. Необходимы фильмы, в которых отражена героическая жизнь своего народа в прошлом и достойная в настоящем, чтобы в театрах шли преимущественно постановки своих драматургов и балетмейстеров. Конечно, зарубежная классика в любых видах искусства так же необходима, так как она отражает не только дух своего народа, но она наднациональна и способна обогатить искусство любого народа. В искусстве не должно быть отражено насилие и все, что может возбуждать низменные чувства и стремления. Искусство не должно быть пустым, а литература воздействовать только на мелкие витальные чувства. Все должно служить делу воспитания высокого духа своего народа. В животном мире есть закон, по которому все живое, только что появившееся на свет или впервые открывшее глаза, будет считать своей матерью того, кто первым окажется в поле зрения родившегося существа. То же самое следует сказать и о той атмосфере, в которой человек окажется в самом начале своей жизни – или это будет привозное подобие культуры (я говорю «подобие», потому что культуру привезти, куда бы то ни было, невозможно, она может быть только там, где живет народ, породивший ее), или это будет выражение духа своего народа в его обычаях, в песнях, танцах, сказках и былинах, а так же древних сказаниях и легендах. Чем более древней является история народа, или другими словами, чем более глубокие корни мировоззрения народа, тем устойчивее этот народ к всевозможным внешним разрушающим влияниям. Поэтому, для покорения народа, разрушения его целостности является опасным не только механическое оружие, но еще в большей степени разрушение его истории и его культуры, потому что после этого восстановление духа народа и его единства, становится невозможным. Экспансия псевдокультуры сходна с вирусом СПИДа, который, внедряясь в живую клетку, заставляет ее работать на себя, чтобы размножаться до ее гибели. Но в отличие от вируса, который заранее известен как болезнетворное начало, псевдокультура приходит как нечто прогрессивное и привлекательное. И поэтому дух или мировоззрение народа, часто оказываются беззащитными против нее.

В-третьих, человек, принадлежащий своему народу, должен быть достойным своего народа и в труде, неважно в какой области он будет трудиться, чтобы народ мог гордиться тем положением, которое он занимает среди других народов. Очень важно, чтобы стремлением каждого человека было не личное обогащение, которое всегда действует разлагающе на душу человека, а чувство долга перед самим собой, своей семьей, своим народом. Ничто, человек не должен делать ради себя самого, потому что человек – это только клетка, принадлежащая целому организму – своему народу. Удовлетворение самого себя и самим собой – это верный путь роста человеческого эго, ведущий к оскудению его личности, поэтому все великие (не возвеличенные) люди были не безразличны не только к судьбам своего народа, но и всего человечества.

В-четвертых, все, о чем было сказано выше, является преддверием к истинной духовности. Каждый человек, считающий себя духовным искателем, оглянувшись, может осознать, что его мировоззрение все больше приобретает черты неэгоистического образа мышления и образа жизни. Он может почувствовать, что его внутренняя психологическая структура уже изначально была не похожа на традиционную структуру, большинства из окружающих его людей, что позади его материальных устремлений всегда было ожидание чего-то большего, чем просто материальное благополучие.

Человек, избравший духовный путь, так же должен иметь свое мировоззрение, которое должно быть основано не на мифах и не на слепой вере. В этом мировоззрении должно быть не только общая картина мироздания, и структура земного плана, но и смысл творения вселенной, и смысл существования человека, а так же пути построения жизни в соответствии с этим смыслом.

Мировоззрение можно сравнить с какой-либо структурой, имеющей определенное предназначение. Например, легковой автомобиль имеет свое предназначение и его формы, и все его детали соответствуют этому предназначению. То же самое мы можем сказать о самолете, катере и еще о каком угодно средстве передвижения, и вообще о каком-либо механизме или предмете. Кроме отличий эти объекты имеют и то, что объединяет их – они все материальны, но одни из них предназначены для усиления физических возможностей человека, другие – для интеллектуальных. Мировоззрение человека так же имеет определенную структуру, которая определяет предназначение его жизни на Земле, и воспитывается у человека годами взаимодействия с реальностью жизни.

Воспитание мировоззрения можно сравнить с выращиванием растений из набора семян. В зависимости от внешних условий более эффективно прорастают одни семена, другие же при этом или совсем не прорастают или же прорастут, но не смогут в полной мере развиться. Другими словами, у родившегося человека уже имеется основа, на которой может сформироваться будущая личность, и качество этой основы во многом зависит не только от генетической предрасположенности, но и от условий его внутриутробного развития. Но, все-таки определяющим является влияние психического существа, которое должно получить необходимый для него опыт.

Знание этого может привести человека к мысли о необходимости терпеливого отношения к любым поступкам других людей, так как для их психического существа необходим определенный опыт. Тогда такого рода отношение к реальности, приведет к хаосу, в котором все дозволено и ничто не осуждается. Такие недоразумения возникают в связи с непониманием идеи духовного опыта, который заключается совсем не в каких-то действиях или отношениях с материальным миром, а в осознании внутренних состояний, которые могут привести человека к определенной активности во внешнем мире. Существующее мнение, что отказаться от привязанностей к чему-либо возможно только тогда, когда человек будет иметь то, от чего он, следуя духовным путем, должен будет в последствии отказаться, и мотивируют тем, что не может нищий отказаться от денег, потому что их у него нет. В действительности отказ от каких либо привязанностей – это внутренний, а не внешний процесс. Вполне возможно, что привязанности к деньгам, например, могут быть более интенсивными у того, кто их не имеет, по сравнению с состоятельным человеком. 

Центром истинного мировоззрения является состояние души, определяющее не только способ действия в материальном мире, но и направленность этой деятельности. Кроме того, мировоззрение определяет значение духовных и материальных ценностей, отдавая предпочтение первым. Мы говорили о том, что человек рождается со многими задатками, которые являются основой его будущего мировоззрения. И эти задатки могут раскрываться в любом возрасте, если они адекватны возможностям человека, которые могут быть не только на физическом уровне, но так же на витальном, ментальном и духовном уровнях. Поэтому мировоззрение может не только совершенствоваться  в каком-либо направлении, но и деградировать в любом возрасте, под влиянием внешних обстоятельств.

Мировоззрение может быть основано на витальных принципах, и тогда это делает сознание примитивным. Оно может быть основано на ментальных поверхностных убеждениях, и в этом случае оно так же не устойчиво, и при изменении обстоятельств, может быть пересмотрено. Истинное мировоззрение определяет всю человеческую жизнь и все его взаимоотношения с миром, и отношение к самому себе. Оно определяет его цели и способы достижения их. Истинное мировоззрение более ценно, чем человеческая жизнь и если возникает ситуация выбора, при котором следует пожертвовать своим мировоззрением, чтобы спасти свою жизнь, то человек пожертвует своей жизнью. В большинстве случаев люди имеют мировоззрение, основанное на витальных или ментальных требованиях, которое может быть легко изменено внешними обстоятельствами.

Каждая часть человеческого существа, проявляющая себя на физическом, витальном и ментальном уровнях, нуждается в соответствующей ей пище, поэтому при взаимодействии с реальностью нельзя быть неразборчивым и использовать в качестве «пищи» все, что эта реальность предлагает.

Для формирования гармоничного мировоззрения очень важно быть отстраненным свидетелем всего, что может влиять на человека, в противном случае какие-то влияния внешнего мира могут стать определяющими в структуре сознания и этим самым нарушить гармонию мировоззрения. Именно мировоззрение определяет куда повернуто лицо человека или к ценностям внешнего мира, к его удовольствиям и витальным зависимостям, или к страданиям и его неразрешимым проблемам или же в направлении своего истинного предназначения. В действительности сознание человека в своем изначальном состоянии, которое еще не определялось влияниями внешнего мира, повернуто к Божественному, как к единственной ценности, которой должна быть посвящена жизнь человека, но со временем, различные как внешние, так и внутренние влияния, разворачивают человека лицом к внешнему миру и человек перестает осознавать свое истинное предназначение.

Нет двух людей, мировоззрение которых бы полностью совпадало, поэтому видение реальности мира и его оценки, и, соответственно, взаимодействия с этим миром не могут быть одинаковыми, как бы близкими ни были взгляды на реальность мира у людей. Отсюда и понимание людей друг друга так же относительно, потому что язык каждого человека позади себя имеет те образы, которые соответствуют его мировоззрению. Таким образом, не только окружающий человека мир формирует его мировоззрение, но видение мира, и понимание его так же зависит от мировоззрения человека. Еще не сформировавшееся мировоззрение особенно податливо влияниям внешнего мира, а так как оно формируется в течении не одного десятка лет и, не редко, не успев сформироваться, в связи со старостью, начинает распадаться, то можно сказать, что человек в любом возрасте может быть не зрелым существом, из которого окружающие условия могут формировать зависимого и послушного им раба. Знание о своем рабстве – это первый шаг к свободе. Природа делает все, чтобы человек никогда не узнал, что он не свободен и является ее послушным инструментом, и ей, по-видимому, это хорошо удается.

Физическое тело человека является средством, при помощи которого низшая природа не только взаимодействует с материальным миром, но и отделяет человека от внутренней вселенной, которая так же бесконечна, как и вселенная внешняя. И где-то в своих глубинах внешняя и внутренняя вселенные сливаются в единую бесконечную Вселенную. В связи с этим мы должны считать человека космическим существом, которое не знает о своей космичности. Там, в глубинах своей внутренней вселенной сознание человека недоступно влияниям низшей природы.

В глубинах внутренней вселенной человека, на границах с внешней вселенной встречаются все противоположности и переходят одна в другую. Миры, являющиеся воплощением тьмы и смерти, переходят в миры света и бессмертия, миры лжи и деградации встречаются с мирами, воплощающими в себе абсолютную истину, беспредельный ужас граничит с бесконечным блаженством.

Человек, идущий духовным путем, может осознать весь путь, начиная от физического тела и до встречи с внешней вселенной, переходящей в бесконечность. В самом начале пути осознания внутренней вселенной, она еще тесно связана с внешним миром, являющимся выражением низшей природы. Поэтому, влияния внешнего мира и низшей природы, которая проявляется в человеке, в виде эмоций, влечений, различных эгоистических реакций и побуждений, в этот период особенно интенсивны. Обычно, процесс погружения во внутреннее пространство происходит во время медитаций, и в начале этого погружения человек вынужден противостоять всевозможным влияниям низшей природы, которая стремится не пустить его во внутреннюю вселенную. Но её силы эффективны только в начале внутреннего пространства, и чем дальше продвигается духовный искатель в пространстве внутренней вселенной, тем менее досягаемым для влияний низшей природы он становится. Это можно сравнить с путником, идущим тропой к своей цели, которого и справа, и слева его противники, под властью которых он прежде находился, не хотят позволить ему достичь заветной цели. Для этого они могут рядиться во всевозможные привлекательные маски, петь сиренами или пытаться запугать его, добиваясь своей цели.

Почему низшая природа не хочет позволить человеку осознать свою внутреннюю вселенную? Не только потому, что этим самым он может получить возможность освободиться от её влияния, но и потому, что только в пределах внутренней вселенной, которая недоступна влияниям низшей природы, есть пути, ведущие к высочайшему Божественному присутствию в человеке. Весь бесконечный спектр вибраций Вселенной представлен только во внутреннем пространстве человека, и не только статика этого спектра, но и его динамика, которая содержит в себе возможность трансформации, как человека, так и всей низшей природы. Низшая природа не хочет меняться и делает все, чтобы человек был привязан к внешнему миру с его преходящими ценностями и так как она считает, что человек принадлежит ей, то делает все, чтобы и эта «её» часть оставалась неизменной.

В действительности, низшая природа не хочет меняться, потому что не может этого сделать. Чтобы понять, почему низшая природа не может измениться, необходимо сказать о том, что характерно для сознания, как отдельных людей, так и целых народов, и даже для низшей природы. Если мы представим сознание человека в виде круга, в центре которого находится сам человек, то обнаружим, что из всех многих миллиардов человек, только очень немногие, находятся в центре круга. Все остальные в большей или меньшей степени сдвинуты вперед или назад по вертикальному диаметру круга, который в этом примере обозначает время. Все, что позади человека – это прошлое, а впереди – будущее. Есть множество людей, которые почти вплотную приблизились к краю окружности, которая находится перед ними и немало таких, которые от центра круга сознания сдвинуты к задней части окружности. Тогда мы можем сказать, что есть множество людей в сознании которых нет будущего, но зато багаж прошлого занимает большую часть их сознания. И, наоборот, – немало тех, которые способны далеко заглядывать в возможное будущее, но не могут достаточно успешно пользоваться опытом прошлого.

На уровне ума, как первые, так и вторые способны планировать свое будущее в одинаковой степени, но делать выводы для будущего из своих действий, которые они совершают в настоящем, первые люди или совсем не могут, или же делают это после многочисленных проб и ошибок. Вторые же, напротив, не придают особого значения событиям в прошлом, но зато хорошо осознают предполагаемое будущее, вытекающее из поступков, совершаемых в настоящем времени. Об этом же можно сказать, что первые не способны осознавать достаточно ясно следствия своих поступков, совершаемых в настоящее время, а вторые, могут даже утрировать оценку результатов будущих событий, вытекающих из их сегодняшних действий – совсем как «Глупый Ганс» и «Умная Эльза». Но, если мы будем внимательны к реакциям как первым, так и ко вторым, то увидим, что они не знают об этих своих особенностях первые не могут осознать последствия своих действий и идут на поводу у своих сиюминутных эмоциях, влечениях и импульсах. Их осознание не распространяется в будущее, и это в первую очередь проявляется в повседневных мелочах, они как бы не помнят «фантомов», которые находятся в будущем, по крайней мере, они должны находиться там. Здесь следует сделать пояснения. Предположим, семья пообедала, и кто-то должен убрать со стола и помыть посуду, но ничего не произошло, грязная посуда осталась на столе или в раковине мойки на много часов, потому что мужчина в семье считает, что это должна сделать его жена, а жена отвлеклась на другие дела и «забыла» о том, что процесс, связанный с обедом, не закончен. Он будет закончен тогда, когда чистая посуда будет стоять на своем месте. Здесь речь не идет о том, кто должен мыть посуду, мы хотим понять, что здесь произошло и почему. У людей, в поле сознания которых есть будущее, любая предстоящая деятельность в виде фантомов располагается на диаметре этого круга, который в нашем случае обозначает время, текущее из будущего в прошлое. Эти фантомы могут располагаться в потоке времени, как совершенно сознательно, так и неосознанно, создавая у человека состояние ожидания, которое может и не осознаваться им. Но, когда время приближает этот фантом к человеку, он вспоминает необходимость какого-то действия и реализует его. В этом потоке времени могут располагаться фантомы, порожденные прошлым опытом, или своим собственным или же полученным из других источников. И такой перенос опыта, происходящий часто совершенно неосознанно, позволяет человеку предвидеть возможные следствия поступков, совершаемых в настоящее время. И в этом же потоке времени, идущем в настоящее из будущего, располагаются наши всевозможные планы и ожидания. Но как будет выглядеть деятельность человека, который находится не в центре круга сознания, а сдвинут по диаметру времени, идущему из будущего в прошлое, вперед и почти соприкасается с окружностью. У такого человека практически нет будущего, в потоке которого мог бы располагаться опыт своего прошлого или полученный из других источников. Разумеется, такой человек ничего не будет знать об этих своих особенностях, потому что ему не с чем их сравнить, так же как дальтоник не знает о различиях между зеленым и красным цветом и свое видение мира считает вполне естественным, так же и люди неспособные воспринимать будущее в потоке времени, считают свое осознание мира и свое взаимоотношение с ним, вполне естественным. Этих людей мы осознаем как нелогичных, полных неопределенности, внушаемых, так как, не имея своего будущего, они довольствуются тем, которое предлагается другими людьми. Среди них есть хозяйки-неряхи и мужчины-альфонсы, нежелающие вести домашнее хозяйство, и все свое свободное время посвящающие получению удовольствий, например, сидя у телевизора или с друзьями за кружкой пива. Обычно, они идут наповоду своих эмоций и желаний, предпочитая заниматься ничегонеделанием. Такие люди при знакомстве с ними, могут быть привлекательными, и в то же время поверхностными, и ни к чему не обязывающими, так как содержательными могут быть только те, которые в своем поле сознания имеют будущее.

Люди, в поле сознания которых нет будущего, или же будущее, которое они имеют, очень недалекое, могут иметь эти психологические особенности как врожденными, так и приобретенными, которые лишают человека не только будущего, но и прошлого. Это происходит тогда, когда человека лишают, связи с его старшим поколением, потому что преемственность поколений – это не только единство с историей своего рода, и своей нации, но и основа для формирования человеческой личности. О важности такого единства свидетельствуют опыты, проводимые итальянским эмбриологом Петруччо, который попытался в «пробирке» вырастить гомункулуса (маленького человечка), но получил только клеточную аморфную массу. В этом примере наглядно показано, что отделение от материнского организма не может привести к формированию человеческого эмбриона. Точно так же отделение от материнского организма своего народа ведет к хаосу сознания человека и невозможности формирования целостной личности.

Итак, существуют пределы возможного, переступив через которые, прежние определенности разрушаются, превращаясь в хаос, из которого может сформироваться новая определенность. Эта, новая определенность может быть более низкая по своей структуре или более высокая, в зависимости от того, в какую сторону был сделан переход за пределы возможного.

Интересно то, что в действительности, никто не может выйти за пределы возможного   для него, по собственной воле, потому что, во-первых, мы хотим только то, что созвучно нам самим, и мы способны воспринимать только то, что уже есть в нас, даже если это находится в нас в виде еще не раскрытых возможностей.  Во-вторых, вибрации не созвучные нашим, будут действовать на нас разрушительно, о чем мы здесь уже говорили. В-третьих, то, что находится за пределами возможностей нашего восприятия – для нас не существует, отсюда у нас не появится даже побуждения познания несуществующего. И, в-четвертых, человек никогда сам по собственной воле не будет стремиться за пределы возможного для себя, но зато это невозможное может само придти в соприкосновение с ним и стать для него разрушительным фактором. Таким образом, стремление к познанию запредельной реальности может возникнуть только тогда, когда мы соприкоснемся с этой реальностью, а соприкоснуться с ней мы можем только тогда, когда она уже существует в нас самих, хотя бы в состоянии нераскрытой возможности. И есть еще одна интересная особенность человека – в нем существуют возможности первого, второго и так далее порядков. И каждый следующий порядок возможностей может раскрыться только после того, как раскрылись возможности предыдущего порядка.

Человек удивительное существо, потому что содержит в себе возможности всей Вселенной. Но эти возможности должны раскрываться последовательно и ничто не должно нарушать этой последовательности. В человеке эта последовательность возможностей представляет собой бесконечный спектр реальности, который можно представить как бесконечный ряд ступеней, лестницы, восходящей к беспредельному Божественному. Из всех существ, обитающих в низшей сфере миров, только человек несет в себе беспредельные возможности эволюции. Все остальные существа и сущности ограничены в своей эволюции какой-либо одной частью спектра реальности, за пределы которой выход для них невозможен. Здесь хочется еще раз подчеркнуть, что бесконечная лестница эволюции сознания и всего человеческого существа, находится в нем самом, и её нет за его пределами. Поэтому любые внешние пути, любые религии, игнорирующие внутренний путь, ведут в никуда.

Теперь нам понятно, почему низшая природа не хочет меняться и, несмотря на всю свою разумную изощренность, она не может быть другой, потому что не содержит в себе бесконечного спектра возможностей. И в этом она сравнима с инструментом, предназначенным для выполнения определенного вида работы. 

Поднимаясь по ступеням лестницы эволюции сознания, которая начинается в нашем сердце, человек проходит через грани покоя, который ясно осознается, если он утвердился на очередной ступени сознания. Когда приходит такое осознание, то человек должен сверять с ним любые свои действия и взаимоотношения с окружающей его реальностью. Ничто не должно нарушать этого покоя. Это совсем не означает, что человек не должен делать быстрых движений, не говорить громко, и вообще не делать что бы то ни было чрезмерно. Состояние покоя – для него служит своеобразным маяком, с которым он сверяет любые свои состояния и любую активность. И это делает до тех пор, пока все его существо не станет созвучным этому состоянию.

На этом пути настройки всего своего существа с состоянием покоя, которое человек осознает не только в своем сердце, но и над головой, и в промежутке между этими двумя полюсами, он постоянно осознает настойчивые атаки низшей природы, которая стремится, во что бы то ни стало разрушить этот покой. И это она делает самыми разнообразными способами, используя не только низшие части человеческого существа, но и окружающих его людей. И если человеку удается сохранить во всех этих случаях состояния равновесия, если не вытесняется в подсознание какая-либо не реализованная реакция, чтобы потом исподволь разрушать его состояния равновесия, то начинают постепенно трансформироваться последовательно все части его существа в соответствии с этим состоянием покоя.

А теперь рассмотрим состояние, которое порождает в человеке чувство долга, имеющее не только внешний фасад, но и внутреннее содержание. Само по себе чувство долга – это одно из проявлений Психического существа, изначально направленное на гармонизацию высокого внутреннего состояния человека при внутренней работе и при взаимодействии с внешним миром.

Человек, идущий духовным путем, осознает чувство долга, как необходимость сохранять внутреннее равновесие. Это осознание воспринимается им как намерение следовать определенному направлению, при этом человек постоянно находится в состоянии пробужденной бдительности, не позволяя ничему нарушать его внутреннее равновесие. Во внешнем мире человек,  опирающийся на внутреннее чувство долга, всегда полон внутреннего достоинства, которое не имеет ничего общего с гордыней, и максимально гармоничен при взаимодействии с окружающей его реальностью. Причем, эта гармония соответствует не общепринятым среди людей неписанным правилам, но отвечает внутреннему состоянию устремления человека к Божественной истине.

Чувство долга во внешнем мире – это ответственность за свои слова, поступки, обещания, и даже ожидания и надежды других людей. Это безусловная честность и надежность в отношениях, и ответственность за будущее своих детей, своей семьи и своего народа. Чувство долга – это осознанное поддержание единства с реальностью этого мира и единства с Божественным. И это единство для одних людей, в зависимости от их мировоззрения может быть на самом низком уровне спектра реальности, а для других – на самом высоком. Особенностью этого единства является то, что в зависимости от уровня сознания человека, он будет и во внешнем мире созвучен определенным частям спектра реальности, и будет проявлять активность, часто совершенно неосознанно, которая может низводить или поднимать сознание других людей до своего уровня.

Каково мировоззрение человека, такова и оценка им реальности этого мира и, соответственно, таково и отношение его ко всему, что окружает его. Отсюда важность воспитания мировоззрения у человека, которое в действительности продолжается всю человеческую жизнь.

Каждый человек внутри себя имеет свою индивидуальную вселенную, центр которой определяет и видение мира, и взаимодействие с этим миром. В этом центре может находиться человеческое эго, и тогда человек внутренне уверен, что весь мир должен вращаться вокруг него, ублажать его, потакать ему во всего его желаниях и стремлениях, в противном случае этот мир будет плохой и с ним надо бороться, чтобы он знал, свое место, или же уходить от него в глухую тамасичную защиту ничегонеделания. В этом центре может находиться сын или дочь, и тогда родитель будет обслуживать его, или прислуживать ему, воспитывая в нем крайнего эгоиста. И в этом центре может быть что-либо высокое, например, служение своему народу, стремление к Божественной истине.

Очень важно, чтобы то, что находится в центре внутренней вселенной, не фиксировалось в настоящем времени, а в будущем, без чего невозможна направленная активность. Например, родитель должен помещать в центр своей внутренней вселенной свое дитя не таким, какой он есть в настоящем времени, а таким, каким он хочет видеть его в будущем. И тогда действия родителя получат определенную направленность, необходимую для формирования настоящего человека. То же самое можно сказать о человеке, который помещает в центре своей внутренней вселенной самого себя, то этот «я» должен быть не тем, которым он является в настоящем времени, а тем, каким он хотел бы видеть себя в будущем. Здесь не имеется в виду социальное положение, но совершенство своей собственной личности, и тогда образ будущего будет своеобразным эталоном, по которому будет сверяться вся человеческая жизнь. В тех случаях, когда человек посвящает всю свою жизнь служению своему народу, то он должен держать в своем сознании образ того будущего, которое он хочет для своего народа или для своего государства и на своем, пусть даже незначительном, социальном месте должен сверять свою активность с этим образом будущего.

Во всех этих случаях между настоящим и будущим протягивается своеобразная нить или луч воли, который в зависимости от цели может быть в большей или в меньшей мере насыщенным эмоционально. В тех случаях, когда эта цель чисто материальна, то в луче воли будет в значительной мере преобладать эмоциональная составляющая, если же цель высокая и в ней притязания эго или совсем не присутствуют или же присутствуют, но в минимальной степени, то луч воли не будет окрашен какими бы то ни было эмоциями. Такое состояние устремленности осознается человеком как внутренняя собранность и способность к различению, как знание того, что может быть позволено на пути к достижению цели, и что является препятствием на этом пути.

Здесь следует сказать о ближайших интересах и предпочтениях человека, устремленного в будущее. Эти интересы и предпочтения можно рассматривать как ближайшие планеты, вращающиеся вокруг центра внутренней вселенной. В действительности, они не только вращаются по своим орбитам, но и активно влияют на центр внутренней вселенной, и при каждой возможности норовят занять центральное место. И когда это случается, тогда человек на какое-то время забывает о цели своей жизни и следует путями второстепенных интересов.

Все объекты внутренней вселенной, к которым следует отнести не только ценности материальных предметов, но и различного рода идеи, качества, правила и др. Реально во внутренней вселенной самих материальных объектов не существует, но есть их фантомы, которые человек может осознать как воспоминания, образы, чувства и т. п. виртуальные  копии реальности внешнего мира. И весь этот виртуальный мир тесно взаимосвязан и все вместе они влияют на центр внутренней вселенной, а он в свою очередь влияет на периферию. И, конечно же, эти взаимные влияния оставляют свои следы, как на центральном объекте, так и на периферии внутренней вселенной.

Для человека очень важно смысловое значение ценностей всех объектов внутренней вселенной, которое он заимствует при общении с внешним миром. Важно потому, что оно определяет его отношение к реальным объектам внешнего мира. Дело в том, что человек осознает внешний мир во всей его сложности и изменчивости только тогда, когда этот мир отразится в его внутренней вселенной. И любые взаимоотношения с окружающей человека реальностью становятся возможными только тогда, когда они вначале произойдут во внутренней вселенной. Другими словами, человек встречается с внешним миром внутри себя, там моделирует свои отношения с реальностью этого мира и свои действия в нем, и только тогда эти действия становятся для него возможными во внешнем мире. Для примера возьмем случай, в котором человек находится в гипнотическом состоянии, и ему сделано внушение, что он не может встать со стула, а потом ему предлагается сделать это. И в этом случае можно наблюдать его тщетные попытки подняться со стула, в которых отсутствует необходимая координация движений. Он не может встать со стула, потому что внутри него не создана необходимая для этого программа. Можно сказать, что он не встал со стула внутри себя, поэтому не может это сделать и во внешней реальности. Когда мы говорим об истерических слепоте, глухоте, параличах, то эти симптомы возникают только потому, что во внутренней вселенной человека не возникают необходимые контакты и взаимодействия, что и приводит к определенным внешним реакциям.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что каков человек снаружи, таков он и внутри, потому что любые действия человека во внешнем мире – это только отражение внутренних состояний и действий. Но на самом деле всё может быть не так, потому что внутренняя вселенная человека имеет свой спектр и каждый человек живет преимущественно в характерной для него части спектра, хотя в зависимости от обстоятельств может вполне осознанно использовать и другие его части, и это является почвой, на которой может произрастать намеренная ложь.

И, наконец, еще один вопрос, возможно, наиболее важный из всех, которые мы здесь рассматривали, касающийся процессов формирования реальности внутренней вселенной и внешнего мира. Чтобы человек что-либо создавал или открывал, изобретал – необходимо внутреннее побуждение к определенному виду деятельности. Это внутреннее побуждение всегда имеет в своей основе определенное состояние. Человек может творить или что-либо создавать, быть удовлетворенным немногим или же стремиться к бесконечному обогащению, совершать насилие и разрушать только тогда, когда есть соответствующее внутреннее побуждение. Можно сказать, что человек чаще всего действует в силу необходимости сохранения своей жизни. Но и такого рода активность является следствием определенного внутреннего состояния, которое мы называем стремлением жить или жаждой жизни. Например, человек может встретить угрозу жизни, покорно опустив голову, может в панике бежать, куда глаза глядят, и может сражаться за свою жизнь, но все это зависит не от его выбора, а от его внутреннего состояния. В состоянии вдохновения он может создавать прекрасные стихи, музыку, картины и многое другое, в то же время, когда нет вдохновения,  он не может ничего. Одни и те же внешние причины могут одного человека приводить в состояние радости – «…пусть сильнее грянет буря…», а другого – в состоянии страха. Другими словами, в этих случаях определяющими являются не внешние причины, а внутренние предшествующие состояния. И если мы внимательно присмотримся и к себе, и к тому, что происходит вокруг нас, то опять-таки увидим, что любой внешней реакции предшествует определенное внутреннее состояние. И это касается не только отдельных людей, но и целых народов. примером этому может быть работа Чижевского Александра Леонидовича – «Земное эхо солнечных бурь», в которой он показывает значение активности Солнца в социальных и, следовательно, психологических движениях человечества. То есть,  не какие-то видимые внешние причины, а определенные состояния движут людьми. Современная генетика утверждает, что во многих случаях, не внешние условия определяют интересы человека и его выбор поведения, а врожденные предрасположенности, которые и обусловливают его склонности и предпочтения. Древние Майя утверждали, что рождаемостью детей у народов Земли так же определяет Солнце. Другими словами, во внешней реальности должны появиться определенной частоты вибрации, которые вызовут соответственно адекватные им внутренние состояния, и уже как следствия этого возникает направленная человеческая деятельность.

О том, что события, происходящие на материальном плане, не являются первичными, свидетельствует и анализ возникновения и эволюции жизни на Земле. Мертвая природа не способна породить жизнь, а возникшая жизнь не может эволюционировать под влиянием только внешних материальных условий. Теория Ч. Дарвина о «происхождении видов путем естественного отбора» в настоящее время большинством биологом оспаривается, так как не объясняет многие факты эволюции жизни на Земле.

Причины всего происходящего на Земле становится более понятными, если мы согласимся, что первичным в любых процессах жизни является дух, различные части спектра которого, от самой низкой своей части и до самой высокой проявляют себя по разному среди различных форм жизни, и среди различных народов, рас и цивилизаций. Одно из качеств духа – его способность воздействовать на людей и на материальные объекты, заставляя их быть созвучными ему. Причем, люди могут и не осознавать истинных причин изменений своего мировоззрения с его отношением к ценностям этого мира, своих реакций и предпочтений.

Можно быть уверенными в том, что в основе мировоззрении каждого человека, к какому бы народу он ни принадлежал, лежит какая-либо часть спектра проявленного Духа. Это позволяет нам говорить о национальных характерах или психологических особенностях народов Земли, которые созвучны различным частям спектра Духа. Отсюда и мировоззрение отдельных людей, принадлежащих этим народам, так же будет иметь свои особенности.