Фраза: «быть на стороне добра» на первый взгляд кажется странной человеку, идущему внутренним путём, так как у Бога нет добра и зла, но есть только средства, которые он использует в своей бесконечной работе, устремлённой к совершенству.
На каждом плане сознания существует своя позиция отношений к реальности мира. Эту позицию можно назвать одним из законов, обязательных для каждого плана сознания, сохраняющих их целостность, и принципы их существования. Это важно для Божественного намерения, так как планы сознания подобны ступеням лестницы, по которой намерение Божественного устремлёно к бесконечному совершенству. Каждый план сознания имеет свою октаву вибраций, и восхождение искателя на более высокий план сознания реальности Мироздания, становится возможным только тогда, когда он, искатель, устремлён к совершенству и опирается не на низкие вибрации плана сознания, который преобладает в человеке, а на высокие вибрации этого плана сознания.
На каждом плане сознания есть низкие его части, которые воспринимаются человеком, как зло, и есть высокие части, воспринимаемые человеком, как добро. Например, в нижней части вибраций общечеловеческого плана сознания преобладает идея выгоды, а на более высоком уровне этого же плана сознания, наиболее проявлена идея справедливости. И тогда справедливость по отношению к выгоде выглядит как добро. Действительно, позади идеи выгоды может быть что угодно – и насилие, и ложь, и любые извращения, а позади справедливости ничего, кроме справедливости не может быть. И, конечно же, очень важно, какой позиции в этом случае придерживается человек. Выгода всегда только для себя, а справедливость – для всех. Для себя – это не только для отдельного человека, но и какой-то социальной системы, народа, государства и т. п. И при выгоде всегда есть страдающая, обделённая, обманутая сторона, терпящая ущерб и несправедливость. Например, США используют для своих нужд 40% общемирового ВВП – для них это выгодно, так как это делает их богаче тех стран, с которых она собирает такую дань. Но это несправедливо по отношению к зависимым странам. В свою очередь в этих зависимых странах есть свои миллиардеры, которые присваивают львиную долю богатств своих стран, и, в конечном счёте, двойное ограбление народа этих стран так же является вопиющей несправедливостью. Но тогда, чтобы отличать добро от зла и справедливость от несправедливости, необходимо иметь достаточно знаний и быть не предвзятым в понимании реальности.
Рассмотрим ещё один пример: представим себе, что человеческий организм – это государство, органы – это специализированные части государства, например – сельское хозяйство, промышленность, скотоводство, рыболовецкая промышленность и т.д., а люди – это отдельные клетки – всё в нём имеет своё предназначение, и во всём имеются свои противоположности. Мышечная система состоит из сгибателей и разгибателей, без чего невозможен был бы процесс целенаправленного движения, при обменных процессах постоянно происходят процессы распада и синтеза – белки пищи распадаются на аминокислоты, из которых синтезируются белки тканей организма. Клетки тела получают необходимую для себя пищу и выполняют нужную работу для всего организма, обеспечивая жизнеспособность всего человеческого существа. В теле есть армия, защищающая его от нашествия всевозможных врагов – это иммунная система, и фагоциты убивают врагов, поглощая их, иногда ценою своей жизни. В нём есть надёжные очистительные системы. А когда ситуация с врагами выходит за пределы привычных проблем, объявляется военное положение и организм объявляет тревогу – поднимает температуру, при которой иммунитет более эффективен. Ни одна клетка организма не живёт ради собственного блага, но все триллионы клеток, все органы и системы человеческого тела работают на благо всего организма. Даже головной мозг и периферическая нервная система берут для себя только те вещества, и только то их количество, которые необходимы для их жизни. Можно сказать, что в здоровом организме все процессы соответствуют идее справедливости, что соответствует идее добра. Но однажды организм заболел странной болезнью – в нём появился паразит, который живёт только для себя и делает он это за счёт всего организма и при этом сам, индивидуально, ничего не производит. Мы говорим: у человека злокачественная опухоль, которая может дать множество метастазов, каждый и из них будет жить только для себя, за счёт ресурсов всего организма. И эта жертва, которую приносит паразитам организм, однажды может стать для него непосильной и человек, которого в этом примере мы сравнили с государством, погибнет. Можно сказать, что в организме все его внутренние процессы подобны тем, которые существуют при идеальном социализме – каждая клетка трудится на общее благо, и даже высший орган управления – центральная нервная система – кремль, трудится ради «общенародного» благополучия. И человек здоров, деятелен, полон сил и творческих замыслов. Но, однажды в «холодной войне» победил враг и у человека появился рак, потому что кто-то не стал на сторону добра…
Можно привести пример с муравейником заражённым ламехузой, когда наркотик для муравьёв, выделяемый этим паразитом, приводит к полной деградации и гибели муравейника. В человеческом обществе подобием наркотику, выделяемому ламехузой, является речевой наркотик, который используется для манипуляции сознанием людей с целью управления ими. При этом люди не обязательно должны знать, что ими манипулируют. В современном мире появилось много новых средств, которые используются для манипуляции сознанием людей, например, террористические акты могут быть намеренно использованы для отвлечения внимания народа от чего-то важного. Их можно использовать для создания атмосферы опасности, которая заставляет людей объединяться вокруг своего лидера. Устроив в своей стране теракт, можно спровоцировать войну или карательную операцию, направленную против какого-то государства, или какого-либо народа в своей стране.
Из всех этих примеров видно, что добро всегда субъективно. Для ламехузы является добром её паразитический образ жизни, а для муравьёв их наркомания, а в результате – муравейник гибнет. Для хищника – возможность убить свою жертву, чтобы утолить свой голод – это добро, а вот для жертвы – действия хищника – это зло. Для сверхбогатого человека распределение богатств, с выгодой для себя – это добро, а для человека, который трудился, чтобы эти богатства добыть или создать, такое несправедливое распределение – это зло. Можно сказать, что каждое живое существо стремиться правдами или неправдами сделать для себя добро, что может быть для другого злом.
Должен быть некий абсолютный эталон добра, которому мог бы следовать человек, идущий внутренним путём. Этим эталоном могло бы быть для человека намерение Бога, устремлённого к бесконечному совершенству, но у Бога на каждом плане сознания свои проявления добра и зла. Можно даже сказать, что в, практически, бесконечном спектре планов сознания, не только низшей сферы миров, но и в сфере супраментальных миров, каждый план сознания имеет своё добро и своё зло. И совсем не обязательно, на всех планах сознания зло выглядит, как действительное зло. На каких-то высоких планах оно проявляет себя как недостаточное совершенство, незавершённость какого-то положительного процесса, неведение на путях познания и др.
Мать, соратница Шри Ауробиндо, говорила, что мы, люди, живём в сумеречных мирах. И мы, живущие в этих планах реальности, осознаём, что в них проявляют себя как низкие, разрушительные тенденции, к которым следует отнести идею выгоды, ложь, насилие, несправедливость, корысть и др.
Всё в Мироздании опирается на одни и те же принципы – каждый план сознания имеет свою октаву спектра сознания, в «звукоряде» которой есть как низкие, так и высокие вибрации (уровни) сознания. Некоторые проявления низшей части октавы мы уже назвали, а в верхней части спектра нашего «сумеречного мира» проявлены справедливость, сострадание, стремление к поиску истинного смысла жизни. Здесь говорится – к поиску истинного смысла жизни, так как всё имеет своё предназначение, и каждый человек в этом предназначении занимает своё место, и каждый в какой-то степени стремится к совершенству. Культуристы стремятся к совершенству своего тела, богатые к увеличению богатства, а жаждущие власти, стремятся к её безграничности и т. п. Все стремления человека, в Мироздании, в конечном счёте, не имеют своего предела, так как приходят из беспредельности, и ограничиваются только в проявленном мире, так как всё в нём имеет своё начало и свой конец.
Итак, люди, стремящиеся познать в себе Бога, но живущие в ограничениях проявленного мира, в своих стремлениях должны соответствовать высшим проявлениям своего плана сознания. Человек находится на стороне добра, если он во всех своих стремлениях, чувствах и делах соответствует идеям справедливости, и нет у него никаких соблазнов с выбором каких-то иных путей. Если есть выбор или даже незначительные сомнения или соблазн, то человек ещё окончательно не определился. Важна завершённость, когда нет выбора и нет другого пути. И важна полнота, когда вся человеческая жизнь посвящена реализации «добра». Важна устойчивость, осознанная волевая терпеливость, полное отвержение позиции, привязывающей человека к значимостям проявленного мира, и должна быть вера в правильность своих стремлений. Необходима бдительность и трезвый ум, отличающий всё, что может отвлекать человека от позиции добра, которая должна включать в себя все стороны человеческой жизни.
На первый взгляд всё это кажется почти невозможным, так как требует от человека изменений отношения ко всем значимостям проявленного мира, которые объединяют всех людей в человеческую цивилизацию. Но в действительности изменение направления намерения жизни, если оно происходит осознанно и постепенно, не порождает особых проблем. Тем более, что человек, меняющий свою позицию отношений к значимостям проявленного мира, не пытается демонстрировать среди других людей свои идеи.
В своих стремлениях сформировать в себе позицию добра, человек должен быть решительным и бескомпромиссным. Он должен знать, что является сознательным сотрудником Бога в его бесконечной работе, но это не должно вызывать в нём чувства своей исключительности. Всё в мироздании является средствами, используемыми Богом в его работе, независимо от уровня их сознания.
Быть на стороне добра – это значит, быть устремлённым в сторону совершенства своего сознания. И любая работа духовного искателя, связанная с исследованием внутренних состояний возможна только в тех случаях, когда человек, осознающий эти состояния, находится над ними, на стороне добра. Таким образом, быть на стороне добра – это не только быть на стороне справедливости, но и исследовать в себе любые внутренние состояния.