Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ ВЫБОР

--

Когда мы говорим о морали, будет ли она религиозная или же социальная, то основную ответственность за отступления от норм морали мы возлагаем на человека, нарушившего эту мораль.  Всевозможные законы, правила, догмы, обычаи помещают людей в узкие коридоры, по которым он должен или вынужден двигаться в течение всей своей жизни. За пределами этих ограничений каждого человека ожидает возможное наказание или возможное удовлетворение своих влечений или своих стремлений.

Всевозможные законы, правила, догмы и обычаи обеспечивают существование социального коллективного человеческого организма, состоящего из многих человеческих индивидуальностей, стоящих на многих ступенях социальной иерархии. Можно подумать, что пределы всех этих ограничений получены путём усреднения допустимого для всей человеческой социальной иерархии. Возможно, это действительно так, но 1% сверхбогатых россиян владеют 71% богатств страны, а 10%  – почти 90% всех богатств страны. Поэтому усреднённое благополучие – это среднее количество мяса, приготовленного для пирожков из одной кобылки и одного рябчика. Например, зарплата одного из руководителей экономического блока правительства – 150 млн. рублей в месяц и зарплата учителя в Алтайском крае – 8000 рублей в месяц и тогда можно говорить что средняя зарплата граждан России равна 75004000 рублей. Но, конечно же, средние зарплаты граждан России определяются, исключая крайности.

И, конечно же, ассортимент потребностей и возможности их реализации у людей, занимающих различное социальное положение, так же не одинаков. Отсюда, моральные ограничения, определяемые социальными правилами, для разных категорий людей – не одинаковы. И то, что возможно и допустимо для человека, занимающего высокое социальное положение, может быть совершенно недопустимым и невозможным для человека, находящегося внизу социальной пирамиды. Но это всё прелюдия к пониманию мотивов, определяющих выбор человека, который ему приходится делать на каждом шагу в течение всей своей жизни.

Нам интересно знать, что побуждает человека делать выбор, когда у него возникают соответствующие обстоятельства? Есть внутренние и внешние причины выбора. Внутренние причины в первую очередь зависят от структуры личности человека, которая у богатого и бедного человека, того, кто имеет власть и того, кто её не имеет, может очень сильно отличаться одна от другой. Внутренняя структура личности человека в своём фундаменте имеет генетическую основу, на которой всевозможные внешние обстоятельства, начиная от зачатия и до рождения, а затем, в течение всей жизни от рождения и до смерти формируется психологическая индивидуальность человека. Следовательно, каждый человек имеет свою внутреннюю психологическую форму, которая соответствует  его образу жизни. Но мы знаем, что различные состояния, которые находятся в основе человеческой личности – это проявления вибраций различных планов сознания, степень влияния которых на сознание человека у различных людей не одинаково. Можно сказать, что у каждого человека в каждый момент времени свой эмоциональный расклад, в котором какое-либо эмоциональное состояние преобладает. И в то же время мы помним, что каждое эмоциональное состояние имеет свою направленность и определяет не только интересы, желания и влечения человека, но и способы их реализации. А так как каждый  план сознания – это коллективный  разум всего сущего, обитающего на соответствующем плане, то можно сказать, что каждый человек по способу своего бытия на Земле, соответствует преимущественно какому-то плану сознания. Тогда всё население Земли, в зависимости от того, какие планы сознания в них преобладают, делятся по своим интересам, стремлениям и способам взаимодействия их с реальностью на определённые социальные группы. Более того, их осознание значимости самих себя  и оценка себя перед самими собой и позиция, с которой они воспринимают реальность мира и предназначение себя в нём, может быть совершенно несходной с мировоззрением других людей. Они словно существа с другой планеты, которые усвоили человеческую речь, правила взаимоотношений между людьми, но смысл их жизни и их мораль соответствуют тому плану сознания, который преобладает в них. Они имеют свои идеалы, которые стремятся реализовать в этом земном мире и соответствовать им всей своей жизнью. Они используют реальность этого Земного мира в соответствии с идеалами своего, преобладающего в них плана сознания, и их двойники, обитающие на соответствующем плане, являются посредниками и проводниками влияний сил этих планов. Поэтому, когда человек оказывается в положении, в котором он должен делать какой-то выбор, то почти всегда он будет предпочитать то направление деятельности и тот способ взаимодействия с реальностью, который соответствует доминирующему в нём плану сознания. Люди почти всегда следуют теми путями в этом мире и используют те способы взаимодействия с ним, которые полностью соответствуют его внутренней реальности. И убедить человека в чём-то, иногда бывает очень трудно, потому что у каждого человека своя правда и свои приоритеты, к которым он предрасположен от рождения.

Можно представить усреднённого многогранного человека, каждая грань которого соответствует какому-то плану сознания. Этот человек вмещает в себя все противоположности, все национальные приоритеты и дух каждой нации. И тогда эта великая многогранная и многонациональная индивидуальность будет полна внутренних противоречий, потому что каждая её грань стремится к большей значимости, чем она имеет. И если мы назовём этого интегрального человека Адамом, то потомство его, начиная с его сыновей, противостоящих друг другу, и всего многочисленного его наследия, заполнившего современный земной мир, будет только отражением внутренне непримиримого с самим собой Адама. И если внутри одного человека, состоящего из многих противоположностей, кажется, непримиримых друг с другом, невозможна гармония, то разделившись на миллиарды человеческих индивидуальностей, взаимодействующих друг с другом, люди однажды найдут в себе тот высочайший принцип, который внесёт в каждую противоречивую грань, возможно, незначительную поправку, снимающую остроту противоречий. И тогда обновлённый, гармоничный и совершенный Адам вернётся в предуготованный для него Рай, ведя за руку жену свою, которая была его верной соратницей на всём его великом земном пути.

Конечно, можно сказать, что наследственные предрасположенности во многом зависят от того, чем занимались люди в течение многих поколений, что оставило глубокий след в их генетических структурах, и привело к изменению духа всей нации. Но уже изначально одни народы были захвачены идеями выгоды, что породило в них стремление к богатству и власти. У других народов важными были идеалы справедливости. Одни стремились поуютнее устроится в этом земном мире и даже построить в нём для себя рай, другие же пустились в поиски смысла жизни. И все они хотят жить, но каждый по-своему. И всё это изначально не было случайным. Можно сказать, что на поверхности проявленного мира происходит множество событий, через которые Божественный проявляет всё разрушительное, а затем очищает от этого проявленного ту часть человечества, которая готова следовать путём, изначально уготованным для него Божественным. Мы уже прежде много раз говорили о том, что у Бога ничего не бывает лишним или случайным, и те из людей, которые являются носителями разрушительных идей, для которых чужды идеи справедливости, но близки их сердцу идеи выгоды и личного безразмерного благополучия – они необходимы как условия, в которых возможно восхождение сознания. Однажды Шри Ауробиндо сказал, что корни лотоса, погружённые в ил, питают его прекрасный раскрытый навстречу солнцу цветок. Поэтому люди, которые хотели бы иметь для своей внутренней работы другие, более благоприятные условия, должны согласиться с тем, что Бог уже создал на Земле те условия, которые максимально соответствуют внутренней работе духовных искателей. И это верно для каждого человека любого возраста, для которого Божественным созданы все условия, благоприятствующие его внутренней работе на пути, ведущем к бесконечному совершенству.

Из всего сказанного здесь можно сделать вывод: всё в человеческой судьбе предопределено задолго до его рождения. и то, что мы называем выбором, на путях нашей судьбы, было уже предопределено прежде. В действительности, выбор – это согласие человека, при котором он не отказывается от предложенных судьбой обстоятельств, или, напротив, отказывается следовать им, потому что судьбой эти обстоятельства были не предусмотрены.

 К этому следует добавить ещё несколько слов: если человек верит в своё предназначение, то судьба его будет предлагать ему только те обстоятельства, которые необходимы в его внутренней работе. Если же его вера относительна, то судьба его будет предлагать ему ещё многое другое, то, что необходимо для осознания этим человеком своего предназначения.