Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧЕЛОВЕК – ОДНОМЕРНОЕ СУЩЕСТВО

--

Человеческая индивидуальность состоит из двух основных частей – внутренней и внешней. Под внутренней частью человеческого существа понимается его сознание и его истинная часть, состоящая из центрального существа с его истинным физическим, истинным витальным и истинным ментальным частями, а так же Божественной души, которую Шри Ауробиндо назвал Психическим существом (или истинным «Я» человека). Внешняя часть человека состоит из его ума (ментала), витала и физического тела, которые являются инструментами человеческого эго, необходимыми при взаимодействии человека с проявленным миром.

Одним из важных отличий, внутренней истинной части от внешней инструментальной является то, что внутренняя истинная часть воспринимает многомерную реальность мира сразу во всех его измерениях, а внешняя, инструментальная, только в одном измерении. И позади внутренней истинной части человека стоит Божественная душа или истинное «Я», в то же время позади внешней инструментальной части находится человеческое эго.

Человек воспринимает реальность мира одновременно, как внутренней истинной, так и внешней инструментальной частями, но осознаёт только то, что воспринимается внешними органами чувств. Причиной этому является человеческое эго, которое отделило сознание человека от истинной его части, и удерживает его внимание, направленным во внешний проявленный мир с его значимостями. В связи с этим, человек воспринимает только то, что является необходимым его эго.

Если рассматривать внешний проявленный мир с его значимостями, как проявление низшей природы, то тогда эго является инструментом низшей природы, используя который она управляет человеком. Низшую природу иногда ассоциируют с сатаной или дьяволом, который постоянно соблазняет человека, чтобы удерживать его внимание привязанным к значимостям этого проявленного мира. Но у Бога не бывает всё так однозначно, как это кажется человеку.

Действительно, эго человека постоянно удерживает его внимание обращённым во внешний мир, оно как бы не позволяет ему осознавать что-то ещё, кроме внешней реальности с её значимостями. Но что это «что-то ещё»? – Человеческая уникальность. Нет на Земле двух людей, которые были бы по своей внутренней структуре сознания идентичны. Можно сказать, что каждый человек имеет свою индивидуальную психологическую форму, или его психологическое «я», противостоящее проявленному миру, который в этом случае можно назвать – «не я». Действительно, мы можем взаимодействовать только с тем, что нами не является. Но, известно, что человек взаимодействует с объектами, какими бы они не являлись, только через созвучие с ними. Но для человека это было бы очень трудно, так как созвучие с реальностью мира для человека в значительной степени затруднено, в связи с тем, что реальность мира трёхмерна, а восприятие этой реальности – одномерно, так как человек, исследуя эту реальность, последовательно, словно бусы на нитку, нанизывает элементы знаний. Одномерно не только восприятие, но и взаимодействие с реальностью, чем бы человек не занимался, его действия всегда будут одномерными, выстраиваясь в определённую линейную последовательность. Обратите внимание, человек всё делает в линейной последовательности, читает ли он какой-либо текст, пишет, или во время беседы располагает слова друг за другом, формируя из них смысловые цепочки.

Можно сказать, что человек ведёт себя в этом проявленном мире, как одномерное существо, хотя содержит в себе трёхмерные части и даже многомерные, что позволяет ему осознавать пространства, имеющие не одно измерение. Правда, когда женщина-толтек показала Карлосу Кастанеде сотворённую ею реальность, с людьми в ней, то она действовала как трёхмерное существо, и когда Хенаро – соратник Хуана Матуса – показывал возможности нагваля, то это так же было проявлением трёхмерного существа. К этому следует добавить слова Сатпрема, когда он говорил о супраментальном существе, для которого не будет ни расстояний, ни расставаний, то он также говорил о трёхмерном гностическом существе.

Известны и другие примеры, в которых возможности человека и реализация их проявляются более чем в одномерном варианте. Так, Авиценна имел фотографическую память и читал не построчно, а сразу воспринимал содержание целой страницы. То же самое мы можем сказать и о Шри Ауробиндо. Эти качества особенно ярко проявились у Густава Дорэ, который, только глянув на картину, в дальнейшем мог воспроизвести её в мельчайших деталях.

Выход за одномерные пределы восприятия наблюдается и в осознании смысловой глубины воспринятого, которая у различных людей может проявляться в различной степени. Например, идею свободы, при поверхностном одномерном понимании её, человек воспринимает, как свободу от чего-либо, или от кого-либо, свобода может пониматься и как вседозволенность. Но что интересно, так это то, что стремление к свободе невозможно насытить, что свидетельствует о том, что она имеет цель и смысл, другими словами, идея свободы изначально имеет своё предназначение в эволюции сознания. Сам процесс эволюции сознания можно сравнить с ходьбой по топкому болоту – чтобы сделать следующий шаг – надо высвободить ту ногу, которой мы этот шаг намереваемся сделать – и так в процессе всей «ходьбы» мы постоянно стремимся к свободе от того, что привязывает нас к значимостям этого проявленного мира. Но это стремление к свободе от того, что привязывает человека к этому миру, большинство людей осознают, как стремление к свободе от того, что их ограничивает или препятствует исполнению их желаний.

И тогда возникает вопрос: – что такое свобода?   – Свобода – это состояние созвучия человека с тем, к чему он стремится. Поэтому, любые стремления человека – это стремления к свободе, которые могут быть стремлениями к значимости, власти, богатству, выгоде, удовольствиям, безопасности, знаниям, к совершенству и др. Хотя изначально, стремления были заложены в человека, как стремления к совершенству, но нет одинаковых людей, и в каждом человеке стремления могут иметь своё направление. То же самое мы можем сказать о чувстве свободы, возникающем у людей при различных обстоятельствах, которые оцениваются ими не одинаково, в зависимости от их приоритетов. Поэтому, один человек будет вести себя как уж из «Песни о соколе» Горького, другой же, как сокол, или гордый буревестник над седым от пены морем.

Каждый человек рано или поздно подходит к нулевой точке выбора, за пределами которой его путь идёт вверх или вниз к вершинам или реальной пирамиды жизни, восходящую в беспредельность света или к её тени – пирамиде, вершина которой опускается вглубь инфернальных миров. И все высокие стремления человека, ради которых создан этот проявленный мир, имеют своих антиподов, прорастающих своими корнями в тёмные миры низшей природы.

Каждый человек находится в тех обстоятельствах, которые созвучны его относительной свободе. Относительной потому, что полной свободы, в которой человек будет полностью созвучен окружающим его обстоятельствам, не бывает. Поэтому, изначально данное каждому человеку стремление к совершенству, будет им использовано в зависимости от его предпочтений.

Люди не в одинаковой степени готовы реализовать всей своей жизнью высшее Божественное намерение. И так же, как отдельно взятый человек содержит в себе все планы сознания, с преимущественным проявлением одного из них, что определяет направление его стремлений, так и всё человечество является выразителем стремлений всех миров низшей сферы, в верхней части пирамиды которой находится та категория людей, которая отражает преимущественные стремления всего человечества, что определяет степень готовности следовать высочайшему Божественному предназначению.