ТАЙНЫ ПОНИМАНИЯ

 

Путь к знаниям лежит через иллюзии, которые многими слоями укрывают истину. Например, когда мы говорим правду о каком-то событии, то мы только даём информацию о том, что воспринимаем при помощи наших внешних органов чувств. Но человеческое восприятие всегда содержит в себе некоторые индивидуальные особенности воспринимающего, так как внутреннее отражение внешних событий строится из того материала, который имеется у человека не только приобретённого генетически, но и полученного в процессе индивидуального жизненного опыта. И, так как человек социальное существо, то на понимание событий, которые он воспринимает, в значительной степени влияют мнения других людей, которые, часто, преобладают над его собственным пониманием сути какого-либо события. Кроме того, люди склонны верить любой информации, если источником её являются авторитетные лица. И совсем не обязательно эти лица свой авторитет заработали своими делами, намного легче его получить рассуждениями о чём-либо, значимыми мнениями, обещаниями, которые соответствуют ожиданиям людей.

Люди часто желаемое принимают за действительное, другими словами, в их уме уже есть готовые шаблоны мнений о каких-то процессах или заключений о событиях, а так как желаемое всегда предпочтительнее имеющейся действительности, то это порождает у людей склонность доверять всевозможным обещаниям, созвучным их ожиданиям и надеждам.

В этом смысле всех людей можно разделить на практиков, которые предпочитают, преимущественно, конкретные формы, конкретные дела, и скептически относятся к оценкам каких-либо процессов, обещаниям, которые часто бывают проявлением популизма, и тем, которые склонны верить всевозможным мнениям социальных и политических авторитетов, их многократным обещаниям. Первая категория людей относится к преимущественно ментальным типам, а у второй категории людей – доверчивой, преобладает сердце, готовое не только доверять, но и прощать.

Понимание – это не только знание цели происходящего, но и обстоятельств, в которых эти процессы происходят, и побочные следствия, к которым эти процессы могут привести. Но причинно-следственная цепочка по своей сути не имеет своего начала, и не будет иметь конца и, поэтому, глубина понимания процессов – их причин и следствий, различными людьми воспринимается не одинаково.

Любые события, происходящие в причинно-следственной цепочке, даже если люди, во всём этом участвуют сознательно, всегда имеют скрытую цель, о которой участники этих событий могут и не догадываться. Например, люди, идущие духовным путём, не должны безразлично относиться ко всему, происходящему вокруг них, они должны участвовать в социальных процессах, осознанно выбирая то направление процессов, которое отвечает их внутренней позиции и их пониманию ситуации, в которой происходят эти социальные процессы.

Но всё это только незначительная часть динамики человеческой жизни на Земле. в действительности, человек живёт в трёхмерной многоплановой мозаике мира, в котором есть общепринятые определённости, как статические, так и динамические, без которых никакие человеческие взаимоотношения невозможны. Эти определённости можно представить в виде сложного каркаса системы человеческой цивилизации. К ним мы можем отнести определённости географические, политические, этнические, социальные, религиозные и др., и различные правила и законы, определяющие внутреннюю динамику этих определённостей. Кроме того, для каждого человека существуют свои локальные определённости с их статикой и динамикой – это своё жилище, семья, друзья, работа, ближайшие интересы, иерархия отношений с окружающей реальностью и отношение к самому себе. И, конечно же, к определённостям следует относить своё прошлое и прошлое своего народа и государства и ожидаемое будущее.

Все эти определённости системы человеческой цивилизации являются общепринятыми для всего человечества и являются опорой динамики взаимоотношений между людьми. И в то же время каждый человек окрашивает все значимости этих определённостей в свой индивидуальный «эмоциональный цвет», определяющий отношение к ним. И тогда одни и те же определённости, входящие в общую трёхмерную систему мира, для различных людей приобретают неодинаковое значение. И в этой системе мира каждый, осознающий её человек занимает определённое место, являясь её частью. В действительности, сложную мозаичную систему мира человек строит по своему подобию, поэтому отделить человека от системы человеческой цивилизации – невозможно.

Но общую мозаичную картину мира человек строит не только на основе своих индивидуальных особенностей, которые лишь незначительно влияют на структуру мозаичной системы мира. В основном человек создаёт эту систему, опираясь на информацию и мнения авторитетных для него источников, которые всегда соответствуют психологическим особенностям личности человека.

Для внутренне слабого по своей природе человека, авторитетом преимущественно будут сильные лидеры, даже если они несправедливы в своих отношениях к окружающим людям. Для такого рода слабых по природе людей «сила имеет право». Для сильного уравновешенного типа человека, авторитетными чаще всего бывают люди, действия которых направлены на установление справедливости. В искусстве и науке, за редким исключением, авторитетными являются общепринятые светила. Люди, в таких случаях, подобны личинкам ручейника, которые строят для себя чехлики из «подручного» материала. В мозаичной картине мира каждый человек имеет центральную часть, наиболее обжитую им. этой «обжитой» частью является не обязательно место, где этот человек живёт постоянно, но в ней находится круг его интересов, его работы и его единомышленников. Для сохранности интеллекта человека и целостности его внутренней вселенной, являющейся отражением внешней реальности мозаичной картины мира, необходимо сохранять достаточно высокую активность центральной части мозаичной картины мира, потому что она является опорой психологической индивидуальности человека. В тех случаях, когда активность этой центральной части начинает падать или же из неё выпадают какие-то важные части, то это может привести к нарастающему процессу разрушения мозаичной картины мира, и ориентации в нём. Действительно, человек может ориентироваться во внешнем мире только потому, что этот мир имеет свою отражённую копию внутри человека, со всеми её индивидуальными значимостями.

Важной особенностью трёхмерной мозаичной картины мира является её фон, определяемый основными намерениями человека. В связи с этим, одни люди смотрят на реальность мира с потребительских позиций, которые и определяют ценность всех значимостей этого мира. При этом реальность мозаичной системы мира, этот человек видит изнури, что создаёт у него иллюзию, что он является её центром. Другие же, идущие духовным путём, поднимаясь в спектре планов сознания на более высокие уровни, выходят за пределы трёхмерной мозаичной системы мира, что ведёт к тому, что они становятся недоступными всевозможным влияниям мира и его стремлениям удержать человека в пределах своих влияний. И тогда человек, идущий духовным путём, без сожаления жертвует значимостями этого проявленного мира, и полностью посвящает свою жизнь духовной работе. Это было главной причиной, почему Шри Ауробиндо не закончил книгу: «Жизнь Божественная».