Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СТРЕМЛЕНИЕ К ВНУТРЕННЕЙ ПОЛНОТЕ

--

У каждого человека своя внутренняя Вселенная. У одних она может быть беспредельной как вширь, так и вглубь её структуры. У других – ограничена проявленным миром, а у третьих пределы их вселенной ограничены пределами их материальных интересов. Вселенную каждого человека можно сравнить с домом, в котором он живёт. Один занимает в своём доме одну из его комнат и совершенно безразличен ко всем остальным помещениям своего внутреннего жилища. Практически, внутренняя вселенная такого человека состоит всего из одной комнаты, а вся остальная «бесконечность», принадлежащая ему, полностью для него безразлична. Другой не безразличен к своим внутренним владениям и периодически посещает близкие или далёкие места своей внутренней империи – здесь имеются в виду интересы человека. третий, только по необходимости наведывается в свою жилую комнату и всё своё время проводит на просторах своей внутренней необъятной вселенной. Это не означает, что такой человек постоянно «путешествует» по своей безбрежной вселенной, забывая, что уютная, маленькая, проявленная часть его безбрежности, обеспечивает его всем необходимым для выживания его тела в этом мире значимостей.

Мы однажды уже говорили о том, что человек воспринимает внешний мир, и своё взаимоотношение с ним только после того, как в нём будет сформирована картина окружающей его реальности и его взаимодействие с ней. И это касается не только восприятия и оценки того, что находится в окружении человека, но и той реальности, которая находится за пределами возможности восприятия, представление о которой у человека формируется на основании различной информации. Позади символов, из которых состоит информация, у человека возникают соответствующие им образы. Правда, это соответствие относительно, так как каждый человек имеет свой индивидуальный опыт жизни, материалом которого он в дальнейшем пользуется при взаимодействии с реальностью мира. Но отношения к значимостям этого проявленного мира у людей не могут быть абсолютно одинаковыми, даже если они получали свой индивидуальный опыт в сходных условиях, потому что сознание каждого человека созвучно преимущественно какой-то одной вселенной из многих, которые пересекаются в нём. И это связано, как с генетической предрасположенностью человека, унаследованной преимущественно от матери, так и от тех условий, в которых формируется его мировоззрение.

Те люди, жизнь которых замкнута в пределах обеспечения своего выживания, и у которых в безразличной для них беспредельности, есть своя «уютная комната», к которой они привыкли, и в которой предпочитают проводить всю свою жизнь, так как «она – эта комната» обеспечивает их выживание и благополучие в этом проявленном мире. Для этих людей предпочтительны конкретные определённости в окружающей их психологической и социальной реальности, потому что в их тесной внутренней вселенной мало места для перестановок и изменений. Склонные к устоявшимся догмам в связи с ограниченностью внутреннего пространства своей вселенной, они с трудом воспринимают то, что выходит за пределы их внутренней вселенной, считая, что всё это фантазии и манипуляции человеческим сознанием. Конечно, они отчасти правы в том, что любая политическая и социальная системы стремятся к тому, чтобы люди, входящие в эту систему, были послушными и управляемыми в интересах системы. Но каждый человек, если он перешагнул животный рубеж эволюции своего сознания, в какой-то степени имеет свободу воли и свободу выбора, что позволяет ему принимать или отвергать некоторые внешние влияния, которые могут сказаться на структуре его мировоззрения. И, когда мы читаем слова Иисуса Христа что «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его», то делая сознательный выбор, чего бы то ни было, мы, в действительности следуем тому предпочтению, которое предназначено нам нашей судьбой.

Человек, внутренняя вселенная которого беспредельна, осознаёт внешнюю беспредельность, как само собой разумеющееся. Интересы его или в виде фантазий или же следуя жажде знаний, могут уходить далеко за пределы необходимостей, которые управляют человеческой жизнью. Отсюда, влияние различных внешних обстоятельств, формирующих не только всевозможные мнения и интересы этого человека – не так для него фатальны, как для той категории людей внутренняя вселенная которых ограничена или его наследственными особенностями, или же неправильным воспитанием.

Люди, внутренняя вселенная которых ограничена значимостями проявленного мира, хотя в действительности она может быть как беспредельной, так и генетически ограниченной, что для них не имеет ни какого значения, так как вся их жизнь подчинена стяжательству материальных ценностей, стремлением к власти и удовольствиям. Это люди – выразители форм, имитирующие человеческие отношения, чувства и даже высокие идеи. Но, в действительности, они в какой-то период своей жизни, потеряли Божественную душу, вместо которой в них вселилась сущность одного из низших планов сознания, влияние которой однажды стало в них преобладающим. Для этих людей справедливость, совесть, сострадание – некая досадная абстракция, форму которой в каких-то пределах они вынуждены соблюдать. Это их однажды Сатпрем назвал людьми «из гипса» – он сравнил их с пустыми внутри гипсовыми скульптурами. Можно предположить, что Психическое существо оставило этих людей, в связи с тем, что они настойчиво отвергали все его влияния, и освободившее место занял «двойник», принадлежащий низшему плану сознания. Когда Шри Ауробиндо говорил, что «человек одновременно живёт во многих мирах» – он имел в виду «двойников» человека, каждый из которых имеет отношение к какому-то плану сознания, являясь его обитателем. В человеке они проявляют себя, как грани его личности, которые реализуют себя через определённые интересы, стремления и побуждения к каким-то действиям. Сущности более низких планов сознания, которых мы здесь называем «двойниками», подчинив себе сознание человека, стремятся вытеснить Психическое существо, так как его стремления противоположны по своей направленности и препятствуют намерениям сил низших планов сознания. И, в конце концов, в человеке побеждает та сила, которой он позволяет реализовать себя во внешнем проявленном мире. В тех же случаях, когда намерение духовного искателя позволяет ему открыться более высокому плану сознания, то это приводит к трансформации сознания человека в соответствии с тем планом сознания, которому человек открылся. При этом не происходит вытеснения Психического существа, так как его влияния и влияния более высоких планов сознания имеют одну и те же направленность. И есть ещё одно важное отличие влияния сил (или двойников) низших и высших планов сознания: Если рассматривать спектр планов сознания, то можно ясно увидеть, что чем ниже планы сознания, тем в большей степени они привязывают сознание человека к благу для самого себя. Отсюда, для них характерно стремление к выгоде, а не к справедливости, даже сострадание, непонятное для них, они превращают в форму, подчиняющуюся определённым правилам. Низшие планы сознания – это миры форм, в которых отсутствует свет Божественной души, свет любви и единства, вместо которых они предлагают разделённость и стремление к реализации низших животных инстинктов в их извращённой форме.

Есть ещё одно отличие намерения человека, обращённого к удовлетворению своих материальных стремлений, идей выгоды и реализации своих животных инстинктов. Стремление человека к реализаций влияний низшей природы, не требуют от него противостояния всевозможным желаниям, побуждаемым низшей природой. Напротив, её намерение точно тёмный поток захватывает человека и навязывает ему определённый тип взаимодействия с реальностью проявленного мира. При этом, человек противостоит миру и стремится использовать его в своих эгоистических нуждах. В тех же случаях, когда человек предпочитает восхождение сознания и освобождение от балласта привязанностей к ценностям низшей природы ему приходится делать постоянные усилия, чтобы идти против потока низшей природы, который стремится разрушить и увлечь за собой всё позитивное. Духовный искатель это воспринимает как одновременное существование не только восходящего потока намерения, но и одновременно нисходящего потока «антинамерения», который соблазняет человека свободой, в которой человек может бездумно отдаться, увлекающим его желаниям и нежеланиям, расслабиться, «отдохнуть» от постоянного напряжения собранности не только ради взаимодействия с необходимостями внешнего мира, но и постоянных усилий на путях восхождения. В действительности, не само восхождение требует от духовного искателя усилий, а преодоление сопротивления низшей природы в нём, которая не только стремится остаться неизменной, но и опуститься на ещё более низкий и для неё более устойчивый уровень.

Мы уже говорили о том, что каждый план сознания стремится удержать в своих пределах и в своей власти все формы жизни, обитающие в нём. А так как человек одновременно принадлежит многим планам сознания, преимущественно тем, которые связаны с его эволюционным восхождением от простейших одноклеточных организмов до человека разумного, то, очевидно, что многие планы сознания, которым принадлежит человек, относятся преимущественно к самым низшим частям спектра миров, с которыми у него остались связи со времён возникновения жизни на Земле. Все эти влияния духовный искатель должен на внутреннем пути не только осознать, но и подняться над ними и стать независимым от них.

И в этой работе для духовного искателя имеет большое значение осознание состояния покоя, которое становится всё более глубоким, по мере его восхождения  в спектре планов сознания. на самых низших уровнях этого спектра, состояние покоя воспринимается духовным искателем, как глубокий тамас, в котором человеку ничего не нужно делать, вспоминать о прошлом, общаться в настоящем или же думать о возможном будущем. В этом тамасе, человек словно опускается на илистое дно и погружается в него. Внутри него поднимается субстанция, противостоящая всякого рода активности, даже самой незначительной. Возможно, это проявления первичных форм жизни, для которых сама среда обитания была одновременно и средством жизни, но в дальнейшем, по мере усложнения живых организмов и, соответственно, усложнения внешней среды, появилась необходимость постоянных усилий, направленных на выживание не только индивидуального организма, но и соответствующего вида.  В настоящее время, человек должен делать постоянные внутренние усилия не только для сохранения своей жизни, но и для восхождения своего сознания. Животный этап развития на современном человеке завершился, и человек врастает в новое состояние, характерное для гностического существа, домом для которого будет всё Мироздание, а подножием Земля.

Каждый человек, вставший на внутренний путь, должен знать, что это произошло потому, что пришло его время и он, повинуясь внутреннему зову, должен полностью посвятить всю свою жизнь этому новому этапу эволюции сознания. И он должен знать, что наибольшие трудности выпадают на долю тех, которые идут в авангарде бесконечного человеческого потока, устремлённого в будущее. Опыт тех, которые протаптывают тропу человеческого предназначения, будет готовить к пробуждению многих, судьбою предназначенных для этого великого пути Божественного восхождения. И ничто не может остановить восхождение пробуждающегося человечества.