Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СПИРАЛЬ ВОСХОЖДЕНИЯ

--

У Бога нет ничего, что не являлось бы необходимым. И когда мы говорим о двух противоположностях реальности мироздания – знаниях и неведении, то они так же являются необходимостями. Знания не являются информацией, которая является только символами, описывающими какие угодно знания. Знания человек получает при восприятии  реальности этого мира и процессов, происходящих между его объектами, всё остальное – это только информация. Человек в течение всей своей жизни встречается со знаниями, которые отражаются в нём в виде фантомов окружающих его реальности в сопровождении определённых эмоциональных состояний иллюзий значимостей этих фантомов, которые так же отражаются в нём и запоминаются, что формирует  в человеке определённое отношение к воспринятой реальности мира.

Если мы поместим двух людей в одни и те же условия реальности мира, то опыт, который они получат при восприятии одной и той же реальности, не будет для них одинаковым. Это связано с тем, что генетическая память этих людей в своих влияниях будет содержать в себе различные предпочтения и, кроме того, внутриутробный период формирует у плода фундамент его эмоциональной системы, так как в этот период он находится, в эмоциональной атмосфере матери и её отношениях ко всему, что её окружает. И здесь следует так же сказать о влияниях на формирование будущего человека Психического существа, которое ещё находясь на психическом плане, выбирает будущих родителей того ребёнка, в котором оно будет воплощено.

Ни один человек не знает предназначения, уготованного ему судьбой, потому что оно скрыто от него неведением – он может осознавать только пройденные этапы своей жизни, которые привели его к определённым обстоятельствам, и на основании этого предполагать возможное ближайшее будущее. Человек не осознаёт того, что на самом деле в его жизни реальными определённостями являются не материальные объекты, которыми он может владеть, и не власть над себе подобными, а пути, которыми он должен пройти, чтобы получить предназначенный для него опыт. И все его ценности, с которыми он встречается на пути – это только знаки, определяющие состояние его сознания, которое сформировалось в нём в процессе полученного опыта. В тех случаях, когда сознание человека задерживается в своём развитии, будучи захваченным, какой-то значимостью проявленного мира, то это ведёт к тому, что движение человека, по возможному для него пути, прекращается, и он начинает врастать в какую-либо захваченность, становясь её выразителем. Таким образом, человеческая жизнь – это путь от одной определённости к другой, каждая из которых – характеризует динамику развития его сознания. Но весь этот процесс характерен только для обывателя, целью которого является удовлетворение физических витальных и ментальных потребностей. И в этом смысле, каждый человек живёт на своём индивидуальном островке или острове, на котором он имеет свои индивидуальные благополучия и удовольствия. Иногда между островами строятся мосты, но это не объединяет острова, люди всё равно в значительной своей части продолжают жить каждый на своём острове. Правда, чаще всего один из них пытается навести на соседнем острове такой порядок, который он считает правильным, но это часто приводит к диссонансу отношений и однажды этот мост может быть разрушен. В этом проявленном мире возможны множество вариантов взаимоотношений людей друг с другом, но почти всегда эти взаимоотношения не приводят к полному слиянию «островов».

Духовная работа – это тоже путь, на котором у человека нет определённостей, свойственных проявленному миру значимостей и нет присвоения, потому что духовный путь – это путь жертвенности, на котором духовный искатель постепенно освобождается от стандартных определённостей, жертвуя ими ради внутреннего пути, и в то же время исследует состояния, возникающие при взаимоотношениях со значимостями этого мира или же при реакциях своего эго. Можно сказать, что человек в своих взаимоотношениях с проявленным миром живёт вовне, а тот человек, который идёт духовным путём, живёт во внутреннем индивидуальном мире. И тогда он живёт одновременно в двух мирах, так как физическое тело – это средство, необходимое во взаимоотношениях с проявленной реальностью этого мира, и его необходимо сохранять в работоспособном состоянии, потому что без него никакая внутренняя работа сделана быть не может. И что очень важно, физическое тело, через свой генетический аппарат связывает человека со всеми вселенными Мироздания.

Духовную работу человека можно сравнить со спиралью, по которой человек восходит в направлении бесконечного совершенства – от неведения к знаниям. И для того, чтобы это стало возможным, он делает постоянные направленные усилия. Но так как человек – это только часть Бога, потому что всё мироздание с его вселенными и бесчисленными формами жизни в них – это только средства Бога, при помощи которых Он реализует своё намерение, устремлённое к бесконечному совершенству.. Не следует думать, что Бог существует отдельно от всех объектов мироздания, и где-то там, в беспредельной бездне пространств бесчисленных вселенных, или планов сознания, совершает свою бесконечную работу. И к этому можно добавить, что Мироздание не является неким пространством, существующим отдельно от бесчисленных вселенных, заполняющих его. Все вселенные, входящие друг в друга, каждая из которых имеет свою гамму вибраций – это и есть тело мироздания.

Но если это так, если все усилия, которые Бог прилагает в своей бесконечной эволюции, он проявляет в каждом объекте Мироздания, то в чём эти усилия проявляются в человеке, и в других формах жизни, и всевозможных космических телах? Во-первых, в стремлении жить, что может быть удовлетворено в пищевой цепочке, необходимой для сохранения жизни особенностью которой является наличие обратной связи. Обратная связь создаёт условия, в которых возможны совершенствования различных форм жизни, например, сосуществование хищников и травоядных, которые необходимы друг другу. Хищники, чтобы выжить, должны иметь определённые качества, без которых пища для них будет недостижимой. В свою очередь, их жертвы так же должны быть достаточно восприимчивы и быстрыми, чтобы не стать пищей для хищников. Если хищников будет слишком много, то вскоре им будет не хватать пищи. Если же травоядные животные окажутся в безопасных условиях, то они со временем так же начнут деградировать.

Но, обратите внимание, для того, чтобы жить, живым существам необходимо постоянно делать усилия и это на всех уровнях жизни. Но так как все живые существа являются частью пищевой цепочки, то все они должны воспроизводить себе подобных. В тех же случаях, когда живой организм оказывается не съеденным, то он умирает, чтобы освободить место для других себе подобных.

Корни человека берут своё начало в животном мире и, поэтому, если в какой-то своей части он не делает усилия, то она, эта часть, деградирует, и если условия существования человека безопасны для жизни и достаточно комфортны, то это так же ведёт к деградации всего человека и его смерти. Человек будет умирать до тех пор, пока он будет частью пищевой цепочки. И совсем не обязательно он должен быть съеден физически, так как он ещё и разумное, творческое существо и результаты деятельности его ума и сознания так же могут «поедаться» другими людьми, да и сам он, чтобы жить, должен поедать растения и животных.

Высокоразвитым существам, к которым следует относить человека, Бог дал стремление к познанию реальности мира и даже к познанию самого себя. И эти два уровня познания тесно связаны между собой, посредником между которыми является внешняя часть человеческого существа. Внешний реальный мир отражается в человеке в виде соответствующих ему фантомов, а значимость объектов внешнего мира – в виде иллюзий, соответствующих потребностям человека. Поэтому все стремления человека, ограниченные значимостями этого проявленного мира – иллюзорны. Получается так, что внешняя часть человека использует для своего существования внешнюю проявленную часть мира с его значимостями, а внутренняя истинная часть, используя сознание человека, исследует внутреннюю реальность, которая связывает человека с бесконечной непроявленной реальностью мироздания

Мы говорили о том, что Бог, проявляющий себя в каждом существе и в каждом космическом теле, стремится к бесконечному совершенству и абсолютному знанию, потому что Бог – это космическая форма жизни, которую можно сравнить с бесконечным, постоянно меняющимся потоком, в котором неизменным является только процесс, устремленный к самопознанию своей беспредельной реальности. И здесь мы можем поставить знак равенства между стремлением к самопознанию и стремлением к совершенству. Можно сказать, что Бог в своём стремлении к самопознанию снимает покровы неведения Абсолюта, что ведёт не только к расширению мироздания и появления в нём новых, всё более совершенных вселенных, но и трансформации всего своего безмерного тела. И всё, что относится к беспредельностям Его существования, для Него не содержит в себе неведения. И тогда у нас может возникнуть вопрос, если всё множество вселенных или планов разума составляют великое тело Мироздания, которое мы называем Богом, то, может быть, Богом мы называем некое коллективное существо, состоящее из множества вселенных.

Противоположности – неведение и знание существуют только для живых существ, имеющих своё предназначение. Причём, чем более примитивным является существо, тем в большей степени выражено в нём неведение. Живые организмы, находящиеся на низком уровне развития, живут в океане неведения и существование их поддерживается автоматизмами, данными им природой. Человек – универсальное существо и в нём находят своё отражение все формы жизни от самых примитивных, до высоко разумных. Поэтому, все стремления, которые присущи всему животному миру Земли, в различной степени присущи и человеку.

Но тогда, возможно, несвоевременно говорить о какой-то супраментальной трансформации всего человеческого существа, потому что для этого необходима трансформация и самых низких его проявлений, или, человек должен будет оставить своё тело Земле, как не пригодное для духовной эволюции. С этой проблемой встретились и  древние мудрецы – Риши Ангирасы. Шри Ауробиндо нашёл способ решения этой проблемы, которая на первый взгляд казалась неразрешимой. Рассмотрим метафору, показывающую пути, следуя которым, человек может не оставляя тело своё земле, войти в супраментальную реальность мироздания. Мы говорили о том, что Бог в своём бесконечном восхождении к совершенству поднимается по спирали. А так как всё в этом мире является проявлением Бога, то для примера мы можем взять человека, который состоит из плотной и инертной части – физического тела человека, которое в свою очередь состоит из клеток, затем следует витальная часть, ментал и Центральное существо с Психическим существом. А теперь представим вертикальную спираль эволюции сознания: на нижнем витке этой спирали, как самое инертное, находится физическое тело, состоящее из клеток, на следующем её витке – витальное тело человека с его желаниями, на третьем витке этой спирали находится человеческий ментал и на четвёртом – безличностное Центральное существо с его истинным физическим, истинным витальным и истинным ментальным частями,  и психическое – личностное. Психическое существо интенсивно стремится к в верх по восходящей спирали, потому что его предназначением является – стать единым со своим источником – с высшей частью сознания Божественного. Но это для Психического существа станет возможным только тогда, когда оно трансформирует ум, витал и сознание физического тела человека, так как человек – это единая система, состоящая из уже названных нами частей. 

При трансформации сознания при помощи влияний Психического существа вся эта система, которую мы называем человеком, поднимется на следующий – более высокий виток спирали восхождения сознания. И так будет продолжаться до тех пор, пока тело человека не будет полностью одухотворено. Но при таком восхождении каждый план сознания, на который будет подниматься сознание человека в свою очередь будет своими влияниями, нисходящими сверху так же будет участвовать в трансформации всего человеческого существа. При этом человек постоянно будет прилагать усилия, чтобы освободиться от влияний того плана, на котором находится его сознание. И духовное восхождение человека по бесконечной спирали эволюционирующего сознания, всегда будет сопровождаться усилиями, при помощи которых человек будет освобождаться от зависимостей, каждого последующего плана реальности. Это происходит во всём мироздании. Даже звёзды поддерживают свою жизнь, используя для этой цели энергию времени (См. работы академика Козырева Н. А.).