Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ДВА ВАРИАНТА ОПОРЫ

--

 

В духовной практике есть много неожиданных трудностей. Здесь мы рассмотрим одну из них, касающуюся психологической опоры человека. Для людей, живущих обычной жизнью обывателя, независимо от того, какое место в социальной иерархии они занимают, очень важна определённость всевозможных значимостей внешнего мира, которая позволяет им ориентироваться в этом мире. Эта определённость должна соответствовать мировоззрению человека, в котором сформирована его позиция, определяющая его индивидуальное отношение к реальности мира. и у каждого человека есть свой эталон определённости, иногда фантастический. Можно сказать, что каждый человек захвачен какой-то определённостью, которая является для него главной опорой и носителем смысла в его жизни. В этой определённости всегда присутствуют какие-то материальные объекты или какие-то люди и взаимоотношение человека с ними. И, конечно же, у каждого человека есть определённость не сиюминутная, а та, которая заполняет всю его жизнь. И определённости не всегда бывают положительными, к которым стремится человек, но и отрицательными, которые так же могут заполнять человеческую жизнь, придавая ей определённый смысл. Для примера можно привести произведение Н. В. Гоголя:  «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». И когда череда определённостей вдруг прерывается проблемами, то для любого человека, живущего интересами этого проявленного мира, – это всегда нежелательные изменения его жизни. Но проблемы решаются или сами собой проходят, и вновь наступает полоса определённостей, возможно, других, потому что проблемы всегда происходят на перекрёстках дорог, и способ решения проблем определяет, в каком направлении поведёт человека следующая цепочка определённостей. И так проходит вся жизнь, в которой даже старость и смерть – определённости. И человек уверенно смотрит в будущее, в котором его ждут известные ему определённости, с привычным для него благополучием. Правда, есть и такие люди, которым жизнь кажется пустой и никчемной, если в ней мало проблем, недостаточно новизны и неопределённостей, которые надо преодолевать, к ним привыкать, приспосабливаться или же их к себе приспосабливать. Это авангард человечества, создающий и открывающий  новые определённости, которые со временем станут привычными для обывателя, и будут разнообразить и украшать его мир определённостей. Большинство людей стремятся к определённостям, потому что сами состоят из определённостей. Можно сказать, что одни и те же элементы мозаики составляют внутреннее поле мировоззрения человека, и отличие людей друг от друга только в том, что эти элементы мозаики в них располагаются  в индивидуальной последовательности для каждого человека.

Определённости, из которых состоит человек, и определённости внешнего мира гармонично сочетаются друг с другом, поэтому люди осознают в этой определённости для себя опору. И даже то, что все определённости этого мира преходящи и имеют своё начало и свой конец, является для человека одной из привычных для него определённостей. Конечно, среди них есть те, которые особенно значимы для человека, и есть второстепенные, определяющие границы его возможных интересов.

Рассматривая проявления жизни на Земле, мы можем увидеть, что этот проявленный мир имеет множество определённостей для всех форм жизни, обитающих на этой планете. Даже вирусы – эти переходные организмы между живой и неживой природой в своём существовании опираются на необходимые для них определённости, при отсутствии которых они могут погибнуть. Можно сказать, что это свойство всех форм жизни и внешнего проявленного мира характерно для всего сущего на Земле. Но это не означает, что можно поставить знаки равенства между различными формами жизни, начиная от вируса и заканчивая человеком, потому что каждая форма жизни имеет своё предназначение.

Мы здесь говорили о двух типах людей, для которых опорой являются определённости этого проявленного мира с его значимостями. Но есть и третий немногочисленный тип людей, предназначением которых является не реализация себя в этом проявленном мире, а выход за его пределы. И, поэтому, определённости, которые являются опорой и смыслом жизни обывателя, для этой категории людей являются балластом, якорями и в то же время трамплином, отталкиваясь от которого они могут выйти за пределы притяжения проявленного мира значимостей. Но для того, чтобы это стало для них возможным, они должны придать определённостям (известным значимостям) проявленного мира другой смысл, в котором все эти значимости должны рассматриваться, как средства для внутренней работы. 

Для внутренней работы человек использует внутреннее внимание, которое не фокусируется на деталях объектов но захватывает всё внутреннее пространство в котором находится исследуемый объект. Этим объектом может быть какое-угодно внутреннее состояние: эмоция, желание, стремление, влечение, отношение к кому-либо или к чему-либо, побуждение и вообще любое состояние, которое может возникнуть не зависимо от каких-то внешних влияний.

Само по себе такое исследование не только позволит в дальнейшем управлять своим эмоциональным миром, но оно вскоре вызывает у человека знание, что все эти исследуемые им состояния ему не принадлежат, но входят в него извне, через определённые чакры. Но это не является основным результатом, ради которого эти исследования проводятся. Более важным является формирование в сознании человека «свидетеля», который и является источником внутреннего внимания. В связи с тем, что внутренняя работа становится для человека постоянным процессом, то всевозможные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с реальностью мира, становятся для него основной значимостью. Это ведёт к тому, что прежняя привлекательность внешних значимостей в значительной степени уменьшается, так как они теперь служат уже другой цели.  «Свидетель» приобретает способность осознавать всё более тонкие проявления различных состояний, и это его качество формируется по мере того, как человек стремится осознавать всё более слабые состояния. И так как человек при внутренней работе, направленной на осознание различных состояний, делает это не в какое-то определённое время, а тогда, когда эти состояния или реакции возникают, то к этому привлекаются самые различные его субличности, что, в конечном счёте, формирует его намерение. Действительно, человек исследует самого себя не ради самопознания, которое может пригодится ему для того, чтобы быть более успешным в проявленном мире, а ради пути, ведущему к бесконечному совершенству. А человеческие субличности, которые являются в действительности только различными гранями нашей целостной личности, проявляют себя в тех условиях, которые им созвучны, и это всегда сопровождается определёнными эмоциональными состояниями, степень выраженности которых может быть различной. То это приведёт к тому, что со временем вся наша целостная личность будет подчинена подобного рода исследованиям. И это станет основным стремлением каждой субличности. И тогда основное стремление человека уже не будет привязывать его к различного рода значимостям этого мира, и те соблазны, которые прежде привлекали человека, потеряют для него свою прежнюю значимость. В связи с этим, всевозможные прежние привязанности и захваченности потеряют свою силу, и то намерение, ради которого человек систематически исследовал самого себя станет для него основной устремлённостью и основным смыслом его жизни.

Обычно, когда мы осознаём какие-то состояния, то для этого используем внешнее внимание, которое определяет проекцию этих состояний, например, боль позывы к естественным отправлениям, чувство голода и т.д. Можно сказать, что внешнее внимание является средством, при помощи которого проявляется какая-то часть непроявленного мира и позволяет человеку ориентироваться в этом мире при взаимоотношениях с ним. Его можно сравнить с приёмником, настроенном на принятие средних и длинных частот радиоволн.

В то же время, внутреннее внимание способно воспринимать пространства и объекты, находящиеся в этом пространстве, и все их особенности, непроявленной реальности Мироздания. Его можно сравнить с приёмником, принимающим ультракороткие частоты радиоволн.

Духовная работа искателя состоит в том, что он в осознании реальности мира, начинает опираться не на внешнее внимание, а на внутреннее, что в корне меняет значение всех ценностей этого проявленного мира, к которым человек привязан через его внешнее внимание. Это совсем не значит, что внешнее внимание становится человеку ненужным. Оно продолжает оставаться для человека необходимым, так как без него невозможна какая бы то ни было внешняя деятельность.

Второй особенностью духовной работы является стремление человека освободиться от зависимостей внешнего мира, представленного всевозможными значимостями. И это становится возможным только тогда, когда человек в своей внутренней работе станет опираться в основном на внутреннее внимание.

Третьей особенностью внутренней работы является стремление состоянию полного покоя и неподвижности внутри себя, который не должен нарушаться при любых событиях внешнего мира.

Четвёртой особенностью, к которой должен стремиться духовный искатель – это увеличение, насколько это доступно для человека, восприимчивости, без которой невозможно восхождение сознания на более высокие планы реальности, и невозможность физической трансформации человека.

И, наконец, пятой особенностью является неизменная устремлённость духовного искателя в направлении бесконечного совершенства и бесконечной истины, приводящей всё сущее в Мироздании во всё возрастающую гармонию. Человек в этих стремлениях никогда не придёт к месту, где его постоянные внутренние усилия заканчиваются, так как этот путь, в отличие от ограниченных в пространстве и времени, внешних путей, во всех своих проявлениях не имеет пределов.

И если для обывателя, живущего интересами внешнего проявленного мира значимостей, опорой является всё, что имеет свои пределы – и то, что выражено материально, и те иллюзии, которые являются своеобразной буферной системой между человеком и действительной реальностью внешнего мира, то опорой для духовного искателя является то, что не имеет статической определённости и тех иллюзий, через которые эта определённость воспринимается, для него важным является устремлённость, направленная к бесконечно удаляющемуся совершенству. Это путь Божественного намерения и человеческого предназначения, который никогда не будет завершён, но только будет переходить из одной формы реализации к другой – более совершенной.

Все пути начинаются здесь на Земле, и те, которыми человек ходит по кругу в ловушке этого проявленного мира значимостей, и те, которые выходят за пределы проявленности мира. И судьба человека зависит от его выбора – что он предпочтёт иметь своей опорой – или жизнь, которая имеет своё начало и свой конец, или же путь, ведущий в бессмертие.

Путь ведущий в бессмертие однажды приведёт человека к той черте, за пределами которой у него не останется даже малейшей привязанности к каким-либо ценностям проявленного мира, и исчезнут все опоры, которые в своей основе имели значимости этого мира. И, так как эти иллюзорные опоры являлись связующим звеном человека и проявленного мира, то исчезновение этого звена, переживается человеком как утрата чего-то важного и необходимого для его существования. Иногда возникает состояние потерянности и даже состояния одинокости, так как общения с многими, прежде близкими людьми становятся беспредметными и пустыми.

Но этот переходный период однажды приходит к концу и прежние опоры, и принципы жизни обесцвечиваются и теряют для человека свою былую привлекательность. Прежняя жизнь, с новых позиций, сформированных в процессе внутренней работы, выглядит бессмысленной, суетливой и пустой. И человек осознаёт, что он уже никогда не сможет стать прежним, так как путь, на который он вступил, не имеет обратного движения. Но это только первый этап внутренней работы искателя, и впереди его ждут ещё многие испытания, потому что трансформация тела начинается с трансформации его клеток, которые очень тесно связаны, через свою генетическую систему, со всеми планами сознания. И низшая природа будет использовать все доступные для неё средства, чтобы не допустить возможность выхода человека из-под её власти.