Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЖИТЬ ИЗНУТРИ часть 2

--

 

Шри Ауробиндо говорил, что надо «жить изнутри». Действительно, если человек не научиться «жить изнутри», то для него будет закрыта возможность идти духовным путём, который невозможен без внутренней работы духовного искателя. Что имел в виду Шри Ауробиндо под «жизнью изнутри»?

Человек воспринимает внешний мир при помощи внешних органов чувств, которые стоят на первом месте при восприятии реальности мира, и большинство людей не придают никакого значения внутренним реакциям человека на воспринимаемый им внешний мир. Например, в беседе с человеком мы иногда осознаём состояние говорящего и его истинные цели общения с нами, как будто кто-то внутри нас подсмотрел скрываемое от нас своё намерение. И таких примеров, когда во внешнем мире нет ясных признаков чего-то скрываемого от нас, но почему-то это знаем, или, точнее, что-то внутри нас это знает, можно привести множество. Но это станет понятным, если мы согласимся с тем, что кроме внешнего внимания мы имеем ещё и внимание внутреннее. Когда мы осознаём в себе какое-то состояние или эмоцию, то это происходит не при помощи внешнего внимания. Наши желания и побуждения, и всевозможные реакции эго, так же воспринимаются не при помощи внешних органов чувств, или внешнего внимания. Можно предположить, что для восприятия внешней реальности природа дала человеку внешнее внимание, а для восприятия реальности внутренней – внимание внутреннее. Но, в действительности, внутреннее внимание – универсально, так как оно способно воспринимать и внешнюю, и внутреннюю реальность.

Как внешнее, так и внутреннее внимание человека – это функция его сознания, но если внешнее внимание, например, зрение, направлено на всевозможные внешние объекты проявленного мира значимостей, то внимание внутреннее воспринимает непроявленную сторону реальности мира. И есть ещё и другие различия между внешним и внутренним вниманием. Например, внешнее внимание последовательно фокусируется на различных точках воспринимаемых объектов, создавая из отдельных воспринимаемых элементов целостную мозаичную картину реальности. Можно сказать, что человеческий глаз – это усовершенствованный фасеточный глаз насекомых. С той разницей, что у насекомого нет периферии поля зрения, как у человека, где восприятие выражено не чётко Следующим очень важным отличием внутреннего внимания от внешнего является его способ восприятия внутренней или внешней реальности. Внутреннее внимание в отличие от внешнего, не фокусируется на отдельных частях объектов, а, напротив – расфокусировано, благодаря чему объект, на который направлено внутреннее внимание, оказывается внутри поля его восприятия и, поэтому становится возможным восприятие тех состояний и характеристик, которые невозможны при восприятии реальности сфокусированным внешним вниманием.

«Жить изнутри» возможно только при радикальном изменении своих позиций по отношению к значимостям проявленного мира, в том числе и по отношению к самому себе. Это изменение своего отношения к различным переживаемым состояниям и это радикальная смена парадигмы цели и предназначения человека в этом мире. Рассмотрим некоторые особенности жизни изнутри. Человек, окружённый значимостями проявленного мира, не осознаёт, что находится в ловушке его значимостей. Проявленность мира, воспринимается им, как единственная реальность значимая для жизни. В таком случае человек будет стремиться реализовать себя в пределах окружающего проявленного мира.

Но мы уже однажды говорили, что все планы сознания заполняют одно и то же пространство всего мироздания, следовательно, и в пределах Земли, и даже внутри самого человека – все они представлены в той или иной степени. Тогда, то, что мы называем проявленным миром, состоит из многих элементов, принадлежащих различным планам сознания. И то великое разнообразие в растительном и животном мире, и великое разнообразие человеческих характеров и стремлений, зависит от реализации многих планов сознания на плане Земли. Каждая форма жизни отражает в себе преимущественно какой-то план сознания, а все остальные планы занимают в природе и в человеке только оставшееся «пространство».

Сознание человека должно исполнять роль посредника между Психическим существом и внешним миром, а ментал, витал и физическое – должны быть только средствами бытия человека в проявленном мире, и исполнителем воли его истинного «Я». Но силы низшей природы, которых люди ассоциируют с дьяволом, отделили Психическое существо или истинное «Я» от сознания человека антиподом Божественной души или эго, которое, не имея собственной активности, искажает любые намерения Божественной души в человеке, превращая его в слугу намерений дьявола. Так, стремление истинного «Я” к совершенству, превратилось в стремление к значимости, а жажда знаний – в жажду обладания. Единство превратилось в партнёрство, а жертвенность в выгоду. Проявленный мир изначально был предназначен для совершенствования человека, на пути к его духовному предназначению – эго превратило его в ловушку человеческого сознания. Реальные значимости проявленного мира, являющиеся средствами для внутренней работы человека, превратились в соблазны, ограничивающие сознание людей пределами проявленной реальности Мироздания.

В каждом человеке существует две программы, определяющие смысл его жизни. Одна из них в своей основе имеет стремление к совершенству, к которому ведёт путь истины. Вторая же побуждает человека стремиться к счастью, и не важно, какими способами это счастье будет получено, даже если пути к нему будут сопровождаться всевозможными формами лжи и страданиями и даже гибелью других людей. Обыватель не осознаёт, что всё в этом мире временно и очень часто реальность подменяется иллюзией, и стремится к счастью, иногда жертвуя своей человечностью. Тем более, что во внешнем проявленном мире различные значимости, даже в основе своей разрушительные, выглядят привлекательными или же необходимыми. Находясь под влиянием значимостей, сознание человека в значительной степени деформируется, и его мировоззрение приобретает патологическую направленность. Но такая деформация происходит и тогда, когда человек осознаёт в окружающем его проявленном мире всевозможные формы лжи и осуждает их. Правда, для этого ему необходимо приблизить к себе осуждаемое, что приводит к тому, что человек захватывается тем, что он осуждает, что деформирует его сознание, делая человека тусклым и неприемлемым для общения. Если человек читает, слушает, смотрит, говорит только о негативном, то в его мировоззрении вокруг ядра его личности вращаются только фантомы, имеющие низкие вибрации, что, разумеется, не делает его сознание более высоким. И если человек из многой информации выбирает только негативную, или же только позитивную, потому что его сознание зашорено предшествующей его психологической обработкой, то это свидетельствует о его первоначальной неустойчивости его сознания, что позволяет определённым внешним влияниям сделать его видение и понимание мира однобоким. Незашоренное сознание видит как плюсы, так и минусы и их цели. Человек, «живущий изнутри», знает, что любые события и любые объекты, например, люди, взаимодействующие с реальностью мира, имеют как положительные, так и отрицательные качества, и используют маски иллюзий, для того, чтобы достичь желанной цели. Мудрый тот, кто видит все грани или большинство из них, а глупый видит тенденциозно, только одну грань и не замечает остальные грани и, нередко бывает агрессивен, когда кто-то пытается снять с него шоры. Это является причиной однобокого восприятия реальности и конфликтов в отношениях между людьми.

Человек, «живущий изнутри» знает, что проявленная реальность мира имеет одновременно два предназначения – одно из них способствует восхождению сознания, а другое – на сосредоточенности его на значимостях проявленного мира и даже на нисхождении сознания. Осознавая обе грани проявленной реальности, человек получает возможность делать выбор и стать на позиции какого-то одного предназначения. Правда, это сделать не всегда легко, так как человек привык и устроился с относительными удобствами в той ловушке проявленного мира, которая стала для него единственной безальтернативной реальностью, в которой всё определено – как «чёрное», так и «белое». Тем более, что другое, истинное предназначение этого мира, не имеет привычных для человека определённостей, но использует имеющиеся, как опору, для вхождения в поток восходящего Божественного намерения. В своей внутренней работе человек использует внешние значимости, чтобы отталкиваться от них, как плотогон отталкивается шестом от дна, как плывущий в лодке отталкивается от воды вёслами. Тогда, человек, идущий внутренним путём, воспринимает обывателей, независимо от их социального ранга, привязанными к значимостям проявленного мира, которые увлекают их в своём потоке к завершению игры. Действительно, человеческая жизнь обывателя, сравнима с театральной постановкой, которая имеет своё начало и свой конец. И ни одному из людей, живущих значимостями проявленного мира, никогда не удастся забрать с собой все удобства, которыми они окружили своё бренное существование на Земле. Человек может избежать фатального конца своей жизни, к которому увлекают его иллюзии этого проявленного мира, только в том случае, если он при выборе предпочтёт путь восхождения, ведущий к совершенству, а не к предназначению, ведущему в направлении сомнительного счастья. Это станет для него возможным только тогда, когда он будет воспринимать в себе и осознавать непроявленные грани значимостей проявленного мира – различные эмоциональные состояния, реакции эго, различные влечения к значимостям проявленного мира. Человек должен знать, что любые привязанности к значимостям этого проявленного мира – это ловушки определённостей, создающие иллюзии благополучия и, пусть даже относительного, счастья. То, что человеком воспринимается как определённость, пусть даже относительная, в действительности является единством с потоком, который сделал человека частью самого себя. И это состояние благополучия, при котором реальность этого мира воспринимается человеком как его привычный дом, является признаком того, что человек полностью захвачен значимостями, которыми он окружён и у него уже нет никакого выбора.

 В то же время, искатель постоянно делает усилия, в которых он стремится к совершенству и противостоит потоку определённостей мира значимостей, уносящего обывателей в водовороты смерти.