ОБ ОПОРЕ В ЖИЗНИ

Грани человеческой личности не характеризуют человека как хорошего или плохого, и не определяют способы его реагирования на возникающие обстоятельства. Скорее грани личности определяют потребности человека. Слово «потребности» со словом «потреблять» имеют одинаковый корень, но «потребности» могут содержать в себе и стремление отдавать. Грани человеческой личности только тогда гармоничны, когда потребности брать и отдавать уравновешены. Но гармоничных людей очень немного, чаще всего встречаются люди, у которых наиболее выражены грани, нуждающиеся в потреблении, аппетиты которых растут по мере удовлетворения их потребительского голода. И относительно мало тех, которые готовы жертвовать, бескорыстно отдавать и материальные ценности, и свои силы, и свое время. Грани человеческой личности – это потенциальная опора человека во внешнем мире, его каналы связи с миром, благодаря которым человек может сохраняться, как конкретная индивидуальность. Каждая грань личности человека нуждается в пище и не только на материальном уровне, но и на витальном, ментальном и  духовном. Для человека может быть опорой не только тот, за которым он защищен от всевозможных невзгод, но и тот, кто нуждается в его помощи. Например, малые дети могут быть опорой для человека, если в нем есть грань, которая требует, чтобы он кому-то отдавал свою заботу. Когда после криминальной революции 1991 года многим работающим месяцами не платили заработную плату, они все же продолжали ходить на работу, ничего не получая за неё, потому что определенная грань их личности требовала от них этой работы, они не могли не работать. И это, несмотря на наступившую неопределенность, давало им какую-то опору. Заболел кто-либо в семье и его состояние потребовало о нем заботу со стороны близкого ему человека. И эта забота может стать смыслом жизни того, кто оказывает ему помощь. Т. е. даже такие обстоятельства могут стать для человека опорой его жизни. Но опорой может быть и само по себе стремление выжить. А если это удовлетворено, то еще и получить при этом дополнительные блага. И человек, получающий такого рода опору, может придти в состояние глубокого недовольства, если однажды тот, кто был во всем этом для него опорой, откажется от дальнейшего обеспечения его теперь уже привычными благами. Таким образом, опора в жизни – это некий процесс потребления или жертвы. Но опорой могут быть и условия, в которых происходит процесс потребления или жертвы. Если какой-либо человек обеспечивает условия для потребления или жертвы, то он может быть опорой для кого-либо другого. Ну а если не обеспечивает, то уж… не обессудьте. Опорой может быть и не человек, а, например, дача, или просто огород, без которых человеку не выжить.

Личность человека может быть многогранной и каждая из граней нуждается в своей реализации. Сам процесс реализации и условия, в которых эта реализация возможна, будут опорой для каждой из граней личности человека. Например, одни условия могут обеспечивать человеку его физическое существование, другие – его заботу о близких, а третьи – духовный рост. Но существует парадоксальная грань личности, жажду которой невозможно удовлетворить какими бы благоприятными ни были условия для остальных граней личности – это эго. Оно с одной стороны ненасытно, а с другой вечно недовольно тем, что является опорой для его носителя – человека. И не только потому, что оно ненасытно, но ещё и потому, что оно хочет быть более значимым, чем любые мыслимые условия или тех, кто обеспечивает эти условия. Поэтому мы встречаем людей, которым «вместе тесно, а врозь – скучно», или читаем в сказках, таких как «сказка о рыбаке и рыбке».

У людей есть одна интересная особенность – они быстро привыкают к хорошему и считают, что тот, кто обеспечивает эти условия, обязан обеспечивать их до тех пор, пока в них будет нужда. И чтобы не стать их врагом, тот, кто обеспечивает эти хорошие условия существования, или же является опорой для какой-то одной грани их существования обязан продолжать это делать столько времени, сколько это будет необходимо для них. Но если он посмеет не выполнять свои обязанности, которые служат для них опорой, то станет врагом на всю жизнь.

Любопытно ведут себя люди с психологией потребителя по отношению к другим людям, которые в чем-то служат для них опорой. Они с ними обращаются как с одушевленной вещью, которая должна создавать для них необходимые удобства, но ничего не должна требовать для себя. Когда же эта одушевленная вещь уходит от них, то они или пытаются разжалобить свою жертву, показать, что они без неё не могут жить, или же, что бывает несколько реже, поступают по отношению к своей жертве агрессивно, стремясь заставить ее вернуться и продолжать обслуживать, как это происходило прежде.

Для человека религиозного основной опорой жизни может быть его религия, но это, возможно, только для тех, которых можно отнести к искренно верующим. Для остальных она как огнетушитель, который висит на стене и, может быть, никогда не пригодится, но пусть будет, хотя бы потому, что сейчас так принято. Если человек идет духовным путем, то он постепенно все больше отождествляется с Божественным, и со временем становится для него единственным источником и смыслом жизни. И тогда для этого человека в его жизни уже не нужны какие-то еще опоры.