Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ДВОЙСТВЕННОСТЯХ РЕАЛЬНОСТИ

--

Всё в Мироздании имеет двойное предназначение, каждое из которых является целью одной из двух основных сил – Бога и Дьявола. В действительности, эти две силы олицетворяют два направления процессов, происходящих в Мироздании – два из многих одновременно существующих направлений. Бог – это единая космическая форма жизни, проявляющая себя в Абсолюте, как Мироздание с её устремлённостью к бесконечному совершенству.

Для человека Бог сравним с беспредельностью – не пространственной, но непонятной и непознаваемой реальностью, по крайней мере, для современного человека. Каждое живое существо имеет свою беспредельность. Для аксолотля его миром является тот водоём, в котором жили его предки, и будут жить потомки, является его вселенной, а всё что за пределами его возможностей познания – это беспредельность – непознаваемая реальность. Конечно, аксолотли не способны к такого рода логическим рассуждениям, и он не знает, что его возможное будущее может быть иным, чем то, в котором он находится в своём ограниченном водоёме. Он не знает, что может стать саламандрой, но для этого он должен внутренне измениться. И у саламандры будет своя беспредельность, отличная от беспредельности её личинки – аксолотля.

То же самое можно говорить и о людях, у каждого из которых так же своя беспредельность, в центре которой располагается определённость, и в центре этой определённости находится сам – человек. Определённость – это «пространство», в котором человек может удовлетворить свои интересы. Это «пространство» невозможно измерить какими угодно мерами длины, оно определяется степенью реализации многогранных  возможностей человека. Для человека, намерением которого является устремлённость к истине, вполне достаточным будет пространство монастыря или даже своей кельи, но мы можем сказать, что пространство, в котором он совершает свою работу – беспредельно, потому что внутри себя человек открыт беспредельности. В этом пространстве он не нуждается ни в партнёрах, ни в материальных и социальных значимостях – для него необходимыми являются только условия, в которых он может совершать свою работу. Всё выглядит иначе, например, если человек стремится достичь определённых успехов в своей материальной жизни этого проявленного мира, или же занять какое-то значимое место в социальной иерархии в каком-то человеческом объединении, но у него по ряду причин все его стремления к желаемому, оказываются не эффективными. Обстоятельства, оставляют ему слишком мало «пространства», в котором он не может развернуться так, как бы ему хотелось. Причин этому может быть множество, но мы здесь говорим о пространстве, в котором человек может удовлетворять свои потребности. Каждая грань человеческой личности стремится получить во внешнем мире максимальную реализацию, но внешний мир всегда в чём-то ограничивает возможности человека, этим самым определяя размеры его психологического пространства. Для человека, занимающегося наукой, его пространство будет резко ограничено, если он не будет иметь необходимой материальной поддержки. Таким образом, говоря о пространстве человеческой активности, мы имеем в виду пределы необходимостей, но за этими пространствами есть ещё и другие – пространства возможного, которые человек может быть никогда не использует, но их наличие для него очень важно. Примером могут быть советские времена, когда выезд за пределы СССР был для многих затруднён. Возможно, человек и так никогда бы не поехал за границу, и причин может быть этому множество, но когда нельзя – это совсем другое дело – это ограничение пространства возможного. В большинстве случаев ограничение пространства возможного и, тем более, необходимого, вызывает в человеке состояние любопытства, а иногда раздражение и другие не лучшие состояния. Таким образом, человек нуждается в определённом психологическом пространстве, в котором его возможности могут быть реализованы, более того, для него необходимы дополнительные пространства, для удовлетворения тех возможностей, которые может быть никогда не реализуются. В действительности, стремление иметь пространства возможностей связано с присутствием в каждом человеке жажды познания мира. Для этой жажды очень важно, чтобы было что-то не познанное, не исследованное, не испытанное. Кроме заграницы географической могут быть всевозможные другие заграницы – за границей дозволенного, за границей разумного, за границами нормы и др. Человеку не нравятся пределы, ограничивающие его собственные стремления и необходимости, но в то же время, что выглядит парадоксально, он с готовностью ограничивает других людей (и животных тоже), если предоставляется такая возможность. Действительно, люди, имеющие власть используют запретительные меры для подвластных, позволяя себе то, что не разрешено зависимым от них. В этом проявляется стремление человека сохранить свою индивидуальность со всеми её желаниями и стремлениями, и одновременно расширить, увеличить свою значимость.

Значимости этого проявленного мира определяют его пределы, и человек, замкнутый внутри этих пределов, является частью этих значимостей. Но зная, что человек является двойственным существом, в котором внешняя его часть, состоящая из физического тела, витала и ума, принадлежит проявленному миру, а внутренняя – непроявленная часть, является представителем в человеке Божественного намерения, мы должны быть уверенны в том, что такая двойственность человека связана с его предназначением в Божественном Мироздании. И в этом предназначении нет ничего лишнего или случайного – необходимым является и его внешняя часть, замкнутая среди значимостей проявленного мира и его истинная часть, без которой предназначение человека не может быть реализовано.

Для внешней части человеческого существа значимости проявленного мира являются единственной ценностью, ради которых человек существует на Земле, по крайней мере, так он считает. В то же время для внутренней – его истинной части, значимости проявленного мира предназначены для формирования в человеке более высокого сознания. И если во внешнем проявленном мире добро и зло служат ориентирами, руководствуясь которыми, человек стремится ко всему, что является для него добром, и старается избегать всего, что является для него злом, то для внутренней истиной части не существует добра и зла, как ориентиров жизни, но эти проявления Божественной реальности на Земле являются средствами, которые человек на внутреннем пути использует для восхождения своего сознания в направлении бесконечного совершенства. Человек стремится к определённостям во внешнем проявленном мире, надеясь в этих определённостях получить для себя опору в жизни, в то же время духовный искатель создаёт для себя определённости в бесконечном потоке Божественного намерения устремлённого к истине. Религии ограничивают устремлённости человека своими догмами, за пределами которых власть религий заканчивается и начинается поле греха, но для духовного искателя все проявления реальности этого проявленного мира являются средствами его внутренней работы. Как мы уже говорили, у Бога нет ничего лишнего или случайного и все значимости этого мира имеют своё духовное предназначение. Говоря о добре – мы относим его к Богу, а источником зла считаем мы дьявола, но человеческое эго, которое является резидентом дьявола в каждом человеке, имеет свой спектр значимостей, среди которых свои места занимают как добро, так и зло этого проявленного мира. Действительно, жулик, укравший кошелёк с деньгами и олигарх, грабящий целую страну, считают результат своих действий добром (для себя), в то время как пострадавшие оценивают их деятельность как зло. Человек, идущий духовным путём, использует любые процессы, происходящие в окружающей его реальности для роста своего сознания, потому что истинным добром является стремление к всё восходящему совершенству.

Бог и дьявол – это две руки величайшего Божественного, которые управляют всеми процессами в мироздании, основной целью которых является бесконечная эволюция сознания, ведущая всё сущее в Мироздании к совершенству. И если Божественный устремлён к бесконечному совершенству, то дьявол проявляет в этом восходящем потоке намерения, устремлённого к совершенству, всё, что не соответствует этой устремлённости. В проявленной реальности людей, в которой неведение отделяет человеческое сознание от истинной его части, люди могут не знать о своём истинном предназначении, и не знать, что всё в этом проявленном мире значимостей одновременно является и ловушкой для человечества, и началом пути, ведущем к истинному человеческому предназначению, и школой, в которой человек должен сделать первые шаги в направлении своего бесконечного пути, ведущему к всё возрастающему совершенству.